Содержание
Паспорт Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными
Методами
2. Основные цели и задачи Программы
3. Сроки и этапы реализации Программы
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
6. Система программных мероприятий
7. Список использованных сокращений
Паспорт
Долгосрочной комплексной Программы развития
здравоохранения Республики Башкортостан
на 2009 - 2020 годы
Наименование Долгосрочная комплексная Программа развития здравоохранения Республики Башкортостан на 2009 - 2020 годы (далее - Программа)
Программы
Основание для Конституция Российской Федерации;
разработки Кодекс Республики Башкортостан об охране здоровья граждан от 5 ноября 1993 года N ВС-21/21;
Программы Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год";
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 июня 2008 года N 185 "Об утверждении комплексной Программы по реализации в 2008 году
основных положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К благополучию и
благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году)";
решение выездного заседания Совета Республики по вопросам развития системы здравоохранения Республики Башкортостан от 14 декабря 2007 года;
Указ Президента Республики Башкортостан от 14 июля 2008 года N УП-333 "Об утверждении Концепции демографической политики Республики Башкортостан на
период до 2025 года"
Государственный Министерство здравоохранения Республики
заказчик Программы Башкортостан
Основной разработчик Министерство здравоохранения Республики
Программы Башкортостан
Цели и задачи Цели:
Программы повышение степени удовлетворенности населения
качеством медицинской помощи;
формирование у жителей позитивного отношения к системе здравоохранения Республики Башкортостан
Задачи:
постепенное формирование фундаментальной современной законодательной базы республиканского здравоохранения;
применение системного подхода с программно-целевым планированием развития отрасли;
выделение в качестве главенствующей в здравоохранении триады функций - приоритетное развитие науки, профилактика заболеваний, обеспечение
квалифицированной и доступной медицинской помощи населению;
повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи;
усиление профилактической направленности здравоохранения;
удовлетворение потребности населения в специализированных, в том числе высокотехнологичных видах медицинской помощи;
совершенствование системы управления качеством медицинской помощи и развитие информационных и телекоммуникационных технологий в здравоохранении
Важнейшие целевые Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в
индикаторы и Республике Башкортостан;
показатели Программы степень удовлетворенности населения Республики Башкортостан качеством медицинской помощи;
материнская смертность;
младенческая смертность;
смертность от травм, несчастных случаев, отравлений и при чрезвычайных ситуациях, требующих
своевременного оказания экстренной медицинской
помощи;
смертность мужчин в трудоспособном возрасте;
уровень выявления злокачественных образований на
ранних стадиях;
смертность от рака предстательной железы;
смертность от рака молочной железы;
смертность от сахарного диабета, доля прогрессивных
хронических осложнений сахарного диабета;
смертность от сердечно-сосудистых заболеваний;
смертность от туберкулеза;
смертность от болезней органов дыхания;
удельный вес профилактических посещений в общем
количестве посещений в амбулаторно-поликлиническом
звене;
обеспеченность населения участковыми врачами-
терапевтами, участковыми врачами-педиатрами,
врачами общей практики;
укомплектованность отрасли медицинскими кадрами;
уровень обследования на ВИЧ-инфекцию;
уровень передачи ВИЧ от матери к ребенку;
смертность от СПИДа детей, рожденных от ВИЧ-
инфицированных матерей;
уровень иммунизации от инфекционных болезней;
доля детей, находящихся на грудном вскармливании до
одного года;
выявление запущенных форм туберкулеза;
средняя продолжительность жизни больных с
хронической патологией после установления диагноза;
охват работников бюджетной сферы диспансеризацией;
охват углубленными медицинскими осмотрами
работников предприятий с опасными производственными
факторами;
охват новорожденных неонатальным скринингом;
эпидемическая ситуация по инфекционным и
неинфекционным заболеваниям;
время прибытия бригады скорой медицинской помощи
(всего, в городе, на селе);
срок ожидания пациентами операций на сердце при
ишемической болезни сердца;
уровень выживаемости детей с онкопатологией
Сроки и этапы I этап - 2009 - 2010 годы;
реализации Программы II этап - 2011 - 2015 годы;
III этап - 2016 - 2020 годы
Объемы и источники Источниками финансирования расходов на реализацию
финансирования положений Программы являются бюджет Российской
Программы Федерации (по согласованию), бюджеты Республики
Башкортостан и муниципальных образований (по
согласованию), средства государственных
внебюджетных фондов, коммерческих и общественных
организаций, благотворительных фондов и иные
внебюджетные средства.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной
корректировке с учетом возможностей бюджетов всех
уровней
Ожидаемые конечные Увеличение ожидаемой продолжительности жизни
результаты реализации населения республики на 3 - 5 лет;
Программы повышение удовлетворенности населения оказываемой
медицинской помощью на 5 - 10%;
снижение показателя материнской смертности до 9 на
100 тысяч живорожденных;
снижение младенческой смертности до 6 на 1000
младенцев, родившихся живыми;
снижение смертности от травм, несчастных случаев и
при чрезвычайных ситуациях на 10%;
снижение смертности от инфаркта миокарда на
5 - 10%;
снижение смертности от рака предстательной железы
на 10%;
снижение смертности от рака молочной железы на 10%;
снижение смертности от сахарного диабета на 12%,
прогрессивных хронических осложнений сахарного
диабета - на 20 %;
снижение смертности от травм, несчастных случаев,
отравлений и их последствий на 0,5 - 1%;
снижение количества случаев передачи ВИЧ от матери
ребенку в 4 раза;
снижение смертности от СПИДа детей, рожденных от
ВИЧ-инфицированных матерей, на 98%;
снижение смертности от сепсиса в 2 раза;
снижение смертности от туберкулеза в 2,2 раза;
снижение смертности от болезней органов дыхания
на 50%;
увеличение средней продолжительности жизни больных
с хронической патологией после установления
диагноза до 10 лет;
охват работников бюджетной сферы диспансеризацией
до 95%;
охват углубленными медицинскими осмотрами
работников предприятий с опасными
производственными факторами - до 100%;
обеспечение стопроцентного неонатального скрининга
новорожденных;
ежегодная иммунизация от инфекционных болезней не
менее 25% населения;
ежегодное обследование на ВИЧ-инфекцию не менее 20%
населения;
снижение частоты выявления запущенных форм
туберкулеза и онкологических заболеваний на 10% в
результате выявления заболеваний на ранних стадиях;
обеспечение стабильной эпидемической ситуации по
инфекционным и неинфекционным заболеваниям;
обеспечение укомплектованности отрасли медицинскими
кадрами на уровне не менее 95%
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья населения является одной из приоритетных задач органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере здравоохранения. В Республике Башкортостан здоровье человека рассматривается как составляющая часть человеческого капитала, социально-экономический ресурс и является одним из условий ее динамичного развития. Социально-экономические и политические преобразования должны быть направлены на создание условий для полноценной, здоровой и долголетней жизни людей.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, на 1 января 2008 года численность постоянного населения республики составляет порядка 4,1 млн. человек, что соответствует уровню 1995 года.
Средняя продолжительность предстоящей жизни населения выросла с 67,9 года (в 1998 году) до 68 лет (в 2007 году). Отмечается высокая смертность лиц трудоспособного возраста, в том числе от предотвратимых причин. Основными причинами смертности населения республики являются болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, новообразования.
В то же время здоровье женщин детородного возраста ухудшается, растет число гинекологических заболеваний, осложнений при беременности и родах.
Постоянно повышаются показатели заболеваемости по обращаемости жителей в государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, только в 2007 году общая заболеваемость населения выросла на 2% и составила более 188 тыс. случаев заболеваний на 100 тыс. населения.
Среди взрослого населения сохраняется высокий уровень заболеваний органов дыхания, пищеварения, системы кровообращения, увеличивается число травм и отравлений. У подростков наиболее распространенными являются болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, эндокринной системы, глаз и психические заболевания; в детском возрасте - болезни органов дыхания, пищеварения, нервной системы, инфекционные заболевания.
Снижается первичная заболеваемость туберкулезом, сифилисом, гонореей, микроспорией, чесоткой, наркоманией и алкогольными психозами.
В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности на первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором - травмы и отравления, на третьем - болезни костно-мышечной системы. Уровень первичной инвалидности составил в 2007 году 72,5 на 10 тыс. взрослого населения. Основными причинами инвалидности явились заболевания сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования и болезни глаза.
На протяжении 10 лет стабильно снижалась младенческая смертность, уровень которой в 2007 году составил 9,8 на 1000 родившихся. Значительно - в 2,3 раза - уменьшился показатель материнской смертности.
Показатель общей смертности от злокачественных образований имеет тенденцию к снижению и в 2007 году составил 143 на 100 тыс. населения, на 2% улучшился показатель одногодичной выживаемости и составил 33,5%.
В системе медицинского обеспечения населения республики функционирует 451 учреждение государственного и муниципального сектора здравоохранения, занято около 58 тыс. медицинских работников, в том числе более 15,3 тыс. врачей и около 42 тыс. работников со специальным медицинским образованием. В первичном звене работают 56% всех врачей и 48% средних медицинских работников.
В целом за 2007 год население республики обращалось к врачам более 35 млн. раз. Доступность амбулаторно-поликлинической помощи составила 8,7 посещения на одного жителя. Среднегодовая занятость койки выросла до 332 дней, оборот койки - до 24,2, средняя длительность пребывания больного на койке уменьшилась и составила 13,7 дня. Уровень госпитализации на койки круглосуточного пребывания, функционирующие в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи, снизился до 195 на 100 тыс. населения. Обеспеченность населения койками выросла до 86,8 на 1000 жителей. Таким образом, республиканские показатели использования круглосуточного коечного фонда в целом соответствуют социальным нормативам.
Растут показатели внедрения стационарозамещающих технологий. Во всех видах стационаров дневного пребывания пациентами проведено более 2 млн. пациенто-дней, однако этот показатель на 14% ниже норматива.
Службой скорой помощи в 2007 году обслужено около 1,5 млн. вызовов. Объемы оказания скорой медицинской помощи остаются достаточно высокими и превышают федеральный норматив на 21%.
Сохраняется дефицит кадров узких специалистов, особенно в первичном звене. Вызывает озабоченность обеспеченность врачами акушерами-гинекологами, которая остается на 12% ниже, чем в среднем по России. Укомплектованность неонатологами продолжает сокращаться и составляет 51% против 57% в 2002 году, что на 28% ниже, чем в Российской Федерации. В результате круглосуточную помощь новорожденным в родильных отделениях центральных районных больниц в основном оказывают врачи-педиатры, не имеющие сертификата по неонатологии. В 15 сельских лечебно-профилактических учреждениях нет врачей. Дефицит кадров в первичном звене в первую очередь связан с отсутствием жилья.
Расходы на здравоохранение ежегодно растут и в 2007 году составили 18,535 млрд. рублей, что на 9,4% больше, чем в предыдущем году. Территориальная программа обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается с дефицитом, хотя по итогам 2007 года она была профинансирована на 108%. Объем затрат на одного жителя составил 3904,2 рубля.
В республике в настоящее время осуществляется реализация 15 республиканских и 5 федеральных целевых программ в сфере здравоохранения. В рамках федеральных целевых программ идет поставка медицинского оборудования и медикаментов. В рамках республиканских целевых программ - оснащение медицинским оборудованием ЛПУ республики. Ожидаемым результатом реализации целевых программ является улучшение качественных показателей здоровья и социального благополучия населения. Объем финансирования целевых программ в 2007 году составил 46 млн. рублей, в 2008 году - 46,6 млн. рублей. Утвержден перечень ведомственных целевых программ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан. Проекты программ в установленном порядке направлены на согласование в Министерство экономического развития Республики Башкортостан.
Республиканским фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан застраховано 3843518 человек (94,8% к общей численности на 1 января 2008 года, по данным Башкортостанстата), из них обеспечено страховыми полисами 3586869 (93,3%) граждан.
Создан Республиканский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств.
Обеспечение больных бесплатной лекарственной помощью в стационарах осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Башкортостан бесплатной медицинской помощи, в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным совместным Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан от 18 сентября 2008 года N 1412-Д/332-Д, а установленной категории населения в амбулаторных условиях - в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 марта 2008 года N 74 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам населения и гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями".
2. Основные цели и задачи Программы