Программа
развития детско-юношеского спорта в Республике
Башкортостан на 2005 - 2009 годы
Содержание
Паспорт Программы
1. Детско-юношеский спорт в Республике Башкортостан: содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2. Система программных мероприятий
3. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
4. Список использованных сокращений
Паспорт Программы
Наименование Программы Программа развития детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан на 2005 - 2009 годы
Основание для Законы Российской Федерации и Республики Башкортостан "О физической культуре и спорте";
разработки Программы Законы Республики Башкортостан "О детско-юношеском спорте в Республике Башкортостан",
"Об образовании" и "О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан"
Государственные Министерство по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан;
заказчики и Министерство образования Республики Башкортостан;
разработчики Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике
Программы
Основные цели Создание и укрепление правового и экономического механизмов повышения уровня физической
Программы подготовленности детей, подростков и молодежи, роста массовости детско-юношеского
спорта и мастерства спортсменов, совершенствования подготовки спортивных резервов,
профилактики заболеваемости и снижения криминогенной напряженности в подростково -молодежной
среде средствами физической культуры, спорта и туризма
Основные задачи Совершенствование нормативной правовой базы и осуществление государственной политики в
Программы области детско-юношеского спорта в республике;
развитие научно обоснованной системы оздоровления подрастающего поколения;
формирование здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи;
развитие детско-юношеского спорта, подготовка спортивного и олимпийского
резервов, спортсменов высокой квалификации, повышение спортивного престижа
республики на всероссийской и международной аренах;
укрепление материально-технической базы детско-юношеского спорта;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в
области физической культуры, спорта и туризма;
совершенствование системы пропаганды и информационного обеспечения детско-
юношеского спорта;
координация деятельности республиканских органов государственной власти, органов
местного государственного управления и местного самоуправления по реализации Программы
Сроки и этапы Программа будет реализовываться в два этапа.
реализации На первом этапе - 2005 - 2008 годы - предполагается совершенствование нормативно- правовой
Программы базы и разработка инновационных наукоемких технологий для развития детско-юношеского
спорта, обеспечение разработки и реализации программных мероприятий, подготовки молодых
спортсменов республики для успешного участия во сероссийских, европейских и мировых соревнованиях.
Второй этап - 2008 - 2009 годы - предусматривает завершение реализации программных
мероприятий, повышение эффективности деятельности государственных учреждений и общественных
организаций, участвующих в развитии детско-юношеского спорта, развитие сети учреждений
дополнительного образования спортивной направленности
Исполнители Министерство по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан;
основных Министерство образования Республики Башкортостан;
программных Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
мероприятий Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике;
администрации районов и городов;
заинтересованные республиканские органы исполнительной власти;
республиканские спортивные общества, физкультурно-спортивные клубы, федерации
по видам спорта и туризма;
учреждения дополнительного образования спортивной и туристской направленности,
спортклубы и коллективы физкультуры образовательных учреждений и организаций
Объем и источники Реализация Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Республики
финансирования Башкортостан, бюджетов районов и городов, внебюджетных источников
Программы
Ожидаемые результаты Формирование и реализация стратегии развития детско- юношеского спорта;
реализации Программы формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья детей, подростков и
молодежи республики путем массового привлечения их к занятиям физической
культурой, спортом и самодеятельным туризмом;
развитие клубных форм детско-юношеского спорта и туризма, увеличение объема и качества
платных физкультурно-спортивных и туристских услуг, оказываемых подрастающему поколению;
снижение уровня заболеваемости детей, подростков и молодежи, улучшение
физической подготовки юношей призывного и допризывного возрастов;
рост спортивных показателей юных спортсменов Башкортостана на российской и международной
аренах;
физическая реабилитация и социальная адаптация детей, подростков и молодежи с
ограниченными жизненными возможностями;
удовлетворение потребностей подрастающего поколения в активном и полноценном отдыхе,
гармоничном воспитании
Контроль за Контроль за выполнением Программы возлагается на отдел по гуманитарнымвопросам и делам
выполнением национальностей Аппарата Правительства Республики Башкортостан
Программы
1. Детско-юношеский спорт в Республике Башкортостан:
содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Основными задачами развития детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан являются следующие:
совершенствование нормативной правовой базы и осуществление государственной поддержки в области детско-юношеского спорта;
развитие научно обоснованной системы оздоровления подрастающего поколения;
формирование здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи;
развитие детско-юношеского спорта, подготовка спортивного и олимпийского резервов, спортсменов высокой квалификации, повышение спортивного престижа республики на всероссийской и международной аренах;
укрепление материально-технической базы детско-юношеского спорта;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры, спорта и туризма;
совершенствование системы пропаганды и информационного обеспечения детско-юношеского спорта;
координация деятельности республиканских органов государственной власти, органов местного государственного управления и местного самоуправления по реализации Программы.
Организационную структуру системы массового детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва составляют образовательные учреждения, детские, подростковые и молодежные организации, учреждения дополнительного образования спортивной и туристской направленности, иные организации, осуществляющие деятельность в данной сфере.
По состоянию на 1 января 2004 года в Республике Башкортостан функционировали:
2497 коллективов физкультуры (далее - КФК) общеобразовательных учреждений, где внеклассной спортивно-массовой работой было охвачено 285247 школьников;
112 КФК учреждений начального профессионального образования с охватом внеучебной спортивной работой 25419 учащихся;
93 КФК учреждений среднего профессионального образования с охватом 30761 студента;
18 спортивных клубов учреждений высшего профессионального образования с охватом занятиями в спортивных секциях 20415 студентов;
120 учреждений дополнительного образования спортивной направленности, в том числе 82 детско-юношеские спортивные школы (далее - ДЮСШ), 24 специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (далее - СДЮШОР) и 14 детско-юношеских клубов физической подготовки (далее - ДЮКФП), суммарная численность занимающихся составляет 81804 учащихся;
234 детских и подростковых клуба спортивной и туристской направленности по месту жительства с охватом 37986 человек;
160 организаций детско-юношеского туризма, домов и дворцов детско-юношеского творчества, имеющих спортивные секции по видам спорта и самодеятельного туризма, с охватом 48650 занимающихся;
3 детско-юношеские спортивно-технические школы и 47 детских и подростковых секций в районах и городах по техническим, военно-прикладным и авиационным видам спорта с общей численностью занимающихся 1240 детей и подростков.
В Уфе работает Школа высшего спортивного мастерства Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан и Школа-интернат N 5 спортивного профиля Министерства образования Республики Башкортостан с охватом 520 учащихся.
В целом в названных 3239 учреждениях организованными формами занятий детско-юношеским спортом во внеучебное время охвачено 532042 человека, среди которых имеют квалификацию:
I разряда - 2952 спортсмена;
кандидата в мастера спорта - 1135 спортсменов;
мастера спорта - 341 спортсмен;
мастера спорта международного класса - 60 спортсменов.
Подготовку спортсменов по 79 видам спорта осуществляют 2880 тренеров-преподавателей, в том числе 1542 штатных, из которых 76,5% имеют профессиональное (физкультурное) образование, 66,6% - квалификационные тренерские категории.
Постоянное расширение сети спортивных секций образовательных учреждений, спортивных школ, клубов и центров, секций при домах и дворцах детского и технического творчества позволило привлечь к систематическим занятиям спортом 69,6% детско-юношеского населения республики.
Важнейшими достижениями развития детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан за последние 10 - 12 лет стали:
целенаправленная государственная поддержка в сфере укрепления здоровья и повышения физической подготовленности детей, подростков и молодежи;
расширение и совершенствование системы подготовки спортивных резервов и спортсменов высокой квалификации;
профилактика негативных явлений и правонарушений в детской и молодежной среде;
Ежегодно районными, городскими и республиканскими физкультурно-спортивными и туристскими организациями проводятся различные мероприятия: спартакиады, спортивные игры и праздники, фестивали спорта, первенства по видам спорта и самодеятельного туризма, в которых участвуют свыше 500 тыс. детей, подростков и молодежи (65,4% учащихся и студентов республики).
За последние 4 года юные спортсмены Башкортостана завоевали на чемпионатах и первенствах мира и Европы 30 золотых, 26 серебряных и 31 бронзовую медаль по 28 видам спорта; чемпионами мира стали Евгений Петров (велоспорт), Евдокия Гречишникова и Рустем Сабирхузин (современное пятиборье), Максим Чудов, Данил Асылгужин и Мария Косинова (биатлон), Дмитрий Жариков и Михаил Павлов (гребля), Тамара Тансыккужина, Айгуль Идрисова, Айнур Шайбаков, Олеся Абдуллина и Рим Ишметов (шашки), Реналь Ганеев (фехтование), Ольга Киселева и Ольга Обрезкова (тяжелая атлетика), Равиль Казаков и Николай Асабин (пауэрлифтинг), Рита Салахутдинова (самбо), Евгений Вайцеховский и Эдуард Исмагилов (скалолазание), Елена Шарафутдинова (ачери-биатлон), Кирилл Горбунов (спортивное ориентирование) и другие.
Сборные юношеские, юниорские и молодежные команды Башкортостана успешно выступают на всероссийских соревнованиях. Например, на зональных соревнованиях I летней спартакиады учащихся России в 2003 году среди 15 регионов Приволжского федерального округа республика в комплексном зачете заняла III общекомандное место, а в 2004 году в I зимней спартакиаде учащихся России - почетное V общекомандное место среди 89 субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в развитии детско-юношеского спорта и в Российской Федерации, и в Республике Башкортостан имеются серьезные проблемы и неиспользованные резервы.
В последние годы в стране наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи. По данным различных исследований, лишь у 10% молодежи России отмечается уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме (по Республике Башкортостан - у 16,5%), около 40% детей страдают хроническими заболеваниями; прогрессируют болезни костно-мышечной системы, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями.
Треть российских юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. Каждый десятый призывник имеет пристрастие к употреблению спиртных напитков и наркотиков. Только одну девушку из четырех можно считать практически здоровой.
Половина юношей и девушек заканчивают школу, имея 2 - 3 хронических заболевания, лишь 15% выпускников общеобразовательных учреждений России (по республике - 20,3%) можно считать здоровыми.
Острота социально-экономических проблем в стране способствует проникновению в молодежную среду наркомании, токсикомании, табакокурения, злоупотребления алкогольными напитками, провоцирует духовно неразвитую молодежь на проявления антиобщественного поведения и вандализма.
Медицинские исследования убедительно доказывают, что здоровье ребенка закладывается задолго до его рождения, во многом определяется физической активностью и образом жизни будущих родителей. Вместе с тем уровень соответствующих знаний у молодежи остается крайне низким.
Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для повышения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма, в настоящее время составляет лишь 25%. Это в свою очередь ведет к сокращению продолжительности жизни.
Стратегия обеспечения здоровья детей, подростков и молодежи путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивной, не в полной мере отвечает современным представлениям о повышении качества жизни, носит затратный характер.
Например, затраты Российской Федерации на лечение больных детей, подростков и молодежи в год составляют около 40 млрд. рублей, в том числе на выплату пособий родителям - 10,5 млрд. рублей. В России на лечение и реабилитацию больных затрачивается средств в 26 раз больше, чем на профилактические оздоровительные мероприятия.
По данным отечественных и зарубежных исследований, оздоровительные технологии, реализованные в конкретных мероприятиях, позволяют добиться серьезного снижения уровня инфекционной и неинфекционной заболеваемости и значительного экономического эффекта.
Таким образом, необходима активная стратегия формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи. Основой этой стратегии является привлечение подрастающего поколения к занятиям физической культурой, спортом и самодеятельным туризмом.
Социально ориентированная физкультурно-спортивная работа, направленная на профилактику правонарушений среди детей, подростков и молодежи, позволит предотвратить вовлечение в преступную деятельность примерно 10 - 15% молодых людей.
В настоящее время развитию физической культуры и массового детско-юношеского спорта как важных средств профилактики и преодоления указанных негативных явлений уделяется недостаточное внимание. Из общего числа российских школьников постоянно занимаются физической культурой и спортом чуть более 12% (по республике - 48,4%). По причине низкого уровня здоровья более 3 млн. детей школьного возраста освобождены от занятий физической культурой (в республике - 13,5 тыс. человек).
Из российских школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, лишь 36,3% занимаются по соответствующим программам (по республике - 60,2%).
Сведена к минимуму физкультурно-оздоровительная работа среди населения в жилых массивах и микрорайонах.
Не проявляется должная забота о создании и укреплении материально-технической базы для занятий детей и молодежи физкультурой и спортом по месту жительства. В связи с введением платных услуг в целях самофинансирования крупных физкультурно-спортивных сооружений снижается их доступность для детей, подростков и молодежи.
Отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физической подготовленности детей, подростков и молодежи привело к резкому снижению управляемости процессом их физического воспитания.
Важнейшим компонентом развития массовых форм физкультурно-спортивной деятельности является участие в этом средств массовой информации: пропаганда и популяризация детско-юношеского спорта должным образом не ведется.
Надо отметить также, что сфера досуга в настоящее время заполнена разнообразными занятиями, не всегда полезными для человека. Одним из приоритетов досуговой деятельности должны стать занятия физкультурой, в том числе семейный спортивный досуг.
Успешность развития физической культуры и массового детско-юношеского спорта во многом определяется эффективностью процесса физического воспитания в дошкольных и образовательных учреждениях, расширением его внеучебных форм, активизацией физкультурно-спортивной работы по месту жительства детей и молодежи, созданием детских физкультурно-спортивных клубов, развитием сети спортивных школ с созданием попечительских советов и привлечением средств муниципалитетов, спонсоров и других источников, а также сети платных фитнес-центров, клубов, оздоровительных комплексов и др.
В этой связи необходим комплексный подход и нормативный правовой документ, направленный на упорядочение развития системы физического воспитания подрастающего поколения, устранение межведомственных противоречий в данной сфере.
Программа развития детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан на 2005 - 2009 годы (далее - Программа) необходима для создания правовых, экономических и организационных основ занятий детей и подростков физической культурой и спортом, формирования у них здорового образа жизни и укрепления их здоровья, развития эффективной системы непрерывного образования и развития личности, профилактики негативных и противоправных явлений в детской и подростковой среде.
Программа базируется на законодательстве Российской Федерации и Республики Башкортостан, современной педагогической теории, инновационных методиках и гуманистических технологиях воспитания и обучения детей, подростков и молодежи.
Программа призвана способствовать решению комплекса проблем, стоящих перед детско-юношеским спортом, дать возможность спортивным организациям с помощью государственных органов власти и местных органов власти Республики Башкортостан не только сохранить уникальную систему детско-юношеского спорта, но и реализовать стратегию, позволяющую совершенствовать его развитие, осуществлять подготовку спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации для достойного представления Башкортостана и России на всероссийских и международных спортивных форумах.
Принятие Программы диктуется необходимостью создания нормативно-правовой базы, определяющей основные принципы государственной поддержки в сфере физического и нравственного воспитания подрастающего поколения, сохранения и укрепления здоровья народов Башкортостана.
Реализация Программы позволит преодолеть дефицит высококвалифицированных кадров, способных оказывать профессиональные физкультурно-оздоровительные услуги подрастающему поколению. Требуют к себе внимания со стороны государства и вопросы социальной защищенности спортивных кадров, прежде всего тренерско-преподавательского состава. Низкий уровень заработной платы и социального обеспечения спортивных работников, другие причины приводят к подрыву авторитета отрасли, занимающейся сохранением здоровья нации и воспитанием подрастающего поколения.
Выполнение программных мероприятий и Закона Республики Башкортостан "О детско-юношеском спорте" даст реальный шанс в XXI веке улучшить состояние здоровья юных граждан республики, повысить уровень их физической подготовленности, что, в конечном счете, должно привести к экономическому и нравственному оздоровлению общества.
2. Система программных мероприятий