ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2005 г. N 73
Об основных направлениях развития жилищного строительства
и путях обеспечения граждан доступным жильем
в Республике Башкортостан
(с изменениями на 29 августа 2007 года)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 29 августа 2007 года №243
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жилищное строительство и обеспечение граждан доступным жильем является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан.
По объемам жилищного строительства Республика Башкортостан является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации. За последние 5 лет в республике сдано в эксплуатацию более 7 млн. кв. м жилья. В 2004 году за счет всех источников финансирования построено 18 тыс. квартир общей площадью 1508 тыс. кв. м (на 2,8% больше, чем в 2003 году).
За I квартал 2005 года объем ввода в эксплуатацию жилья составил 132% к аналогичному уровню прошлого года.
Успешно развивается рынок ипотечного кредитования. В 2004 году привлечено инвестиций в размере 1475 млн. рублей, в том числе по городским программам ипотечного кредитования - 100 млн. рублей, по федеральной программе - 1375 млн. рублей.
При этом объем инвестиций в жилищное строительство по ипотечной схеме по сравнению с 2003 годом вырос в 5,7 раза. Из общего объема привлеченных инвестиций средства населения составили 518,4 млн. рублей (35,2%).
Совершенствуются механизмы финансирования строительства жилья государственным унитарным предприятием Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан. Накоплен положительный опыт привлечения средств предприятий для улучшения жилищных условий их работников.
Новое жилищное и градостроительное законодательство предусматривает развитие рыночных отношений в области жилищного строительства и предоставления жилья.
В целях обеспечения условий для увеличения объемов жилищного строительства в соответствии с принятым законодательством разрабатывается Целевая жилищная программа Республики Башкортостан на 2005 - 2010 годы.
В то же время в республике состоят на учете более 193 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Часть из них не в состоянии решить проблему без государственной поддержки и помощи предприятий.
Имеющаяся в районах и городах градостроительная планировочная документация серьезно устарела, требует обновления и корректировки, не решает проблемы размещения объектов капитального строительства.
Администрациями отдельных районов и городов слабо осуществляется контроль за застройкой жилых кварталов, соблюдением градостроительных норм, допускается бессистемное выделение земельных участков.
Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан с учетом адресной поддержки отдельных категорий граждан разработана Концепция обеспечения жильем различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Одобрить представленную Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан Концепцию обеспечения жильем различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан (прилагается).
2. Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан:
с учетом предложений глав администраций районов и городов начать работу по подготовке документов для внесения предложений в Администрацию Президента Республики Башкортостан об объявлении 2006 года Годом развития жилищного строительства;
учесть в ходе разработки Целевой жилищной программы Республики Башкортостан на 2005 - 2010 годы основные положения Концепции, одобренной настоящим Постановлением;
подготовить материалы для внесения в Правительство Российской Федерации предложений по выделению средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
подготовить проекты нормативных правовых актов, регламентирующих участие предприятий и организаций республики в создании жилищного фонда социального использования и реализации программ ипотечного кредитования в целях улучшения жилищных условий работников этих предприятий и организаций;
подготовить и утвердить тематический прогноз разработки градостроительной документации до 2010 года;
усилить контроль за качеством строительства, в том числе в части устройства фасадов, кровель, утепления стен, остекления балконов и лоджий, в соответствии с требованиями нормативной документации и технической эстетики, а также за формированием микрорайонов с учетом размещения стоянок автомобильного транспорта и организации внутридворовых проездов;
обеспечить проведение мониторинга цен на первичном и вторичном рынках жилья и информационное обеспечение участников жилищного строительства;
совместно с администрациями районов и городов, государственным унитарным предприятием Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан обеспечить оптимизацию учета и в срок до сентября текущего года провести проверку полноты и правильности учета строящихся и законченных строительством индивидуальных жилых домов в районах и городах республики.
3. Министерству экономического развития Республики Башкортостан, Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан внести предложения об организации на предприятиях республики производства деревянных (бревенчатых, брусчатых и каркасно-панельных) индивидуальных жилых домов, современных стеновых и кровельных материалов, оборудования и предметов домоустройства. (в ред. Постановления Правительства РБ от 29 августа 2007 года №243)
4. Министерству юстиции Республики Башкортостан, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан подготовить проекты нормативных правовых актов по вопросам жилищного законодательства в соответствии с требованиями нового Жилищного кодекса Российской Федерации.
5. Министерству экономического развития Республики Башкортостан, Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан при формировании республиканской адресной инвестиционной программы на 2006 год предусмотреть лимиты капитальных вложений: (в ред. Постановления Правительства РБ от 29 августа 2007 года №243)
на реализацию программ: Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы, Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2010 года и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы;
на развитие ипотечного жилищного кредитования - в размере до 250 млн. рублей;
на государственную поддержку в области жилищного строительства, включая строительство жилья социального использования, - в размере до 350 млн. рублей.
6. Администрациям районов и городов, органам местного самоуправления рекомендовать:
обеспечить формирование и развитие жилищных фондов социального использования с привлечением средств инвесторов, застройщиков и предприятий;
предусмотреть при формировании местных бюджетов на 2006 год расходы на жилищное строительство с целью формирования муниципальных жилищных фондов социального использования, а также на разработку градостроительной документации;
не допускать освоения новых территорий без градостроительной документации;
принять меры по сокращению сроков отведения земельных участков и выдачи разрешительной документации на строительство жилья, а также по сокращению количества органов и служб, участвующих в ее согласовании.
7. Руководителям предприятий всех форм собственности рекомендовать:
предусмотреть при заключении коллективных договоров выделение финансовых средств для улучшения жилищных условий работников;
принять участие в формировании жилищных фондов социального использования в объемах, согласованных с администрациями районов и городов, Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.
8. Главному территориальному управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан, администрациям районов и городов предложить принять меры по обеспечению оформления документов, связанных со сделками купли-продажи недвижимости, регистрации договоров долевого строительства, договоров ипотечного кредитования, в срок от 3 до 5 дней.
9. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на отдел развития строительства, транспорта и коммунального хозяйства Аппарата Правительства Республики Башкортостан.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 29 апреля 2005 г. N 73
1. Краткая характеристика состояния обеспеченности жильем граждан Республики Башкортостан
Государственная поддержка жилищного строительства в 2002 - 2005 годах способствовала стабильному росту показателей ввода в эксплуатацию жилых домов, становлению и развитию рынка жилья. В республике постоянно совершенствуются механизмы финансирования строительства жилья, в том числе государственным унитарным предприятием Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан, активно развивается система ипотечного кредитования.
В 2004 году в расчете на 1000 человек населения республики ввод жилья составил 369 кв. м, что на 8 и 25 кв. м больше аналогичных показателей 2003 года и 2002 года соответственно. Число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете, уменьшилось с 304,5 тыс. семей в 1991 году до 192,7 тыс. семей в 2003 году. Обеспеченность населения республики жильем на одного жителя выросла с 17,3 кв. м в 1999 году до 18,56 кв. м в 2003 году.
В то же время состояние рынка жилья характеризуется значительной диспропорцией между потребностью в жилье и платежеспособным спросом населения. Недостаточно развит рынок долгосрочного жилищного кредитования.
В настоящее время в республике на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 193 тыс. семей, из них семьи с низкими доходами составляют 34 тыс. (17,6% от общего количества нуждающихся в улучшении жилищных условий), нуждающиеся в государственной поддержке и помощи предприятий и организаций в приобретении жилья - 77 тыс. семей (40%).
В конце 2004 года был принят пакет федеральных законов, направленных на развитие рынка жилья. Новое жилищное и градостроительное законодательство создает предпосылки для дальнейшего развития рыночных отношений в области жилищного строительства и предоставления жилья.
Разработка Концепции обеспечения жильем различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан (далее - Концепция), вызвана необходимостью создания механизма обеспечения качественным и доступным жильем различных категорий населения республики и развития жилищного законодательства.
2. Основные цели и задачи Концепции
Настоящая Концепция определяет основные направления жилищной политики в Республике Башкортостан с целью дальнейшей ее конкретизации в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах в рамках реализации Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основными целями Концепции являются:
создание условий для развития жилищного строительства, устойчивого функционирования и развития рынка жилья, обеспечивающего его доступность для граждан;
развитие финансовых механизмов, обеспечивающих возможность приобретения жилья, а также государственную поддержку малоимущим гражданам, улучшение их жилищных условий, с участием средств бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов;
создание фонда жилья социального использования, а также эффективных экономических механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в жилищное строительство.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
развитие системы ипотечного кредитования на основе долгосрочных жилищных кредитов;
создание условий, необходимых для увеличения объемов жилищного строительства с 1530 - 1550 тыс. кв. м общей площади жилья в 2005 - 2006 годах до 1800 тыс. кв. м в 2010 году, в том числе путем проведения открытых конкурсных процедур по предоставлению участков застройщикам и усиления контроля в этой сфере, упрощения условий получения разрешений и согласований на строительство, а также подготовки необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры;
решение вопросов предоставления жилья на условиях социального найма, расширение мер по оказанию адресной помощи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
обеспечение комплексной застройки территорий, включая сооружение инженерно-коммунальной и социальной инфраструктур;
повышение эффективности функционирования рынка жилья;
обеспечение строительного комплекса республики качественными материалами, изделиями и конструкциями, гарантирующими долговечность и архитектурную выразительность зданий, снижение затрат на капитальное строительство и эксплуатацию жилья.
Концепция разработана с учетом развития системы ипотечного кредитования в республике по городским и федеральной программам, а также в рамках реализации следующих программ: Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы; Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2010 года, Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы.
Результатом реализации Концепции должно стать создание эффективного рынка жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на соответствующем ее платежеспособности уровне, а также создание механизмов государственной поддержки развития и функционирования этого рынка.
3. Механизм реализации Концепции
Перед органами государственной власти и органами местного самоуправления ставится задача обеспечения жильем малоимущих и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для основной части населения предполагается развитие различных форм жилищного кредитования в целях приобретения готового жилья, участия в строительстве многоквартирных домов, строительстве индивидуальных домов и др.
Концепция разработана в целях создания механизма ускорения процесса обеспечения жильем граждан, состоящих в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для обеспечения граждан с низкими доходами жилыми помещениями, передаваемыми им по договорам социального найма, необходимо строить 116 тыс. кв. м жилья. Ежегодная потребность в инвестициях на указанные цели составляет около 1,34 млрд. рублей.
Основными источниками финансирования строительства жилья могут быть средства бюджетов всех уровней, средства от коммерческого строительства, долевого участия предприятий в строительстве жилья.
Для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в частичной государственной поддержке и помощи предприятий и организаций в приобретении жилья путем предоставления кредитов с низкой процентной ставкой либо иной помощи, ежегодно необходимо строить 265 тыс. кв. м жилья.
В указанных целях в первую очередь предлагается решить вопрос выделения субсидий для внесения в качестве первоначального взноса в размере до 30% стоимости жилья и на компенсацию части процентной ставки ипотечного кредита. Источниками финансирования могут быть средства бюджетов всех уровней и предприятий. При этом предполагается, что основную часть предоставляемых субсидий составит помощь предприятий своим работникам через государственное унитарное предприятие Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан, открытое акционерное общество "Уфимское городское агентство ипотечного кредитования" и его филиалы, муниципальное унитарное предприятие Инвестиционный строительный комитет г. Уфы.
При условии оказания государственной поддержки и помощи предприятий в виде субсидий и дотаций указанной категории семей ежегодно в размере 1,5 млрд. рублей могут быть привлечены средства населения на жилищное строительство в размере 2,6 млрд. рублей.
Категория граждан с доходами на одного члена семьи более 5000 рублей осуществляет строительство жилья на коммерческой основе или приобретает его на свободном рынке.
Уровень доходности граждан и членов их семей, а также критерии государственной поддержки отдельных категорий граждан при приобретении жилья определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Параметры Концепции подлежат ежегодному уточнению и корректировке с учетом ситуации, сложившейся на рынке жилья, и возможностей бюджетов разных уровней.
Документ сверен по:
«Рассылка»