Положение
о порядке осуществления государственного финансового
контроля Министерством финансов Республики Башкортостан
Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления финансового контроля Министерством финансов Республики Башкортостан за использованием бюджетополучателями средств бюджета Республики Башкортостан.
I. Общие положения
1. На Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 17 ноября 1998 года N УП-778 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Башкортостан", возложена задача по осуществлению (предварительного, текущего и последующего) государственного финансового контроля в пределах своей компетенции.
2. В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2004 года N 1240-р функции осуществления последующего государственного финансового контроля выполняет отдел финансово-бюджетного контроля Министерства финансов Республики Башкортостан во взаимодействии с другими отделами Министерства, отраслевыми министерствами и ведомствами.
3. Координирует работу в Министерстве по государственному финансовому контролю заместитель министра финансов Республики Башкортостан (далее - заместитель министра).
4. Предварительный и текущий государственный финансовый контроль осуществляются работниками отраслевых отделов Министерства в ходе составления и исполнения бюджета Республики Башкортостан.
5. При организации государственного финансового контроля, оформлении и реализации их результатов проверяющие руководствуются Конституциями Российской Федерации и Республики Башкортостан, Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Республики Башкортостан о бюджете на соответствующий год, иными федеральными законами и законами Республики Башкортостан и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан, настоящим Положением.
II. Понятие, цель и задачи государственного финансового контроля
1. Последующий государственный финансовый контроль осуществляется путем проведения ревизий и проверок в учреждениях, получающих средства из бюджета Республики Башкортостан, в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
2. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также за соблюдением получателями бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
3. Цель ревизии или проверки (далее - ревизия) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств при осуществлении хозяйственных и финансовых операций с бюджетными средствами, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, за соблюдением получателями бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования бюджетных средств.
4. Основной задачей ревизии является проверка:
- финансово-хозяйственной деятельности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств Республики Башкортостан по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение;
- осуществления финансовых и хозяйственных операций организациями - получателями бюджетных инвестиций и государственных гарантий, связанных с выполнением условий выделения, получения, целевого использования бюджетных средств.
III. Организация и осуществление финансового контроля
1. Ревизии проводятся в соответствии с годовым планом проведения контрольной работы, утверждаемым министром финансов Республики Башкортостан.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании приказа министра финансов Республики Башкортостан.
2. Ревизии поступления и расходования средств в организациях, финансируемых полностью или частично из бюджета Республики Башкортостан, должны проводиться комплексно не реже одного раза в 3 года, в организациях - получателях финансовой помощи из бюджета Республики Башкортостан, гарантий Правительства Республики Башкортостан, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций - по мере необходимости.
3. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются заместителем министра с учетом объема предстоящих работ, обусловленного конкретными задачами проверки, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Первоначально установленные сроки ревизии могут быть продлены по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы.
4. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов (далее - программа ревизии).
Программа ревизии (наименование темы, период проверки, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии) утверждается заместителем министра.
5. Программа разрабатывается на проведение каждой ревизии непосредственно руководителем ревизионной группы до начала ревизии и является обязательной для исполнения в полном объеме.
6. Составлению программы ревизии и ее осуществлению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, а также другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.
В программе ревизии необходимо в обязательном порядке предусмотреть проверку выполнения предписания по результатам предыдущей ревизии.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит проверяющих с содержанием утвержденной программы и распределяет между ними вопросы и участки работы путем составления календарного рабочего плана проведения ревизии.
Программа ревизии с учетом изучения необходимых документов, отчетных материалов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств может быть изменена или дополнена.
7. На проведение ревизии работникам выдается специальное удостоверение (по форме согласно приложению 2 к настоящему Приказу), которое подписывается заместителем министра и заверяется печатью Министерства.
Члены ревизионной группы при проведении ревизии должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.
8. Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю проверяемой организации удостоверение на право осуществления ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить проверяющих и решить организационно-технические вопросы.
По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель проверяемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан обязан организовать инвентаризацию денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения инвентаризации устанавливается руководителем ревизии.
9. Работники, осуществляющие проверку, имеют право:
беспрепятственно проходить в здания и помещения, занимаемые проверяемой организацией;
запрашивать и получать от сотрудников проверяемой организации документы и иные данные, необходимые для проверки.
10. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организаций проводится путем:
- проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов в целях установления законности и правильности произведенных операций, подлинности документов, арифметической правильности содержащихся в них расчетов, соответствия документов установленным формам;
- фактической проверки действенности совершения операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг;
- сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими исходными данными; сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям, например, натуральных показателей отчетности - с данными о затратах денежных средств и материальных ценностей;
- проведения встречных проверок - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы; сличения копий платежных документов, имеющихся в ревизуемой организации, с подлинными платежными документами, хранящимися в учреждении банка, выполнившем данное поручение;
- организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п;
- проверки в необходимых случаях организации и состояния ведомственного контроля.
11. Проверки обоснованности расчетов сметных назначений, исполнения смет расходов осуществляются специалистами отраслевых отделов Министерства.
12. Участники ревизионной группы исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
13. При проведении ревизии централизованных бухгалтерий подвергаются проверке финансово-хозяйственные операции по всем учреждениям, обслуживаемым централизованными бухгалтериями, все документы, связанные с операциями по кассе и каждому текущему счету, открытому в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитном учреждении.
14. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения ревизий участниками ревизионной группы - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые
документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы сообщает об этих фактах в Министерство.
15. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом IV настоящего Положения, и представляется заместителю министра.
Руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, направляется письменное предписание, подписанное заместителем министра, о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.
Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
IV. Оформление результатов ревизии
1. Результаты проверок порученных вопросов членами ревизионной группы оформляются справкой проверки, которая подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации.
На основании справок проверок членов ревизионной группы руководителем ревизионной группы составляется сводный акт ревизии (далее - акт).
Акт подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости - и членами группы, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации.
Акт (справка проверки) ревизии составляется в двух экземплярах.
Один экземпляр акта (справки проверки), подписанного руководителем ревизионной группы (проверяющим), вручается руководителю проверяемой организации или лицу, им уполномоченному, который расписывается в получении акта (справки проверки) с указанием даты.
2. По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.
3. При наличии возражений или замечаний по акту руководитель и главный бухгалтер ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания с обязательным приложением документов и материалов (заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений. Указанные документы приобщаются к материалам ревизии.
4. Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения заместителем министра или лицом, им уполномоченным, направляются руководителю проверяемой организации и приобщаются к материалам ревизии.
При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения руководитель ревизии направляет запрос для разъяснений в соответствующие отделы Министерства или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.
Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы в установленном настоящим Положением порядке для вручения акта ревизии.
5. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта ревизии должна содержать:
наименование темы ревизии;
дату и место составления акта ревизии;
сведения о проверяющих и основание ревизии (номер и дата удостоверения, указание плановости характера проверки, ссылка на задание, распоряжение или другие документы, по которым поручена ревизия);
данные о проверяемом периоде и сроках ревизии;
полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
сведения об учредителях;
основные цели и виды деятельности организации;
имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, с указанием распорядителей кредита, имеющих право первой и второй подписи в проверяемый период;
орган, осуществивший предыдущую проверку, дату проверки, с указанием мер, принятых по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии может содержать иную необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.
6. В акте ревизии должны соблюдаться объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами встречных проверок и процедур фактического контроля, других контрольных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально-ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
Акт ревизии не должен содержать выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам, а также правовой и морально-этической оценки действий должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации, их поступков, намерений и целей.
Объем акта ревизии ограничений не имеет, однако проверяющие должны стремиться к краткости изложения при обязательном отражении полных ответов на все вопросы программы ревизии.
7. В случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимы срочные меры по их устранению, а также привлечению к ответственности должностных и (или) материально-ответственных лиц, в процессе ревизии составляется промежуточный (отдельный) акт с соответствующими письменными объяснениями.
Промежуточный акт подписывается руководителем ревизионной группы, участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
8. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
V. Реализация результатов ревизии
1. Акт ревизии является основанием для применения предусмотренных действующим законодательством мер принуждения.
2. В случае наличия фактов, свидетельствующих о совершении организацией либо ее должностными лицами административного правонарушения, предусмотренного статьями 36 - 38 Закона Республики Башкортостан от 4 июня 2004 года N 84-з "Об административных правонарушениях", руководителем ревизионной группы составляется протокол о совершении административного правонарушения.
3. Материалы ревизии с протоколом о совершении административного правонарушения представляются министру финансов Республики Башкортостан или его заместителю в срок не позднее 3 рабочих дней после их подписания должностными лицами проверяемой организации для принятия решения.
4. Административное производство осуществляется в соответствии с Приказом Министерства финансов Республики Башкортостан от 11 мая 2005 г. N 8 "Об организации работы Министерства финансов Республики Башкортостан по реализации положений Закона Республики Башкортостан "Об административных правонарушениях", зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Башкортостан 19 мая 2005 года, регистрационный номер 277.
5. В течение 5 дней на основании акта ревизии отдел, сотрудниками которого проведена проверка, готовит предписание (представление), содержащее данные о выявленных нарушениях бюджетного законодательства и мерах, необходимых для устранения последствий допущенных нарушений, согласованное с юридическим отделом Министерства. Предписание (представление) подписывается заместителем министра и направляется в адрес проверяемой организации.
6. Копия акта (справки проверки) ревизии в необходимых случаях может направляться в органы прокуратуры для принятия предусмотренных действующим законодательством мер прокурорского реагирования на нарушения законности, допущенные получателями бюджетных средств.
7. В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данным Положением, необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами.
VI. Порядок оформления материалов ревизии
1. Каждый материал ревизии в делопроизводстве Министерства должен составлять отдельное дело с соответствующим номером, наименованием и количеством томов.
2. Материалы ревизий по их завершению подлежат оформлению в дело. Оформление дел производится работниками, проводившими ревизию.
3. При формировании дел необходимо учитывать следующее:
- помещать в дело исполненные, правильно оформленные документы (акты, справки, сведения и другие прилагаемые к актам подлинные документы или их копии, подписанные соответствующими должностными лицами);
- скомплектовать материалы ревизии в следующей последовательности:
программа проведения ревизии;
акт ревизии;
имеющиеся возражения, замечания, объяснения и заключение на возражения;
представления для принятия мер по результатам ревизии (при выявлении нарушений);
приказ ревизуемой (проверяемой) организации по результатам ревизии (при выявлении нарушений);
справки проверки отдельных вопросов, составленные членами ревизионной группы, промежуточные акты, таблицы, инвентаризационные описи, различные анализы финансовой деятельности, копии необходимых документов и другие приложения, непосредственно касающиеся данной ревизии (проверки);
- пронумеровать листы материалов "дела" снизу вверх и оформить опись;
- в дальнейшем все копии документов по переписке, касающиеся данной ревизии, информация о проделанной работе по мере поступления подшиваются в данное "дело".
4. Ответственность за оформление дел с ревизионными материалами, своевременное и качественное исполнение документов возлагается на руководителя ревизионной группы.
5. Содержание материалов ревизии, как и других служебных документов, не подлежит разглашению. Разрешение на выдачу "дела" с материалами ревизии (проверки) дает министр финансов Республики Башкортостан.
6. Выемка документов из дел категорически запрещена, снятие копий и их передача внешним адресатам допускается только на основании их письменных запросов по указанию министра финансов Республики Башкортостан.
7. Об утрате документов немедленно сообщается руководству Министерства, которое назначает служебное расследование и принимает меры по восстановлению утраченных документов.
8. Материалы ревизий хранятся в отделах в течение 1 года и по истечении срока в установленном порядке сдаются в архив.