Прогнозный баланс потребления топлива
(с учетом инвестпроектов)
млн. тонн усл.топлива
Виды топлива | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Ресурсы | 28,1 | 28,7 | 29,3 | 29,9 | 30,5 | 31,1 |
Газ | 23,2 | 23,7 | 24,2 | 24,7 | 25,2 | 25,7 |
Твердое топливо | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Моторное топливо | 1,4 | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,6 | 1,7 |
Котельно-печное топливо | 2,3 | 2,2 | 2,3 | 2,3 | 2,4 | 2,4 |
Вторичные ресурсы | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Израсходовано | 28,1 | 29,6 | 30,2 | 30,8 | 31,4 | 32,0 |
в том числе | ||||||
производственное потребление | 24,9 | 26,3 | 26,9 | 27,4 | 27,9 | 28,5 |
потреблено населением | 3,2 | 3,3 | 3,3 | 3,4 | 3,5 | 3,5 |
Дефицит топлива | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Развитие экономики требует наращивания производства энергии. Это традиционный экстенсивный путь. Альтернативный путь состоит в более эффективном и рациональном использовании энергоресурсов, сокращении их потребления. Кардинальное повышение эффективности энергопотребления с целью укрепления конкурентоспособности региона, является одной из основных задач социально-экономического развития республики в настоящее время и в перспективе.
Потенциал снижения энергоемкости экономики оценивается в 45%. Знаковым в организации энергосбережения несомненно является проект федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", разработанный во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". Повышение энергетической эффективности, энергосбережение рассматриваются данным законопроектом как важнейшие направления экологической политики России.
Основные направления инвестиционной и инновационной политики в энергетике ориентированы, прежде всего на модернизацию энергетических мощностей и диверсификацию топливного баланса. В республиканской структуре топливного баланса доля газа составляет 86%, в том числе газа природного - 72,5%. Высокая доля газа, основная часть которого ввозится из-за пределов республики, определяет надежность функционирования практически всех отраслей экономики. Одним из направлений диверсификации топливного баланса является переход на альтернативные виды топлива за счет наращивания доли сжигания угля и внедрения новой технологии использования нефтяного кокса на теплоэлектростанциях. Мировой опыт показывает, что его стоимость примерно в 2 раза ниже стоимости традиционного топлива. Внедрение новых прогрессивных технологий на базе использования нефтяного кокса может стать одним из направлений диверсификации топливного баланса. При этом одновременно решается и другая важная задача - увеличение глубины переработки нефтяного сырья - основное направление ресурсосбережения в производстве нефтепродуктов.
Оптимизации топливного баланса республики также способствует использование возобновляемых источников энергии. В последние годы построены: Юмагузинская ГЭС мощностью 45 МВт, 14 микро- и малых ГЭС; действует вторая в России по мощности ветроэлектростанция "Тюпкильды" на 2,2 МВт. Осуществляется внедрение парогазовых и газотурбинных технологий в производстве электроэнергии и тепла, существенно повышающих коэффициент использования газового топлива. В Башкортостане впервые в отечественной энергетике применен авиационный газотурбинный двигатель Уфимского моторостроительного производственного объединения для комбинированного производства электро- и теплоэнергии с коэффициентом использования газового топлива свыше 80%. На объектах ОАО "Башкирэнерго" построены и введены в эксплуатацию три ТЭЦ на газотурбинных установках, четыре мини-ТЭЦ на базе газопоршневых агрегатов, Зауральская ТЭЦ на базе десяти газопоршневых агрегатов. Десятки котельных с использованием древесных отходов в качестве топлива функционируют в Белорецком, Аскинском, Зилаирском и других районах, преимущественно лесных. Осуществляется реконструкция котельных агрегатов, выполняются и планируются и другие перспективные мероприятия по переходу на альтернативные виды топлива.
Государственная политика в области энергосбережения осуществляется в республике на основании:
Федерального закона от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении";
Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России";
Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р;
Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 5 сентября 2002 года N 260 "О создании Межведомственного координационного совета по энергосбережению в Республике Башкортостан и автономной некоммерческой организации "Центр энергосбережения Республики Башкортостан";
Постановления Правительства Республики Башкортостан от 25 июля 2003 года N 183 "О комплексной программе Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2003 - 2005 годы";
Постановления Правительства Республики Башкортостан от 12 марта 2004 года N 39 "О проведении энергетических обследований в организациях, финансируемых из бюджета Республики Башкортостан";
Постановления Правительства Республики Башкортостан от 5 июня 2008 года N 185 "Об утверждении Комплексной программы по реализации в 2008 году основных положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году)".
К настоящему времени накоплен положительный опыт и получены значительные результаты энергосберегающей деятельности. По укрупненным оценкам, инвестиции в энергосбережение в 3 - 5 раз привлекательнее инвестиций в нефтедобычу.
Повышение энергоэффективности промышленного производства, внедрение современного энергосберегающего оборудования и приборов, улучшение экологической обстановки в республике, освоение имеющегося потенциала энергосбережения за счет реализации подпрограмм энергосбережения в промышленности, социальной сфере, агропромышленном, строительном комплексах, на предприятиях транспорта и связи имеют чрезвычайно важное значение для Республики Башкортостан. Кроме того, энергосбережение - важнейшее направление повышения конкурентоспособности продукции субъектов малого и среднего бизнеса.
Важным этапом деятельности по повышению энергоэффективности региона является разработка и реализация комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008 - 2012 годы".
Основным разработчиком Программы является Министерство экономического развития Республики Башкортостан. При разработке Программы использованы материалы, представленные министерствами, ведомствами, ГНУ Академия наук Республики Башкортостан, АНО Центр энергосбережения Республики Башкортостан.
1.1. Итоги выполнения комплексной программы
Республики Башкортостан "Энергосбережение
на 2003 - 2005 годы"
Принятая в 2003 году комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2003 - 2005 годы" была нацелена на существенное изменение динамики энергоемкости экономики. Программа предусматривала ежегодное снижение энергоемкости валового регионального продукта на 2,3 - 2,5%.
В 2006 году по сравнению с 2000 годом валовый региональный продукт вырос в 1,5 раза. Энергоемкость валового регионального продукта по основным видам топливно-энергетических ресурсов снизилась на 33,3 - 35,6%.
Основной результат реализации программы энергосбережения на 2003 - 2005 годы - снижение энергоемкости валового регионального продукта на 13%.