Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (с изменениями на: 11.11.2016)


2.6. Показатели развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры

Развитие лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры напрямую зависит от качества и состояния дорожной сети. К основным факторам, сдерживающим развитие лесной промышленности, наряду со слабым техническим уровнем производства, низким объемом инвестиций в основной капитал, относится недостаточное количество лесных дорог круглогодичного пользования. Для нормального функционирования лесного хозяйства и лесной промышленности требуется не менее 10 - 12 км дорог на 1000 га лесов. Фактический показатель протяженности дорог на большей части лесничеств ниже требующихся (6,9 км дорог на 1000 га лесов).

Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающей обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия позволят существенно увеличить объемы использования лесов.

Характеристика существующих транспортных путей, расположенных на территории лесничеств, представлена в разделе 1.2 таблицы 58. Имеющиеся специализированные лесные дороги, созданные лесозаготовителями на территории закрепленных баз, из которых некоторые построены на базе дорог районного значения, служат для вывозки древесины с лесосек к автомобильным дорогам республиканского значения и далее на переработку на нижние склады. Для вывозки древесины помимо перечисленных дорог частично используются проселочные и лесные дороги, примыкающие к дорогам общего пользования. В связи со спадом объемов лесозаготовок техническое состояние лесных дорог ухудшилось. Грунтовые дороги требуют улучшения и ремонта. Проезд по ним возможен только в сухое время года, а на отдельных участках только транспортом повышенной проходимости.

Согласно информации Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан N 10/1527 от 11.08.2008 в предстоящее десятилетие планируется строительство 31 дороги в Аскинском, Белокатайском, Белорецком, Бурзянском, Гафурийском, Дюртюлинском, Зианчуринском, Иглинском, Караидельском, Кугарчинском, Макаровском, Нуримановском, Стерлитамакском, Уфимском, Хайбуллинском, Янаульском лесничествах, для которых отводится 1265,83 га лесной площади (из них в постоянное пользование отводится 713,13 га). Они в значительной степени будут способствовать перевозке лесных грузов. Также увеличение грузооборота лесных грузов возможно за счет реконструкции федеральных автомобильных дорог М-5 "Урал" и М-7 "Волга", пересекающих республику с запада на восток (Письмо ФГУ Управления автомобильных магистралей Самара - Уфа - Челябинск N СР-9/1828 от 01.08.2008). Кроме того, планируется строительство лесохозяйственных дорог протяженностью 272 км, в т.ч. в зоне интенсивного освоения лесов по лесозаготовкам 241 км (в Уфимском плато - 54 км, в Центральном горно-лесном районе - 77 км, Зилаирском плато - 38 км, Прибелье - 56 км, на Белебеевской возвышенности 16 км). Остальная часть дорог будет строиться в районах наименее обеспеченных ими (Абзелиловское, Баймакское, Хайбуллинское лесничества) (таблица 108, приложение 21).

Для своевременного и качественного проведения лесохозяйственных мероприятий и вывозки заготавливаемой древесины требуется дополнительное строительство грунтовых дорог. В ближайшие 3 года необходимо увеличить сеть лесохозяйственных дорог на 3% в труднодоступном Южно-Уральском и в некоторых лесничествах лесостепного районов.

Объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры являются лесные склады, они предназначены для временного хранения и первичной обработки круглого леса, частичной его переработки и отгрузки продукции потребителям. Лесные склады по технологическому процессу подразделяются на верхние и нижние.

Верхние склады устраиваются на лесосеке вблизи первичного лесовозного пути. Они обычно служат площадкой для погрузки деревьев или хлыстов на лесовозный транспорт. Срок их действия 1 - 2 месяца.

Все технологические операции по переработке древесины переносятся главным образом на нижние склады, которые организуются в конечном пункте лесовозных дорог. Продолжительный срок действия этих складов и большой объем производства создают условия для комплексной механизации и автоматизации выполняемых там производственных процессов. Для повышения выхода деловой древесины и сокращения нерациональных перевозок древесины в круглом виде на нижних лесных складах наряду с первичной обработкой организуются лесопильные цеха, и осуществляется переработка низкокачественной древесины и отходов.

Для модернизации лесного комплекса в республике намечено строительство и реконструкция объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Объемы приведены в приложении 20.