МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МИНИСТЕРСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2007 г. N 10
О методических рекомендациях деятельности спортивных
школ Республики Башкортостан
В целях приведения республиканских нормативных актов, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо от 29 сентября 2006 года N 06-1479) и Федерального агентства по физической культуре и спорту (письмо от 12 декабря 2006 года N СК 02-10(3685) Министерство образования и Министерство по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан
постановляют:
1. Рекомендовать для использования в практической работе прилагаемые "Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации".
2. Управлениям (отделам) образования, комитетам по физической культуре, спорту и туризму администраций муниципальных образований Республики Башкортостан совместно с руководителями учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности привести деятельность учреждений в соответствие с рекомендациями.
3. Положение об учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Республики Башкортостан, утвержденное совместным Постановлением Минобразования РБ и Минспортом РБ от 7 декабря 2000 года N ОД-1318 отменить.
Министр
образования Республики Башкортостан
З.А.Аллаяров
Министр
по физической культуре,
спорту и туризму
Республики Башкортостан
В.Н.Самородов
Методические рекомендации
по организации деятельности спортивных школ
в Российской Федерации
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (далее по тексту - спортивная школа), а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в т.ч. школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.
1. Организационные основы
1.1. Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.
1.2. Спортивная школа является образовательным учреждением дополнительного образования детей и в части организации образовательного процесса руководствуется законодательством в сфере образования.
1.3. Спортивная школа является субъектом физкультурно-спортивного движения и в части организации физкультурно-спортивной деятельности руководствуется законодательством в сфере физической культуры и спорта.
1.4. Спортивные школы призваны:
а) вовлекать максимально возможное число детей в систематическое занятие спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним;
б) формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;
в) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.
1.5. Структурные подразделения спортивной школы рекомендуется создавать в виде отделений (отделов) по виду (видам) спорта или этапу подготовки.
1.6. Количество учебных групп (секций) в отделении, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и других) привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися (в т.ч. непосредственно в одной учебной группе) определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов.
1.7. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР, как правило, является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта Российской Федерации по олимпийским видам спорта.
Рекомендуемыми условиями функционирования СДЮШОР является:
- наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта и организация работы СДЮШОР на базе спортивного сооружения;
- наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство);
- наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей выполнять юным спортсменам установленные нормативные требования по видам спорта;
- традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;
- наличие спортивных клубов (центров спортивной подготовки) и команд мастеров в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся СДЮШОР.
1.8. На основании обращения учредителя вопросы, связанные с открытием, реорганизацией и ликвидацией СДЮШОР, могут быть рассмотрены на заседании межведомственной комиссии по вопросам развития детско-юношеского спорта, созданной при Росспорте.
Решение комиссии является рекомендательным для учредителя, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.
2. Система многолетней спортивной подготовки
2.1. Спортивным школам рекомендуется организовывать учебно-спортивный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовкой, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.
2.2. Организационная структура многолетней спортивной подготовки основывается на реализации этапов подготовки в соответствии с таблицей N 1.
Этапы | Основная | Период | Физкультурно- | ДЮСШ | СДЮШОР | ШВСМ, |
Спортивно- | Расширение | весь | <+> | <+> | <*> | <-> |
Начальной | Базовая | до 3 лет | <+> | <+> | <+> | <-> |
Учебно- | Специализация | до 5 лет | <*> | <+> | <+> | <*> |
Спортивного | Совершенство- | до 3 лет | <-> | <*> | <+> | <+> |
Высшего | Реализация | 3 года и | <-> | <*> | <*> | <+> |
--------------------------------
Условные обозначения: <+> - основные этапы подготовки
<*> - рекомендуется при наличии условий и возможностей
<-> - не рекомендуется.
2.3. Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
а) тестирование детей;
б) сдача контрольных нормативов с целью комплектования учебных групп;
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
2.4. Для анализа и корректировки учреждениями своей деятельности рекомендуется использовать следующие критерии:
а) на спортивно-оздоровительном этапе:
- стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля;
б) на этапе начальной подготовки:
- стабильность состава обучающихся;
- уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;
- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;
- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта;
в) на учебно-тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов;
г) на этапе спортивного совершенствования:
- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства;
д) на этапе высшего спортивного мастерства:
- стабильность успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
- достижение результатов уровня сборных команд России.
3. Условия зачисления в спортивную школу, комплектование
учебных групп и порядок перевода учащихся на каждый
последующий год обучения
3.1. Занятия в спортивной школе проводятся по учебным программам, разрабатываемых и утверждаемых учреждением на основе примерных (типовых) программ по виду спорта допущенных (утвержденных) Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта (далее - учебной программы).
Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) - СанПиН 2.4.4. 1251-03 (приложение N 2), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27.
Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся - 18 лет (для учащейся молодежи - 21 год).
3.2. При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей раннего возраста (4 - 6 лет). Условиями данного набора являются:
- наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
- наличие учебной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
- сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном учебной программой;
- наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста квалификационной категории или специальных курсов повышения квалификации.
3.3. Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом директора спортивной школы.
3.4. Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.