ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2007 года N 208
О сети наблюдения и лабораторного контроля
Республики Башкортостан
____________________________________________________________________
Утратил силу с 27 октября 2020 года на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 27.10.2020 N 664.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 29 февраля 2012 года)
___________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2012 N 54
___________________________________________________________________________________________________________________________
Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера" и в целях дальнейшего развития и совершенствования Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.
2. Определить государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Управление государственного аналитического контроля головным учреждением сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан. (в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
3. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан организовать деятельность сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан. (п. 3 в ред. Постановления Правительства РРеспублики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
4. Финансирование государственных и муниципальных организаций, образующих сеть наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан, осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на их текущее содержание.
5. Признать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N 237 "О сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан".
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля
Республики Башкортостан
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан (далее - СНЛК РБ).
1.2. СНЛК РБ является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируется на основе учреждений, организаций, лабораторий, функционирующих на территории Республики Башкортостан и решающих задачи в интересах республики, согласно приложениям N 1, 2, 3, 4 к настоящему Положению. Выполнение поставленных СНЛК РБ задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК РБ.
1.3. Общее руководство СНЛК РБ осуществляет Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан. (в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций государственного бюджетного учреждения Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты в повседневной деятельности координирует работу СНЛК РБ по наблюдению за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, воздействием вредных факторов на здоровье населения с учетом требований нормативных документов, в том числе государственных стандартов, контролирует состояние готовности лабораторий, входящих в состав СНЛК РБ, к действиям в условиях мирного и военного времени, организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов. (в ред. Постановления Правительства РРеспублики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
1.4. Организационно-методическим органом по обеспечению функционирования СНЛК РБ является государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Управление государственного аналитического контроля, непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК РБ осуществляют соответствующие министерства, государственные комитеты, ведомства. (в ред. Постановления Правительства РБРеспублики Башкортостан от9.02.2012 N 54)
1.5. В военное время СНЛК РБ функционирует в составе подсистемы Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения (ЕСВОП).
2. Структура СНЛК РБ
2.1. Основу СНЛК РБ составляют базовые лаборатории, функционирующие в режиме повышенной готовности (срок приведения в готовность - 6 - 8 часов) и в режиме чрезвычайных ситуаций. При эвакуации эти лаборатории рассредоточиваются в загородной зоне в соответствии с планом перевода учреждений и организаций с мирного на военное время.
2.2. СНЛК РБ имеет три уровня: республиканский, местный и объектовый.
Республиканский уровень формируется на основе функционирующих на территории Республики Башкортостан базовых учреждений и организаций, решающих задачи в интересах республики, по перечню согласно приложению N 1 к настоящему Положению. Координацию деятельности СНЛК РБ на республиканском уровне осуществляет Комиссия Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности совместно с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан.
Местный уровень формируется на основе ведомственных лабораторий, учреждений и организаций, решающих задачи в интересах одного или нескольких муниципальных районов и городских округов республики, по перечню согласно приложению N 2 к настоящему Положению. Координацию деятельности СНЛК РБ на местном уровне осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления во взаимодействии с органами, уполномоченными на решение задач в области ГО и ЧС при органах местного самоуправления.
Объектовый уровень СНЛК РБ состоит в основном из бассейновых, базовых, складских, производственных лабораторий и постов наблюдения соответствующих министерств, ведомств, производственных объединений, хозяйственных обществ, ассоциаций и организаций Республики Башкортостан. Координацию деятельности СНЛК РБ на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности во взаимодействии со структурными подразделениями (работниками), уполномоченными на решение задач в области ГО объектов экономики. В состав основных лабораторий объектового уровня входят лаборатории по перечню согласно приложению N 3 к настоящему Положению. (п. 2.2 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
2.3. Академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, специализированные подразделения министерств, ведомств привлекаются к работе в интересах СНЛК РБ по решению Комиссии Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности согласно приложению N 4 к настоящему Положению. (в ред. Постановления Правительства РРеспублики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
3. Основные задачи СНЛК РБ
3.1. Основными задачами СНЛК РБ являются:
прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки методами:
наблюдения - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение радиоактивного, химического и биологического загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды с помощью технических средств;
лабораторного контроля - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента, определение его концентрации (плотности загрязнения для биологических сред - после проведения специфической индикации);
участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и бактериологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
обобщение и передача данных о радиационной, химической и биологической обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
4. Порядок функционирования и передачи информации учреждений СНЛК РБ
4.1. Функционирование СНЛК РБ осуществляется в трех режимах:
4.1.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и т.д.) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
Учреждения СНЛК РБ создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
4.1.2. При ухудшении обстановки учреждениями СНЛК РБ передается информация в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан и головное учреждение СНЛК РБ о случаях: (в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
обнаружения в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни) в критериях высокого и экстремально высокого уровня;
обнаружения биологических средств;
опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваниях людей, животных и растений;
высокого загрязнения объектов окружающей среды.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 2-х часов в формализованном и неформализованном виде по всем имеющимся каналам связи.
4.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также бактериологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК РБ в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан и головное учреждение СНЛК РБ. (в ред. Постановления Правительства РРеспублики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется немедленно по имеющимся каналам связи в установленной форме с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 2-х часов, если сроки подобных сообщений не оговорены особо.
4.2. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК РБ вышестоящей организацией по согласованию с головным учреждением СНЛК РБ и закрепляются соответствующей инструкцией.
5. Задачи учреждений СНЛК РБ
5.1. Задачами Территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций государственного бюджетного учреждения Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты являются:
осуществление координации деятельности СНЛК РБ по наблюдению за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, воздействием вредных факторов на здоровье населения с учетом требований нормативных документов, в том числе государственных стандартов;
организационно-методическое руководство и контроль за состоянием готовности СНЛК РБ в мирное и военное время;
разработка предложений по повышению эффективности действий СНЛК РБ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
организация контроля за готовностью сил и средств СНЛК РБ к выполнению задач по предназначению в условиях мирного и военного времени;
оперативный сбор, обработка и анализ информации, поступающей из учреждений СНЛК РБ, контроль за состоянием природных и техногенных источников чрезвычайных ситуаций;
организация проведения контрольных и арбитражных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;
обеспечение взаимодействия министерств и ведомств, учреждений, входящих в СНЛК РБ, по вопросам ее создания и функционирования в условиях мирного и военного времени, подготовка и представление донесений в вышестоящие органы;
обеспечение учреждений СНЛК РБ нормативно-методической литературой. (п. 5.1 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
5.2. Задачами государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Управление государственного аналитического контроля - головного учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан являются:
сбор и обобщение информации о радиоактивном, химическом и биологическом загрязнении объектов окружающей среды на территории Республики Башкортостан в условиях мирного и военного времени;
организация и оперативное проведение совместно с силами СНЛК РБ радиационного, химического, биологического и эпизоотического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;
участие в проведении контрольных и арбитражных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;
организация периодического контроля за окружающей средой мобильными лабораториями в районах проживания населения республики и в зонах защитных мероприятий в системе общей программы комплексного экологического и санитарно-гигиенического мониторинга;
участие в аккредитации учреждений СНЛК РБ по вопросам ведения (производства) радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;
участие в оценке способов и методов определения загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
участие в международных семинарах, программах, симпозиумах, а также мероприятиях по интеркалибровке. (п. 5.2 в ред. Постановления Правительства РРеспублики Башкортостан от 29.02.2012 N 54)
5.3. Задачами базовых учреждений и ведомственных лабораторий СНЛК РБ являются:
5.3.1. Государственного унитарного предприятия Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан:
контроль источников загрязнения окружающей среды;