ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2006 г. N 202

О концепции развития малого предпринимательства
в Республике Башкортостан на 2006 - 2010 годы

(с изменениями на 7 декабря 2010 года)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 9 апреля 2007 года №86
Постановлением Правительства РБ от 21 августа 2009 года №325
Постановлением Правительства РБ от 07.12.2010 N 469     
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     
      постановляет:

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция).

     2. Республиканским органам исполнительной власти принять меры по реализации Концепции в части вопросов, относящихся к их компетенции.

     3. Рекомендовать органам местного самоуправления использовать основные положения Концепции при разработке муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.

     4. Контроль за выполнением Постановления возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму. (в ред. Постановлений Правительства РБ от 09.04.2007 N 86, от 21.08.2009 N 325, от 07.12.2010 N 469)

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов




Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 17 июля 2006 г. N 202

Концепция
развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан
на 2006 - 2010 годы

Содержание


     1. Введение

     2. Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан как фактор социально-экономического роста

     3. Создание условий для развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан

     3.1. Роль органов местного самоуправления в развитии СМП

     3.2. Финансово-кредитная поддержка СМП

     3.3. Страхование СМП

     3.4. Устранение административных барьеров в деятельности СМП

     3.5. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства

     4. Приоритетные направления взаимодействия общества, органов государственной власти и бизнеса

     4.1. Взаимодействие СМП с крупным и средним бизнесом

     4.2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

     4.3. Развитие инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства


     4.4. Государственная поддержка молодежного малого предпринимательства

     4.5. Развитие малого предпринимательства в аграрном секторе экономики

     4.6. Подготовка кадров для сферы малого предпринимательства

     4.7. Повышение эффективности деятельности общественных объединений предпринимательства

     4.8. Повышение социальной ответственности бизнеса

     4.9. Деятельность СМП в условиях подготовки России ко вступлению в ВТО

     5. Перспективные направления развития малого предпринимательства

     5.1. Туристическая индустрия

     5.2. Агротуризм

     5.3. Придорожный сервис

     5.4. Ремесленничество

     5.5. Жилищно-коммунальное хозяйство

     5.6. Обеспечение экологической безопасности и природоохранная деятельность

     6. Заключение


1. Введение

Концепция развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с республиканской программой государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2005 год, принятой Постановлением Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан от 17 марта 2005 года N ГС-849.

Цели Концепции - совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства и создание благоприятных условий для его развития в Республике Башкортостан.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

оценка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие и поддержку малого предпринимательства;

выявление основных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан, и путей их преодоления;

совершенствование приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан: финансово-кредитного, налогового, нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, страхования субъектов малого предпринимательства (далее - СМП);

устранение административных барьеров в сфере малого предпринимательства;

поддержка малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, развитие наукоемкого, инновационного и молодежного предпринимательства;

развитие малого предпринимательства в туристической и ремесленной деятельности, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности;

совершенствование деятельности общественных объединений предпринимательства, формирование социально ответственного бизнеса.

Концепция включает в себя семь разделов.

Во втором разделе приведены результаты всестороннего анализа деятельности СМП, на основе чего сделан вывод - в Республике Башкортостан сформирована система государственной поддержки малого предпринимательства, разрабатываются ее новые направления. Развитие малого предпринимательства относится к числу приоритетных социально-экономических задач, при этом основными являются институциональные и организационные механизмы ее решения.

В третьем разделе обосновывается необходимость разработки и реализации политики государственной поддержки СМП органами местного самоуправления, подчеркивается важность и указываются пути преодоления факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан.

В четвертом разделе определены приоритетные направления укрепления взаимодействия общества, органов государственной власти и бизнеса.

В пятом разделе представлены основные меры, реализация которых будет способствовать активному развитию СМП в сферах туристической индустрии, агротуризма, придорожного сервиса, ремесленничества, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности.

В заключении описаны ожидаемые результаты и механизм реализации Концепции.
Концепция реализуется в два этапа:

в 2006 - 2007 годах - формирование условий для повышения инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства, снижения административных барьеров, повышения роли общественных объединений предпринимательства и социальной ответственности бизнеса;

в 2008 - 2010 годах - обеспечение ускоренных темпов роста объемов продукции (работ, услуг), произведенной СМП.

2. Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан
как фактор социально-экономического роста

Анализ деятельности малого предпринимательства в Республике Башкортостан позволил выявить факторы, как стимулирующие, так и сдерживающие развитие СМП.

Факторы, стимулирующие развитие СМП:

активно развивающаяся инфраструктура поддержки малого предпринимательства;

формирование новых подходов и создание условий для развития малого предпринимательства в республике;

повышение роли общественных объединений предпринимательства в представлении и защите интересов СМП;

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

финансирование из бюджета Республики Башкортостан мероприятий ежегодной республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан;

гарантийное обеспечение кредитов, выданных СМП;

возмещение части процентных ставок при кредитовании и страховании СМП за счет средств бюджета Республики Башкортостан;

увеличение количества кредитов, предоставленных СМП коммерческими банками;

развитие альтернативных источников финансирования СМП (кредитных потребительских кооперативов граждан).

Факторы, сдерживающие развитие СМП:

отсутствие единой системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

несовершенство законодательства в сфере малого предпринимательства;

недостаточный уровень поддержки СМП на муниципальном уровне;

неразвитость рынка залогов;

недостаточность специальных налоговых льгот для СМП;

недостаточное развитие республиканской инновационной системы, науко- и фондоемкого малого бизнеса;

наличие административных барьеров в сфере малого предпринимательства;

отсутствие действенных механизмов взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса;

низкая социальная ответственность бизнеса.

Вышеперечисленные негативные факторы обусловили асимметрию в территориальном размещении и уровне развития СМП, их невысокие доли налоговых поступлений в бюджет Республики Башкортостан (12%).

3. Создание условий для развития малого предпринимательства
в Республике Башкортостан

3.1. Роль органов местного самоуправления в развитии СМП

В целях активизации и повышения эффективности работы органов местного самоуправления по развитию СМП предполагается осуществление следующих мероприятий:

анализ развития малого бизнеса в муниципальных образованиях, совершенствование условий его функционирования;

разработка и реализация муниципальных программ развития малого предпринимательства с использованием бизнес-карт и бизнес-атласов территорий муниципальных образований;

повышение ответственности администраций муниципальных образований за реализацию муниципальных программ развития малого предпринимательства, в том числе ежегодный мониторинг и совместное обсуждение администрациями муниципальных районов и городских округов и предпринимательским сообществом результатов деятельности СМП;

совершенствование муниципальной инфраструктуры поддержки СМП (создание советов по поддержке малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, представительств Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, центров правового консультирования предпринимателей);

налаживание и укрепление взаимодействия малого предпринимательства с крупным и средним бизнесом;

финансовая поддержка СМП за счет развития кредитных потребительских кооперативов граждан;

установление корректирующего коэффициента базовой доходности, применяемого при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

оптимизация ставок земельного налога, налога на имущество и др.;

обеспечение органами местного самоуправления устранения административных барьеров в сфере малого предпринимательства.

3.2. Финансово-кредитная поддержка СМП

В последние годы кредитные организации Республики Башкортостан стали предлагать специальные программы кредитования малого бизнеса.

Решение задачи расширения доступа малого предпринимательства к источникам финансовых средств в 2006 - 2010 годах предполагает:

совершенствование технологий кредитования СМП, в том числе внедрение новых высокостандартизированных продуктов для малого бизнеса;

развитие кредитной кооперации как источника микрофинансирования СМП;

формирование залогового фонда для обеспечения банковских инвестиций в малый бизнес с использованием государственного имущества;

использование данных бюро кредитных историй при кредитовании СМП в целях снижения рисков кредитования и упрощения доступа СМП к кредитным ресурсам;

создание рынка реализации залогов, выставляемых в обеспечение кредитов СМП;

содействие СМП и объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в выпуске ценных бумаг и их продвижении на фондовые рынки.

В части налогообложения СМП необходимо осуществление следующих мероприятий:
реализация норм федерального законодательства о предоставлении СМП инвестиционных налоговых кредитов;

совершенствование форм статистической отчетности малых предприятий;

расширение информационной базы налоговых органов для установления реальной налоговой базы СМП;

информирование органов местного самоуправления о сумме налогов, поступивших от деятельности СМП, зарегистрированных на территориях соответствующих муниципальных образований;

проведение мониторинга условий функционирования СМП и разработка предложений по оптимизации ставок единого налога на вмененный доход, земельного налога, налога на имущество, арендной платы за пользование землями несельскохозяйственного назначения, а также по предоставлению производственных и служебных помещений.

3.3. Страхование СМП

Созданию стандартизированного, типового страхового продукта для СМП будут способствовать:

конкретизация перечня рисков и разработка методики их оценки в предпринимательской деятельности в разрезе отраслей;

разработка программы профилактики рисков СМП в разрезе отраслей;

организация при страховых компаниях отделов по оценке рисков и управлению ими при осуществлении предпринимательской деятельности на условиях аутсорсинга;

расширение масштабов компенсации части страховых взносов по договорам страхования СМП, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях.

3.4. Устранение административных барьеров в деятельности СМП

Основные административные барьеры возникают при прохождении СМП следующих процедур:

лицензирование отдельных видов деятельности;

проведение сертификации;

выдача разрешений, организация согласований, оформление арендных отношений;

проверка деятельности СМП органами государственного контроля (надзора).

Основными мероприятиями по устранению административных барьеров в деятельности СМП являются:

а) институциональные меры:

создание механизмов представления интересов СМП на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, в том числе через саморегулируемые профессиональные ассоциации;

обеспечение открытого доступа СМП к информации о готовящихся к принятию законодательных и иных нормативных правовых актах;

проведение правовой экспертизы и ревизии нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность СМП;

анализ лицензионной практики;

разработка и принятие нормативных правовых актов, республиканских и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, предусматривающих меры по устранению административных барьеров;

организация постоянно действующей "горячей линии" в целях выявления и устранения факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства;

б) координация действий республиканских органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и регулирование деятельности в сфере малого предпринимательства:

переход к проведению комплексных проверок деятельности СМП;

информирование предпринимателей о порядке проведения проверок их деятельности;

создание саморегулируемых организаций (далее - СРО), повышение их роли во взаимодействии с надзорными и контролирующими органами;

в) обеспечение условий для равного доступа СМП к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

г) либерализация порядка распределения прав на природные ресурсы.

В целях стимулирования конкуренции в сфере природопользования необходимо:

предусмотреть возможность предоставления определенного объема лесных ресурсов (в процентах от объема планируемой к освоению лесосеки) субъектам малого и среднего бизнеса посредством выставления лотов на небольшие по объему ресурсов лесные участки;

внедрить институт общественных слушаний при предоставлении в пользование лесных ресурсов, находящихся в непосредственной близости к поселениям, а также размещать информацию о планируемых к вырубке и находящихся в пользовании лесных ресурсах в сети Интернет;

перейти на аукционную форму распределения лесных участков, объектов водопользования;

установить контроль со стороны государства за концентрацией прав на участки недр.

3.5. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере
малого предпринимательства

В целях повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства предлагаются следующие меры по совершенствованию соответствующей законодательной базы:

а) подготовка новой редакции Закона Республики Башкортостан "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан";

б) разработка и введение в действие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона Республики Башкортостан "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан":

положения о создании и деятельности бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных кластеров на территории Республики Башкортостан;

положения о муниципальном фонде имущественной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан.

4. Приоритетные направления взаимодействия общества, органов
государственной власти и бизнеса

4.1. Взаимодействие СМП с крупным и средним бизнесом

Мировая и российская практика доказала преимущества взаимовыгодного сотрудничества малых предприятий с предприятиями крупного и среднего бизнеса.

В этой связи необходимы:

формирование в Министерстве имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерстве экономического развития и промышленности Республики Башкортостан, Торгово-промышленной палате Республики Башкортостан банков данных о свободных мощностях, свободных производственных площадях государственного и муниципального секторов, которые могут быть переданы в аренду или лизинг СМП, актуализация этого банка данных в сети Интернет;

оказание организационно-методической помощи СМП в решении вопросов передачи им в аренду или на иных основаниях, предусмотренных законодательством, неиспользуемых площадей крупных и средних предприятий;

проведение ярмарок и выставок наукоемкой продукции, созданной СМП совместно с предприятиями крупного и среднего бизнеса;

разработка типовых положений о создании и деятельности технопарков, промышленных кластеров на территории Республики Башкортостан, об организации совместной производственной деятельности крупных и средних предприятий с СМП на основе субконтрактации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»