Действующий

О концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 - 2010 годы (с изменениями на 7 декабря 2010 года)

Перечень
районов Республики Башкортостан, в которых в наиболее выраженной
форме сохранились народные промыслы

N п/п

Наименование района   

Народные промыслы             

1.

Абзелиловский район      

Войлоковаляние,        изготовление валенок,
вязание и пуховязание,  ткачество, обработка
мрамора, лоскутное творчество,  изготовление
традиционных подарочных швейных изделий     

2.

Баймакский         район,
г. Сибай                 

Войлоковаляние,         изготовление узорных
валенок, лоскутное      творчество, вышивка,
изделия из конского     волоса, пуховязание,
узорное вязание и  изготовление традиционных
швейных изделий                             

3.

Белокатайский, Дуванский,
Караидельский районы     

Производство изделий    из дерева и бересты,
ткачество, тамбурная вышивка                

4.

Бирский район            

Обработка древесины, гончарное производство,
узорное вязание                             

5.

Бижбулякский,            
Давлекановский,  Демский,
Дюртюлинский районы      

Ковроткачество, узорное ткачество           

6.

Благовещенский район     

Лозоплетение,  деревообработка, изготовление
швейных изделий в лоскутной технике         

7.

Бурзянский,   Белорецкий,
Ишимбайский районы       

Обработка         древесины, войлоковаляние,
ткачество, изготовление изделий  с тамбурной
вышивкой и из кожи                          

8.

Зианчуринский,           
Кугарчинский районы      

Вязание,        пуховязание, войлоковаляние,
деревообработка,       лоскутное творчество,
ткачество                                   

9.

Кармаскалинский район    

Лозоплетение, деревообработка, вязание      

10.

Салаватский район        

Обработка   древесины,     узорное ткачество
предметов интерьера, тамбурная вышивка      

11.

Стерлитамакский район    

Гончарное производство,       художественное
узорное вязание, лоскутное       творчество,
изготовление традиционных швейных подарочных
изделий                                     

12.

Учалинский район         

Ткачество, обработка камня,        ювелирное
производство                                

13.

Хайбуллинский район      

Вязание, пуховязание,        войлоковаляние,
обработка шерсти                            


Дальнейшее развитие ремесленной деятельности сдерживается отсутствием законодательства, регулирующего социально-правовые и экономические аспекты. Для комплексного решения проблем ремесленничества необходимо содействие в создании и развитии инфраструктуры ремесленничества, его государственной поддержки.

Исходя из задачи гармонизации главных составляющих ремесленной деятельности: науки, производства, творчества и кадров, основными путями развития ремесленной деятельности в Республике Башкортостан являются следующие:

формирование нормативно-правовой базы развития ремесленничества;

разработка мер по вовлечению субъектов ремесленничества во внешнеэкономическую деятельность и в межрегиональное сотрудничество;

организация республиканского центра развития ремесел с сетью филиалов как научно-методического и производственного комплекса, выполняющего следующие функции:

активизация экспедиционной деятельности в целях более глубокого изучения мест традиционного бытования ремесел; разработка предложений по развитию народных промыслов, внедрению услуг по доставке сырья, реализации ремесленной продукции, ее рекламе; организация соответствующей музейно-выставочной и издательской деятельности; обеспечение защиты авторских прав ремесленников; формирование благоприятного общественного мнения, способствующего развитию ремесленного производства в Республике Башкортостан; участие республиканских ремесленников в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях, семинарах, конференциях; создание стенда, представляющего продукцию народных промыслов и ремесел Республики Башкортостан на выставках различного уровня; подготовка и издание сборников о народных промыслах и ремеслах Башкортостана;

организация научного центра по изучению народных промыслов и ремесел при Академии наук Республики Башкортостан и соответствующей секции при Союзе художников Республики Башкортостан;

разработка и реализация концепции непрерывного профессионального образования в сфере ремесленничества: определение базовых предприятий и образовательных учреждений; подготовка и переподготовка населения через систему органов занятости и базовые образовательные учреждения; организация специальных курсов, семинаров, конференций по проблемам ремесленничества;

создание системы категорирования продукции сферы услуг по уровню обслуживания и качества;

издание специализированных средств массовой информации в целях обобщения опыта и освещения проблем ремесленничества.

5.5. Жилищно-коммунальное хозяйство

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) предусматривает демонополизацию отрасли, развитие конкуренции на рынке коммунальных услуг, повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

Развитие СМП в сфере ЖКХ предполагает осуществление следующих мер:

создание равных условий для СМП, действующих на рынке жилищно-коммунальных услуг, в том числе устранение административных барьеров;

изъятие из хозяйственного ведения государственных и муниципальных предприятий, оперативного управления государственных и муниципальных учреждений жилищного фонда и объектов коммунального комплекса, учет этого имущества в соответствующей казне, разработка необходимых нормативных правовых актов;

размещение заказов на обслуживание государственных и муниципальных учреждений только на конкурсной основе;

стимулирование создания товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и развития управляющих организаций;

исключение практики установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги для ТСЖ и управляющих организаций как для юридических лиц - должны применяться тарифы для населения;

инвентаризация прав собственности на общее имущество в многоквартирных домах;

проведение с 1 января 2007 года органами местного самоуправления открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками которых или не приняты решения о способе управления, или такие решения не реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий по обслуживанию жилищного фонда;

ограничение участия государства в деятельности хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ;

передача имущественных прав на жилищно-коммунальные объекты исключительно на открытых торгах (аукционах, конкурсах) с применением концессионных схем управления.

5.6. Обеспечение экологической безопасности и природоохранная
деятельность

Формирование конкурентной среды в сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности должно стать одним из перспективных направлений развития предпринимательства.

Для этого необходимо:

определить перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;

предусмотреть объем государственного заказа не менее 15% в сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности, а также равный доступ к нему хозяйствующих субъектов;

установить и развивать систему экологических требований различного уровня - от национальных экологических технических регламентов и стандартов до условий, которым должна отвечать конкретная продукция (параметры предельного содержания вредных веществ) в контексте организации экологического предпринимательства с учетом того, что данные экологические требования по существу определяют потенциальные объемы спроса на продукцию природоохранного значения;

обеспечить соответствующее информационное обслуживание СМП;

отражать в Общероссийском классификаторе услуг населению виды деятельности, сложившиеся в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.

6. Заключение

Направления развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан, представленные в Концепции, в целом ориентированы на количественное увеличение СМП и качественное совершенствование малого бизнеса.

Малое предпринимательство в ходе дальнейшего формирования благоприятных условий для его развития все в большей мере будет оказывать влияние на экономический рост, стимулировать структурную перестройку экономики Республики Башкортостан.

Реализация предусмотренных мер предполагает достижение следующих результатов:

а) в части усиления роли органов местного самоуправления в развитии СМП:

активное участие и повышение ответственности органов местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ развития малого предпринимательства, в достижении СМП соответствующих качественных и количественных показателей;

сокращение административных барьеров в развитии СМП на муниципальном уровне;

б) в части финансово-кредитной и инвестиционной поддержки, льготного налогообложения и страхования СМП:

обеспечение доступа СМП к кредитным ресурсам за счет внедрения новых высокостандартизированных кредитных продуктов для малого бизнеса, увеличение их доли в кредитных портфелях коммерческих банков;

развитие альтернативных источников кредитования СМП;

применение механизмов предоставления государственных гарантий и возмещения части процентных ставок при кредитовании СМП;

уменьшение рисков в деятельности СМП;

в) в части устранения административных барьеров в деятельности СМП:

расширение доступа СМП к новым видам деятельности, новым рынкам, использованию государственного и муниципального имущества на условиях аренды;

обеспечение недискриминационного доступа СМП к инфраструктуре субъектов естественных монополий, к получению прав на лесо-, недро- и водопользование;

г) в части совершенствования нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства:

стабилизация и повышение эффективности развития СМП в Республике Башкортостан;

д) в части реализации приоритетных направлений взаимодействия общества, власти и бизнеса:

эффективное взаимодействие СМП с крупными и средними предприятиями;

повышение роли СМО в создании и совершенствовании условий для развития СМП;

повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг СМП за счет развития малого инновационного бизнеса, реализации научного потенциала СМП;

вовлечение в сферу малого бизнеса ресурсов молодежного предпринимательства и сельского малого предпринимательства;

повышение социальной ответственности бизнеса;

включение СМП в международное разделение труда на основе скоординированной деятельности на международном рынке и кооперации с зарубежными партнерами в условиях подготовки России ко вступлению в ВТО;

е) в части перспективных направлений развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан:

развитие СМП в индустрии туризма обеспечит к 2010 году около 5% доходов бюджета Республики Башкортостан;

развитие СМП в ремесленной деятельности приведет к возрождению в республике народных художественных промыслов и росту объема реализации ремесленной продукции;

развитие СМП в сферах ЖКХ, обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности будет способствовать демонополизации рынков, стабилизации тарифов на услуги ЖКХ и природоохранные услуги.

Перечисленные эффекты способны обеспечить увеличение количества СМП на 42%. При дальнейшем формировании благоприятных условий для деятельности СМП следует ожидать прироста реального объема произведенной ими продукции, оказанных услуг и выполненных работ на 34%, то есть более чем на 14 млрд. рублей в год.

Полномасштабная реализация всех положений Концепции позволит обеспечить к 2010 году:

рост количества СМП до 150 тыс. единиц;

увеличение доли СМП в ВРП Республики Башкортостан до 15%;

увеличение доли СМП в налоговых поступлениях в бюджет Республики Башкортостан до 18%.

Основой механизма реализации Концепции должны стать республиканские программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, разработанные с привлечением республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также финансовых институтов, научных организаций, общественных объединений предпринимательства, СМП.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий Концепции планируется осуществлять с помощью механизма финансирования республиканской и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на соответствующий год, а также за счет средств внебюджетных источников.


Документ сверен по:
 "Рассылка"