N п/п | Наименование района | Народные промыслы |
1. | Абзелиловский район | Войлоковаляние, изготовление валенок, |
2. | Баймакский район, | Войлоковаляние, изготовление узорных |
3. | Белокатайский, Дуванский, | Производство изделий из дерева и бересты, |
4. | Бирский район | Обработка древесины, гончарное производство, |
5. | Бижбулякский, | Ковроткачество, узорное ткачество |
6. | Благовещенский район | Лозоплетение, деревообработка, изготовление |
7. | Бурзянский, Белорецкий, | Обработка древесины, войлоковаляние, |
8. | Зианчуринский, | Вязание, пуховязание, войлоковаляние, |
9. | Кармаскалинский район | Лозоплетение, деревообработка, вязание |
10. | Салаватский район | Обработка древесины, узорное ткачество |
11. | Стерлитамакский район | Гончарное производство, художественное |
12. | Учалинский район | Ткачество, обработка камня, ювелирное |
13. | Хайбуллинский район | Вязание, пуховязание, войлоковаляние, |
Дальнейшее развитие ремесленной деятельности сдерживается отсутствием законодательства, регулирующего социально-правовые и экономические аспекты. Для комплексного решения проблем ремесленничества необходимо содействие в создании и развитии инфраструктуры ремесленничества, его государственной поддержки.
Исходя из задачи гармонизации главных составляющих ремесленной деятельности: науки, производства, творчества и кадров, основными путями развития ремесленной деятельности в Республике Башкортостан являются следующие:
формирование нормативно-правовой базы развития ремесленничества;
разработка мер по вовлечению субъектов ремесленничества во внешнеэкономическую деятельность и в межрегиональное сотрудничество;
организация республиканского центра развития ремесел с сетью филиалов как научно-методического и производственного комплекса, выполняющего следующие функции:
активизация экспедиционной деятельности в целях более глубокого изучения мест традиционного бытования ремесел; разработка предложений по развитию народных промыслов, внедрению услуг по доставке сырья, реализации ремесленной продукции, ее рекламе; организация соответствующей музейно-выставочной и издательской деятельности; обеспечение защиты авторских прав ремесленников; формирование благоприятного общественного мнения, способствующего развитию ремесленного производства в Республике Башкортостан; участие республиканских ремесленников в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях, семинарах, конференциях; создание стенда, представляющего продукцию народных промыслов и ремесел Республики Башкортостан на выставках различного уровня; подготовка и издание сборников о народных промыслах и ремеслах Башкортостана;
организация научного центра по изучению народных промыслов и ремесел при Академии наук Республики Башкортостан и соответствующей секции при Союзе художников Республики Башкортостан;
разработка и реализация концепции непрерывного профессионального образования в сфере ремесленничества: определение базовых предприятий и образовательных учреждений; подготовка и переподготовка населения через систему органов занятости и базовые образовательные учреждения; организация специальных курсов, семинаров, конференций по проблемам ремесленничества;
создание системы категорирования продукции сферы услуг по уровню обслуживания и качества;
издание специализированных средств массовой информации в целях обобщения опыта и освещения проблем ремесленничества.
5.5. Жилищно-коммунальное хозяйство
Реформа жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) предусматривает демонополизацию отрасли, развитие конкуренции на рынке коммунальных услуг, повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
Развитие СМП в сфере ЖКХ предполагает осуществление следующих мер:
создание равных условий для СМП, действующих на рынке жилищно-коммунальных услуг, в том числе устранение административных барьеров;
изъятие из хозяйственного ведения государственных и муниципальных предприятий, оперативного управления государственных и муниципальных учреждений жилищного фонда и объектов коммунального комплекса, учет этого имущества в соответствующей казне, разработка необходимых нормативных правовых актов;
размещение заказов на обслуживание государственных и муниципальных учреждений только на конкурсной основе;
стимулирование создания товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и развития управляющих организаций;
исключение практики установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги для ТСЖ и управляющих организаций как для юридических лиц - должны применяться тарифы для населения;
инвентаризация прав собственности на общее имущество в многоквартирных домах;
проведение с 1 января 2007 года органами местного самоуправления открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками которых или не приняты решения о способе управления, или такие решения не реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;
приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий по обслуживанию жилищного фонда;
ограничение участия государства в деятельности хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ;
передача имущественных прав на жилищно-коммунальные объекты исключительно на открытых торгах (аукционах, конкурсах) с применением концессионных схем управления.
5.6. Обеспечение экологической безопасности и природоохранная
деятельность
Формирование конкурентной среды в сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности должно стать одним из перспективных направлений развития предпринимательства.
Для этого необходимо:
определить перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;
предусмотреть объем государственного заказа не менее 15% в сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности, а также равный доступ к нему хозяйствующих субъектов;
установить и развивать систему экологических требований различного уровня - от национальных экологических технических регламентов и стандартов до условий, которым должна отвечать конкретная продукция (параметры предельного содержания вредных веществ) в контексте организации экологического предпринимательства с учетом того, что данные экологические требования по существу определяют потенциальные объемы спроса на продукцию природоохранного значения;
обеспечить соответствующее информационное обслуживание СМП;
отражать в Общероссийском классификаторе услуг населению виды деятельности, сложившиеся в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.
6. Заключение
Направления развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан, представленные в Концепции, в целом ориентированы на количественное увеличение СМП и качественное совершенствование малого бизнеса.
Малое предпринимательство в ходе дальнейшего формирования благоприятных условий для его развития все в большей мере будет оказывать влияние на экономический рост, стимулировать структурную перестройку экономики Республики Башкортостан.
Реализация предусмотренных мер предполагает достижение следующих результатов:
а) в части усиления роли органов местного самоуправления в развитии СМП:
активное участие и повышение ответственности органов местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ развития малого предпринимательства, в достижении СМП соответствующих качественных и количественных показателей;
сокращение административных барьеров в развитии СМП на муниципальном уровне;
б) в части финансово-кредитной и инвестиционной поддержки, льготного налогообложения и страхования СМП:
обеспечение доступа СМП к кредитным ресурсам за счет внедрения новых высокостандартизированных кредитных продуктов для малого бизнеса, увеличение их доли в кредитных портфелях коммерческих банков;
развитие альтернативных источников кредитования СМП;
применение механизмов предоставления государственных гарантий и возмещения части процентных ставок при кредитовании СМП;
уменьшение рисков в деятельности СМП;
в) в части устранения административных барьеров в деятельности СМП:
расширение доступа СМП к новым видам деятельности, новым рынкам, использованию государственного и муниципального имущества на условиях аренды;
обеспечение недискриминационного доступа СМП к инфраструктуре субъектов естественных монополий, к получению прав на лесо-, недро- и водопользование;
г) в части совершенствования нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства:
стабилизация и повышение эффективности развития СМП в Республике Башкортостан;
д) в части реализации приоритетных направлений взаимодействия общества, власти и бизнеса:
эффективное взаимодействие СМП с крупными и средними предприятиями;
повышение роли СМО в создании и совершенствовании условий для развития СМП;
повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг СМП за счет развития малого инновационного бизнеса, реализации научного потенциала СМП;
вовлечение в сферу малого бизнеса ресурсов молодежного предпринимательства и сельского малого предпринимательства;
повышение социальной ответственности бизнеса;
включение СМП в международное разделение труда на основе скоординированной деятельности на международном рынке и кооперации с зарубежными партнерами в условиях подготовки России ко вступлению в ВТО;
е) в части перспективных направлений развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан:
развитие СМП в индустрии туризма обеспечит к 2010 году около 5% доходов бюджета Республики Башкортостан;
развитие СМП в ремесленной деятельности приведет к возрождению в республике народных художественных промыслов и росту объема реализации ремесленной продукции;
развитие СМП в сферах ЖКХ, обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности будет способствовать демонополизации рынков, стабилизации тарифов на услуги ЖКХ и природоохранные услуги.
Перечисленные эффекты способны обеспечить увеличение количества СМП на 42%. При дальнейшем формировании благоприятных условий для деятельности СМП следует ожидать прироста реального объема произведенной ими продукции, оказанных услуг и выполненных работ на 34%, то есть более чем на 14 млрд. рублей в год.
Полномасштабная реализация всех положений Концепции позволит обеспечить к 2010 году:
рост количества СМП до 150 тыс. единиц;
увеличение доли СМП в ВРП Республики Башкортостан до 15%;
увеличение доли СМП в налоговых поступлениях в бюджет Республики Башкортостан до 18%.
Основой механизма реализации Концепции должны стать республиканские программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, разработанные с привлечением республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также финансовых институтов, научных организаций, общественных объединений предпринимательства, СМП.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий Концепции планируется осуществлять с помощью механизма финансирования республиканской и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на соответствующий год, а также за счет средств внебюджетных источников.
Документ сверен по:
"Рассылка"