Примерное положение
о приватизации жилищного фонда в Республике Башкортостан
1. Приватизация государственного (ведомственного) <*>, муниципального и общественного жилищного фонда осуществляется путем бесплатной передачи и продажи в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в порядке, определяемом соответствующими Главами администраций городов и районов на условиях, предусмотренных Законом Республики Башкортостан "О приватизации жилищного фонда в Республике Башкортостан".
-------------------------------
<*> В дальнейшем государственного.
2. Настоящее Примерное положение имеет своей целью установление единых на территории Республики Башкортостан правил передачи и продажи в собственность граждан жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и оплаты расходов на их содержание и ремонт.
3. Основными принципами приватизации государственного, муниципального и общественного жилищного фонда являются:
- добровольность приобретения гражданами жилья в собственность;
- бесплатная передача гражданам занимаемых ими жилых помещений в соответствии с установленным нормативом и суммарного трудового стажа семьи. При этом каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.
В период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Приобретение вновь полученного жилого помещения в собственность осуществляется по желанию граждан после его заселения.
4. Передача и продажа гражданам в собственность квартир в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. По их желанию квартира может быть приобретена в долевую или совместную собственность.
5. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению, вправе продавать, завещать,. сдавать в аренду, совершать с ними иные сделки, не противоречащие Закону.
6. Собственники приватизационных жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования этих домов. Доля каждого совладельца включается в стоимость приватизированной квартиры.
При этом право собственности на жилой дом, все квартиры в котором приватизированы, переходит к владельцам квартир. Частично приватизированный дом находится в государственной, муниципальной, общественной и частной собственности.
Владение, пользование и распоряжение как полностью, так и частично приватизированными домами осуществляется по соглашению всех собственников.
Осуществление права собственности не должно нарушать права и охраняемые действующим законодательством интересы других лиц.
7. Перечень домов и квартир, не подлежащих передаче и продаже в собственность граждан, определяется Главами администраций городов и районов.
Не подлежат приватизации жилые помещения:
- находящиеся в аварийном состоянии;
- находящиеся в ветхом состоянии без согласия нанимателя;
- не отвечающие санитарно - гигиеническим и противопожарным нормам;
- общежитиях;
- служебные жилые помещения;
- в домах - памятниках истории культуры;
- в домах закрытых военных городков;
- в коммунальных квартирах.
Местные Советы народных депутатов вправе с согласия всех проживающих принимать решения о приватизации коммунальных квартир.
8. Жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, подлежат приватизации на общих основаниях.
Финансирование капитального ремонта дома в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда за период до приватизации осуществляется за счет средств бюджета, предприятий или учреждений, за которыми он закреплен.
9. Передача и продажа жилых помещений осуществляется:
- муниципального жилищного фонда - Советом народных депутатов или его исполнительным органом;
- государственного (ведомственного) и общественного жилищного фонда - предприятием, учреждением, за которым закреплен жилищный фонд, на праве полного хозяйственного ведения или находящийся в оперативном управлении.
10. Для организации процесса приватизации жилья в городах и других населенных пунктах могут создаваться агентства (бюро), действующие на хозрасчетной основе.
Агентства (бюро) по приватизации жилья учреждаются Главами администраций городов и районов на базе действующих структур жилищно - коммунального хозяйства. (Устав агентства (бюро) по приватизации жилья - приложение N 1) <**>. Координацию работы агентств (бюро) осуществляет Министерство жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан.
-------------------------------
<**> Приложения направлены в соответствующие министерства и ведомства, местные Советы народных депутатов.
Гражданину, желающему приобрести в собственность занимаемое жилое помещение, необходимо подать соответствующее заявление и представить документы, подтверждающие суммарный стаж семьи в агентство (бюро) (приложение N 2). Агентство берет на себя оформление документов, связанных с оценкой стоимости жилья, учетом льгот, определением размера доплат и т.д.
Оплата услуг по оформлению всех необходимых документов на передачу жилых помещений в собственность производится гражданами, приватизирующими жилье по единому тарифу, утвержденному Главой администрации города, района.
11. Передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется договором, заключаемым Советом народных депутатов или его исполнительным органом, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. (Приложение N 3).
Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местных Советов народных депутатов (органах технической инвентаризации), на что гражданам выдается регистрационный документ.
12. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов местной администрации, предприятию, учреждению или агентству (бюро) по приватизации.
Учитывая, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда только один раз, в случае изменения места жительства к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий, что ранее занимаемое им жилое помещение не было приватизировано.
13. Размер бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений составляет 18 кв. метров общей площади на одного человека и дополнительно 9 кв. метров на семью.
Бесплатно передаваемая площадь увеличивается из расчета 0,3 кв. метра за каждый год суммарного трудового стажа семьи, подтвержденного необходимыми документами (трудовая книжка, справки).
Бесплатно передаются излишки площади инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам; инвалидам труда I и II групп;
инвалидам с детства; инвалидам I и II групп из числа военнослужащих; семьям репрессированных граждан и воинов, погибших при исполнении государственных обязанностей, включая их детей; детям - сиротам, а также гражданам, которым предоставлена ранее дополнительная площадь на основе жилищного законодательства.
Местные Советы народных депутатов вправе увеличить размер бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений с учетом отсутствия отдельных элементов благоустройства, состава семьи, получения квартиры в связи со сносом дома без компенсации.
14. Оценка бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений производится исходя из стоимости одного квадратного метра жилой площади жилья в конкретном доме в действующих на момент приватизации ценах. До выхода нормативных документов по переоценке жилья, оценка производится в ценах, действующих на 1 января 1992 года.
При приватизации жилья, превышающего бесплатно передаваемый размер, граждане оплачивают разницу между общей стоимостью квартиры и бесплатно передаваемой частью жилья.
Продажа излишков жилья производится с учетом уровня благоустроенности и других местных условий.
Определение общей стоимости жилья и излишков площади производится по "Методике оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан". (Приложение N 4).
15. Оплата излишков жилого помещения может производиться единовременно или в рассрочку на условиях, устанавливаемых Главами администраций городов и районов.
Для приобретения в собственность жилых помещений граждане могут использовать долгосрочные кредиты, предоставляемые им на льготных условиях.
Задолженность по платежам в счет покрытия стоимости приобретаемых в собственность квартир взыскивается в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия.
Должник, просрочивший выплату стоимости квартиры и других обязательных платежей, в соответствии со статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан уплатить за время просрочки 3% годовых с просроченной суммы.
В случае неисполнения обязательства по выплате стоимости квартиры наступают последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
16. Граждане, приобретающие в собственность жилье площадью менее установленного норматива при переезде в другое жилое помещение и заселении его по договору найма имеют право на приватизацию этого жилья на следующих условиях:
- если ранее приватизированная ими квартира безвозмездно передана местной администрации, предприятию, учреждению, то гражданину бесплатно передается жилое помещение в соответствии с приватизационной нормой;
- если ранее приватизированная квартира остается в собственности граждан, то за ними сохраняется право получения жилья в установленном порядке.
Во вновь полученном жилье бесплатно передается площадь, недостающая до нормы в ранее приватизированной квартире, остальная площадь выкупается по действующим на момент повторной приватизации ценам.
Факт приобретения в собственность жилья по прежнему месту жительства в размере менее приватизируемой нормы должен быть подтвержден соответствующим документом. (Приложение N 5).
17. В период перехода к рыночным отношениям следует предусматривать выделение до 10% вновь вводимого жилья для свободной продажи гражданам, включая аукционную. Доля этого жилья устанавливается Главами местной администрации.
В дальнейшем, по мере формирования рынка жилья, доля жилой площади, направляемой на свободную продажу гражданам, может увеличиваться.
Кроме того, по решению местной администрации, предприятий, учреждений незаселенные жилые дома, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, могут быть проданы гражданам, организованным товариществам или иным объединениям.
Незаселенные жилые дома, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, могут приобретаться также акционерными обществами, созданными с целью проведения этих работ.
После проведения капитального ремонта и реконструкции граждане, товарищества, акционерные общества могут сдавать квартиры в этих домах в найм, аренду, продавать их.
18. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья должны осуществляться с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, и включают в себя следующий комплекс работ по содержанию жилых домов:
- техническое обслуживание элементов дома и квартир;
- текущий ремонт дома и квартир;
- капитальный ремонт дома и квартир;
- санитарное обслуживание вспомогательных помещений дома;
- санитарное обслуживание придомовой территории и др.
Объем этих работ, их периодичность, критерии оценки качества определяются действующими нормативами.
Весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту приватизированных домов, квартир осуществляется за счет собственников.
19. Оплата услуг жилищно - эксплуатационных организаций должна производиться по экономически обоснованным тарифам, которые включают затраты на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты дома, инженерных сетей (включая наружные), входящие в стоимость дома, обслуживание придомовых территорий, а также рентабельность, установленную договорным путем, в зависимости от качества выполняемых работ. ("Методика расчета оплаты обслуживания и ремонта жилья, переданного в собственность граждан" - приложение N 6).
В то же время в период формирования рынка жилья для собственников приватизированных квартир сохраняются те же условия, что и для нанимателей жилых помещений в домах государственного (ведомственного), муниципального и общественного жилищного фонда. Экономически обоснованные тарифы для собственников жилых помещений, также как и для нанимателей, должны действовать в этот период как планово - расчетные с компенсацией их превышения над действующими за счет местного бюджета или предприятия, учреждения.
Оплата коммунальных услуг производится собственником квартиры также как и нанимателями. За собственниками жилья сохраняются установленные ранее законодательством льготы по оплате технического обслуживания и ремонта жилья, коммунальных услуг.
20. Взаимоотношения между собственниками жилых помещений и организациями, осуществляющими работы по содержанию и ремонту жилищного фонда (государственными жилищно - эксплуатационными и ремонтно - строительными предприятиями, кооперативами, арендными коллективами, частными фирмами и иными субъектами хозяйствования), основываются на договорных отношениях. (Приложения N 7 и N 8).
В договоре отражаются:
- перечень и объем работ и услуг по содержанию и обслуживанию приватизированного жилищного фонда, выполняемых подрядчиком согласно правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда;
- показатели и критерии оценки качества;
- размеры оплаты услуг;
- взаимные обязательства и санкции.
21. За государственными жилищно - эксплуатационными и ремонтно - строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками.
22. Обслуживание и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан в частично приватизированных домах, осуществляются теми же жилищно - эксплуатационными и ремонтно - строительными организациями, которые обслуживали эти дома до приватизации.
Жилищно - эксплуатационные организации могут выступать посредником в обеспечении граждан приватизированных квартир коммунальными услугами (водо-, тепло-, электро-, газоснабжением и др.).
23. Собственники квартир в полностью приватизированном доме вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этого дома, включая государственные жилищно - эксплуатационные и ремонтно - строительные организации, частные фирмы, кооперативы и иные субъекты хозяйствования.
24. Собственники квартир в полностью приватизированных домах для представления своих интересов могут образовывать товарищества и иные объединения. (Приложение N 9).
Товарищества могут также создаваться и в тех случаях, когда приватизированы не все квартиры, но значительное их количество (например, более половины или отдельная секция).
Жилищное товарищество действует в соответствии с Уставом, который предусматривает права и обязанности их участников, ответственность за совместную эксплуатацию домовладения, пользование и распоряжение общим имуществом.
Товарищество вправе от имени собственников приватизированного жилья определять подрядчиков для обслуживания и ремонта дома и придомовой территории, заключать с ними договоры, а также обеспечивать участие соразмерно занимаемой площади собственников квартир - членов товарищества во всех расходах, связанных с содержанием и эксплуатацией жилого дома; своевременное поступление предназначенных на эти цели средств на свой расчетный счет.
Товарищество может выступать заказчиком на коммунальные услуги (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и др.), заключая договоры с соответствующим предприятием на их оказание. Коммунальные и прочие услуги оплачиваются при этом в целом по дому в соответствии с договором.
25. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют органы местного самоуправления.
Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых домов, квартир и инженерного оборудования влечет ответственность в установленном порядке.
26. На основе настоящего Примерного положения Главы администраций могут с учетом местных условий разрабатывать и утверждать свои положения.
Документ сверен по:
"Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан", 1992, N 2, ст. 82