ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УКАЗ
от 26 сентября 2006 года N УП-415
О концепции развития духовно-нравственной
культуры и гражданской активности детей, подростков и
молодежи "Молодежь - стратегический ресурс
Республики Башкортостан" на 2006 - 2015 годы
В целях совершенствования системы духовно-нравственного воспитания, повышения социальной активности и обеспечения материального благополучия детей, подростков и молодежи
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи "Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан" на 2006 - 2015 годы (далее - Концепция).
2. Правительству Республики Башкортостан разработать и утвердить в установленном порядке план мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать и утвердить планы мероприятий по реализации Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Башкортостан.
5. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Башкортостан
М.Рахимов
Уфа, Дом Республики
26 сентября 2006 года
N УП-415
Концепция
развития духовно-нравственной культуры и гражданской
активности детей, подростков и молодежи "Молодежь -
стратегический ресурс Республики Башкортостан"
на 2006 - 2015 годы
Содержание
Введение
1. Основные понятия, используемые в Концепции
2. Цель, задачи и принципы реализации Концепции
3. Состояние и проблемы молодежи, детского и молодежного движения в Республике Башкортостан
3.1. Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан
3.2. Состояние и проблемы детского и молодежного движения в Республике Башкортостан
4. Молодежь - стратегический ресурс Башкортостана
4.1. Основные направления развития детского и молодежного движения в республике
5. Роль и место государства в реализации Концепции
5.1. Сущность и проблемы современной государственной молодежной политики
5.2. Основные направления государственной молодежной политики Республики Башкортостан
5.3. Развитие организационно-управленческой структуры государственной молодежной политики Республики Башкортостан
5.4. Приоритетные проекты Концепции
Заключение
Введение
Молодое поколение является стратегическим ресурсом государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны.
Отношение государства и общества к молодежи проявляется в содержании и характере реализации государственной молодежной политики (далее - ГМП), направленной на создание в обществе условий, необходимых для успешной социализации различных категорий молодежи и ее самоорганизации.
ГМП выступает ключевым фактором решения стратегических задач в сфере обеспечения преемственности поколений, раскрытия и развития инновационного и созидательного потенциала молодежи, ее конкурентоспособности, что должно обеспечить становление гражданского общества и укрепление национальной безопасности России, дальнейшее поступательное развитие страны и ее регионов.
В Республике Башкортостан - одном из динамично развивающихся самодостаточных субъектов Российской Федерации - молодежи уделяется самое пристальное внимание. В 1991 году первым в Российской Федерации был принят Закон Республики Башкортостан "О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан".
Основные направления и принципы этой политики нашли свое закрепление в Законах Республики Башкортостан "О государственной поддержке молодежи в Республике Башкортостан", "О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров", "О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан", а также в других нормативных правовых актах. Успешно реализуются Президентская программа "Молодежь Башкортостана" на 2004 - 2006 годы и другие многочисленные молодежные программы.
Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи "Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан" на 2006 - 2015 годы (далее - Концепция) является фундаментом для дальнейшего совершенствования государственной молодежной политики, ориентированной на долгосрочную перспективу.
В основу Концепции заложена идея о нарастающей динамике качественных показателей человеческого капитала, его духовно-нравственного, гражданского, трудового, социального потенциала с выходом на новый стандарт жизни, соответствующий критериям современного развития общества.
Взрослое население сложнее адаптируется к социально-экономическим изменениям. Поэтому ожидаемый переход к качественно новому уровню жизни людей возможен только при формировании условий для роста потенциала молодежи.
Молодежь - это социально-демографическая группа людей в возрасте до 30 лет, характеризующаяся следующими особенностями:
находится на этапе становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых поколений;
располагает значительным потенциалом социальной самореализации, самоорганизации и активности;
большая часть характеризуется социальной зависимостью и недостаточной экономической самостоятельностью, нуждается в организованных формах социализации;
обладает высокой мобильностью изменения социального статуса.
Молодежи от природы присуще стремление к новому при недостаточном учете возможных последствий направления своей активности, поэтому в ее среде более распространены немотивированный риск и разочарования. Готовность рисковать является значимым фактором социализации молодежи и нередко способствует социальной манипуляции молодежью со стороны различных политических сил.
В связи с этим Концепция обозначает целевые ориентиры работы с молодежью, основные направления деятельности органов по делам молодежи и учреждений молодежной политики, детских и молодежных общественных организаций, а также приоритетные проекты и организационно-управленческие механизмы реализации ГМП.
Концепция основывается на следующих методологических положениях:
духовно-нравственное воспитание детей и молодежи - граждан и патриотов России - приоритетная задача органов государственной власти Республики Башкортостан;
молодежь, находясь на этапе социализации, требует особого управленческого влияния со стороны государства и общества;
развитие социальной организации и самоорганизации молодежи является объективным процессом, отражающим потребности подрастающего поколения и общества в целом;
определенный разрыв между молодежью, общественными объединениями и органами государственной власти - основная причина ослабления управляемости процессами, происходящими в молодежной среде;
уровень развития современных социально-экономических условий недостаточно соответствует эффективной реализации потенциала молодежи в формировании и развитии национального богатства, гражданского общества, нового качества жизни населения;
в настоящее время имеет место недостаточная вовлеченность молодежи в решение социально-экономических задач.
Посланием Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К новому качеству жизни людей (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2006 году)" определено, что следует и дальше способствовать становлению структур гражданского общества, полнее использовать их потенциал в интересах республики.
При этом ГМП предполагает управление процессами в многообразной молодежной среде, принятие адекватных решений, связанных с профилактикой негативных социальных явлений.
Концепция исходит из активной, ведущей роли государства, его партнерства с общественными институтами в развитии потенциала молодежи и определяет участие молодежи в крупномасштабной трансформации общественных отношений, экономической и социально-политической системы, которая происходит в Республике Башкортостан и Российской Федерации в целом.
Исходя из этого, Концепция предусматривает актуализацию ГМП, дальнейшее совершенствование деятельности всех ее структурных компонентов. В основу Концепции заложены проектно-целевой подход, предусматривающий разработку и реализацию приоритетных проектов и решение стратегических задач в области гражданского становления, духовно-нравственного воспитания и социальной самоорганизации молодежи.
Основные этапы и сроки реализации Концепции:
1 этап: 2006 - 2007 годы - создание условий для реализации Концепции;
2 этап: 2008 - 2014 годы - реализация Концепции;
3 этап: 2015 год - подведение итогов реализации Концепции.
1. Основные понятия, используемые в Концепции
1.1. ГМП Республики Башкортостан - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан по отношению к молодежи как особой социально-демографической группе в целях формирования условий для ее полноценной жизнедеятельности, самореализации и развития как социального субъекта в процессе непрерывного совершенствования общественных отношений.
1.2. Гражданское общество - характеристика качественного состояния общественного развития, основой которого являются высокая самоорганизованность и гражданская зрелость социальных субъектов, разделение властей, развитая инфраструктура "третьего сектора" (некоммерческих, общественных организаций), сформированный устойчивый слой среднего класса, высокая способность и наличие реальных механизмов воздействия общества на деятельность институтов государственной власти.
1.3. Детская, молодежная общественная организация (далее - ДМО) - особая социальная группа детей, молодежи, взрослых и особый тип общественного объединения, который характеризуется:
наличием ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность;
возможностью добровольного вступления в организацию и свободного выхода из нее;
фиксированным членством;
организационной самостоятельностью, самоуправлением, совместным социальным творчеством;
четко выраженной структурой, определяющей положение каждого в организации;
установленными для всех равными нормами и правилами;
гарантированными для всех членов организации правами субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности).
1.4. Детское, молодежное движение (далее - ДМД) - непрерывный процесс зарождения, становления, развития и отмирания различных социальных организаций, в которых консолидируются дети, подростки, молодые люди и взрослые по принципу общности личных и общественных потребностей и интересов.
1.5. Инфраструктура ДМД - это целостная система взаимодействия социальных субъектов (структур, организаций), которая включает в себя наличие методологической, информационно-методической, организационно-административной, кадровой, финансовой и нормативно-правовой базы для достижения общих целей и задач ДМД.
1.6. Концепция - определение основных, приоритетных, масштабных направлений развития социальной системы или ее компонентов с выявлением тенденций формирования образа будущего (требуемого, желаемого) их состояния.
1.7. Объекты молодежной политики Республики Башкортостан - дети, подростки, молодежь и ДМД.
1.8. Оператор проекта - субъект координации, согласования и управления проектными мероприятиями, несущий полную ответственность за качество, процесс и результат их выполнения.
1.9. Предмет ГМП Республики Башкортостан - создание условий для полноценной самореализации молодежи как субъекта общественной жизнедеятельности, ее эффективной адаптации в социуме, а также коррекция и преодоление социальных отклонений в молодежной среде.
1.10. Проектный подход в развитии социальных систем - метод межфункционального и межведомственного взаимодействия субъектов социального управления в решении социальных проблем на основе социального прогнозирования и проектирования для достижения конкретных результатов с максимальной эффективностью использования ресурсов.
1.11. Социализация - процесс эффективного вхождения субъекта в сложившуюся систему социальных отношений на основе овладения им набором необходимых качеств, соответствующих требованиям современного и будущего состояния общества.
1.12. Социальная мобильность - способность социальных субъектов к перемещению в социальном пространстве, к эффективной адаптации в условиях быстро меняющейся социальной ситуации и к преобразованию внутренней и внешней среды.
1.13. Социальная самоидентификация - процесс отождествления субъектом себя с той социальной общностью, к которой он относится или хотел бы относиться.
1.14. Социальная самоорганизация - качественное состояние, процесс и результат развития социальной системы, характеризующие ее способность к самоизменению и самоуправлению на основе активного участия субъектов системы в решении жизненно важных задач.