ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2007 г. N 202
О программе повышения уровня жизни населения Республики
Башкортостан на 2007 - 2010 годы
В целях реализации Послания Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "В год 450-летия единства Башкортостана с Россией - к новым рубежам социального прогресса (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2007 году)" и во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2006 года N 393 "О состоянии уровня жизни населения Республики Башкортостан и мерах по его повышению" Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Программу повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан на 2007 - 2010 годы (далее - Программа).
2. Республиканским органам исполнительной власти обеспечить выполнение мероприятий Программы.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать и осуществить мероприятия по повышению уровня жизни населения, проживающего на соответствующих территориях.
4. Рекомендовать работодателям, объединениям работодателей, организациям профессиональных союзов предусматривать в соглашениях социального партнерства всех уровней, коллективных договорах меры, направленные на повышение уровня жизни работников.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 23 июля 2007 г. N 202
Содержание
Паспорт Программы
1. Введение
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
3. Цели и задачи Программы
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
6. Приоритетные направления повышения уровня жизни населения
6.1. Повышение денежных доходов населения
6.2. Содействие занятости населения и улучшение условий труда
6.3. Совершенствование мер социальной поддержки и социального обслуживания
6.4. Доступность социальных услуг
6.5. Социальная ответственность бизнеса и благотворительность
6.6. Информационно-аналитическое обеспечение мероприятий по повышению уровня жизни населения
7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
8. Система программных мероприятий
Паспорт Программы
Наименование Программы Программа повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан на 2007 - 2010 годы
Основание для разработки Постановление Правительства
Программы Республики Башкортостан от 29 декабря 2006 года N 393 "О состоянии уровня
жизни населения Республики Башкортостан и мерах по его повышению"
Государственный заказчик Правительство Республики Башкортостан
Программы
Разработчик Программы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
Цели и задачи Программы Цели:
снижение уровня бедности и неравенства населения по денежным
доходам, повышение социальной защищенности малоимущих граждан
Задачи:
повышение доходов малоимущих слоев
населения, рост заработной платы,
реформирование систем оплаты труда в
отраслях бюджетной сферы, эффективное
регулирование рынка труда,
содействие занятости населения,
создание условий труда,
обеспечивающих сохранение жизни и
здоровья работников в
производственной деятельности;
формирование эффективной,
ориентированной на конечный
результат системы предоставляемых
социальных услуг, обеспечение их
доступности и качества;
повышение ответственности бизнеса и
активизация участия некоммерческих
организаций в социальных проектах,
развитие благотворительности;
информационно-аналитическое
обеспечение мероприятий по повышению
уровня жизни населения
Срок реализации 2007 - 2010 годы
Программы
Объемы и источники Средства бюджета Республики
финансирования Программы Башкортостан в объемах, принимаемых в
законе о бюджете Республики
Башкортостан на соответствующий
финансовый год, и других источников в
соответствии с законодательством
Ожидаемые результаты Уменьшение доли населения с доходами
реализации Программы и ниже прожиточного минимума в 1,5
показатели ее социально- раза;
экономической сокращение дифференциации в оплате
эффективности труда в 1,5 раза;
повышение социальной защищенности
населения
1. Введение
Повышение уровня жизни населения является основной целью проводимых в Российской Федерации и ее регионах экономических преобразований. На ее достижение направлены и многочисленные международные конвенции. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является важнейшим постулатом Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан.
Данная цель носит межведомственный характер, требует четкого взаимодействия органов исполнительной власти. Важными условиями ее достижения являются устойчивое развитие экономики, снижение темпов инфляции, своевременное финансирование отраслевых программ в социальной сфере, развитие системы социальной защиты населения, активное участие бизнес-структур и некоммерческих организаций в решении социальных проблем.
Рост благосостояния людей обуславливается уровнем доходов и продуктивной занятостью населения, обеспечением безопасности труда и достойных жилищных условий, доступностью социальных услуг.
При анализе уровня жизни используются различные индикаторы: среднедушевой денежный доход, среднемесячная заработная плата, покупательная способность доходов и заработной платы, уровень бедности, безработицы, обеспечение различными видами социальных услуг.
Базовым фактором повышения уровня жизни населения республики явился стабильный экономический рост на основе увеличения объемов промышленного производства, выпуска продукции сельского хозяйства, поступлений в бюджет налогов и сборов, развития строительства, кредитной, научно-технической сфер, предпринимательства, активной интеграции республики в систему общероссийских и международных экономических связей. Это обеспечило успешное развитие социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и платных услуг.
Значительному росту благосостояния населения республики способствует осуществление комплекса мероприятий, проводимых в рамках подготовки и празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России.
Реализация с 1990 года в республике собственной стратегии социально-экономического развития способствовала преодолению отставания Башкортостана по социальным показателям и обеспечила его вхождение по основным индикаторам уровня и качества жизни в группу лидирующих субъектов Российской Федерации.
Для дальнейшего повышения уровня жизни и социальной защищенности населения необходим комплекс мер, направленных на:
сокращение уровня бедности и дифференциации населения по размеру получаемых доходов;
развитие рынка труда, обеспечение продуктивной занятости населения, улучшение условий и охраны труда;
обеспечение эффективной социальной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, совершенствование мер социального обслуживания, повышение качества предоставляемых социальных услуг населению и дальнейшее развитие системы социальных служб;
солидарное участие власти, общества и бизнеса в решении социальных проблем.
Программа повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан на 2007 - 2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2006 года N 393 "О состоянии уровня жизни населения Республики Башкортостан и мерах по его повышению".
Мероприятия настоящей Программы разработаны в дополнение к действующим в республике программам.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Несмотря на последовательно проводимую работу по повышению уровня и качества жизни населения и позитивную динамику основных их показателей, в республике сохраняется проблема расслоения населения по доходам и заработной плате. Дифференциация населения по доходам в 2006 году достигла 15,6 раза, по оплате труда - 23,2 раза (в Российской Федерации соответственно 15,3 и 25,3 раза).
При более высоких темпах роста реальных денежных доходов в Республике Башкортостан чем в целом по Российской Федерации по размерам среднемесячной заработной платы и среднедушевых денежных доходов, учтенных государственной службой статистики, Башкортостан отстает от среднероссийского уровня.
В 2006 году 14,7% населения республики имели денежные доходы ниже прожиточного минимума.
Продолжаются выплаты "теневой" заработной платы, нарушения отдельными организациями трудового, налогового, пенсионного законодательства, не ликвидирована просроченная задолженность по заработной плате во внебюджетном секторе, низкий размер пенсионного обеспечения не способствует повышению покупательной способности пожилых граждан.
На рынке труда сохраняются территориальная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, недостаточная занятость женщин и выпускников образовательных учреждений. На отдельных территориях уровень регистрируемой безработицы значительно превышает республиканский.
Актуальной проблемой остается качество условий труда. Пятая часть работающих подвергается воздействию вредных производственных факторов, нарушаются требования охраны труда, особенно в организациях малого предпринимательства.
Нуждается в повышении уровень образовательной, физической, профессиональной подготовки молодежи, общей культуры, нравственных и эстетических идеалов подрастающего поколения. Малоимущие семьи испытывают финансовые затруднения при подготовке ребенка к учебному году, обеспечении получения им профессионального образования.
Не в полной мере соблюдается принцип адресной социальной поддержки нуждающихся слоев населения, отмечается недостаточность количества и снижение качества социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания.
Сохраняется проблема доступности высококвалифицированной медицинской помощи, в особенности дорогостоящих медицинских операций. Имеет место недостаточная обеспеченность населения больницами сестринского ухода и хосписами.
Организационная слабость благотворительного сектора, неразвитость его инфраструктуры не позволяют эффективно использовать имеющийся финансовый и материальный потенциал коммерческих организаций в благотворительных целях. Требует совершенствования механизм взаимодействия между республиканскими органами государственной власти и благотворительными и иными некоммерческими организациями, а также система общественного контроля деятельности благотворительных организаций.
Необходимой является активизация участия бизнес-сообщества в решении социальных проблем работников и социально уязвимых категорий населения.
Сохраняются различия в социально-экономическом развитии территорий республики, дифференциация по уровню жизни, покупательной способности населения в зависимости от места проживания.
Недостаточная информированность населения о реализуемых в республике отраслевых программах и предоставляемых социальных услугах снижает эффективность социальной защиты населения.
Учитывая широкий спектр поставленных проблем, межотраслевой характер мероприятий Программы, ее направленность на все субъекты системы социальной защиты населения, включая учреждения, находящиеся в ведении различных органов государственной власти и местного самоуправления, достижение положительных и стабильных результатов возможно только с использованием программных методов на основе комплексного подхода и межведомственного взаимодействия.
3. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются снижение уровня бедности населения по денежным доходам, повышение социальной защищенности малоимущих граждан.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
повышение доходов малоимущих слоев населения, содействие росту заработной платы и легализации ее выплаты, реформирование систем оплаты труда в отраслях бюджетной сферы, развитие системы социального партнерства;
эффективное регулирование рынка труда, содействие занятости населения, улучшение условий труда, совершенствование системы обучения руководителей и специалистов организаций по вопросам охраны труда;
формирование эффективной, ориентированной на конечный результат системы предоставления социальных услуг, обеспечение их доступности и качества, расширение сети негосударственных организаций, предоставляющих дополнительные социальные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания населения;