Действующий

О концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Башкортостан на период до 2012 года






Приложение
к Концепции обращения с отходами
производства и потребления
в Республике Башкортостан
на период до 2012 года

Предложения
по оптимизации обращения с отдельными видами отходов



1. Промышленные отходы

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" ответственность за экологически безопасное обращение с отходами производства лежит на юридических и физических лицах.

Отходы производства, образующиеся на предприятиях республики, многообразны по составу. Существенно различаются и объемы их образования и накопления на предприятиях: от килограммов и литров до десятков и сотен тысяч тонн в зависимости от специфики деятельности предприятия. Технология производства, выпуск новой продукции, рыночная конъюнктура влияют на состав и количество отходов.

Многообразие видов отходов, нестабильность их состава и свойств, широкий диапазон объема образования обуславливают сложность решения проблемы переработки и обезвреживания отходов на месте их образования. В результате многие предприятия либо осуществляют неорганизованный вывоз промышленных отходов, создавая несанкционированные свалки, либо используют для этих целей существующую систему вывоза твердых бытовых отходов (далее - ТБО).

Переработку и обезвреживание промышленных отходов необходимо рассматривать в качестве одной из задач предприятий, однако с учетом размещения значительного числа промплощадок в непосредственной близости от жилой застройки, а также многообразия видов отходов решение проблемы их переработки и захоронения невозможно без участия и контроля со стороны органов муниципальной власти.

Степень вредного воздействия отходов на окружающую природную среду определяется расчетным или экспериментальным путем. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности утверждены Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 года N 511. Определены пять классов опасности отходов:

I класс - чрезвычайно опасные;

II класс - высокоопасные;

III класс - умеренно опасные;

IV класс - малоопасные;

V класс - практически неопасные.

Определение класса опасности отходов, образующихся на предприятии, входит в обязанности природопользователя (собственника отходов).

Для выполнения экологических требований законодательства Российской Федерации для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов. Нормирование объема образования и размещения отходов производится в целях недопущения превышения предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей.

Накопление и хранение отходов на территории предприятия допускается временно, как исключение:

при использовании отходов в последующем технологическом цикле для их полной утилизации;

при временном отсутствии потребителей отходов, полигонов для захоронения;

в целях формирования транспортных партий для вывоза отходов на полигоны обезвреживания и захоронения.

Для решения проблемы отходов производства необходимо организовать информационную поддержку деятельности по коммерческому обращению отходов между промышленными предприятиями, в том числе с привлечением к этому специализированных предприятий близлежащих регионов. Создание информационной базы данных по отходам, образующимся на предприятиях и являющимся потенциальным сырьем для других производств, могло бы способствовать решению проблемы промышленных отходов не только с позиций санитарно-гигиенических, но и с позиций ресурсосбережения. В связи с этим актуальным является создание республиканской биржи отходов.

Одним из наиболее действенных рычагов, дающих муниципальным органам власти возможность воздействовать на промышленные предприятия в целях решения последними проблемы образующихся в процессе производства токсичных отходов, могла бы стать разработка экологических программ, предусматривающих решение проблемы отходов производства.


1.1. Отходы горнодобывающей и горнообогатительной
промышленности

Основной объем накопленных и образующихся в республике промышленных отходов (около 80%) приходится на долю предприятий горнодобывающего, горно-обогатительного комплекса. Наиболее характерными видами отходов являются вскрышные породы и хвосты обогащения.

Объем накопленных в отвалах вскрышных пород составил более 1,1 млрд. т, а объем размещенных в хвостохранилищах отходов обогащения руд превысил 103 млн. т.

Основной причиной создавшейся ситуации является наличие на предприятиях горнодобывающей промышленности многоотходных технологий. В последние годы увеличению объемов образования отходов способствует и снижение содержания полезных компонентов в добываемом сырье.

Данные мониторинга окружающей среды показывают, что минеральные отходы, образующиеся в результате добычи и переработки полезных ископаемых, оказывают существенное влияние на экологическую и экономическую ситуацию.

С одной стороны, отвалы вскрышных пород, хвостохранилища обогатительных комбинатов нарушают экологическую обстановку целых районов и требуют принятия срочных мер и затрат для локализации и предотвращения загрязнения природной среды и возврата в хозяйственный оборот нарушенных земель. С другой стороны, техногенные минеральные образования горно-обогатительных комплексов могли бы расширить минерально-сырьевую базу металлургической, химической и строительной промышленности.

Имеющиеся в республике единичные технические решения связаны с переработкой определенных горно-рудных отходов и не предназначены для утилизации разнообразных техногенных образований, содержащих нетрадиционные виды минерального сырья.

Наиболее распространенным направлением использования отходов горнодобывающей промышленности в республике является получение из вскрышных пород строительного щебня.