ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2008 г. N 120
О концепции обращения с отходами производства и потребления
в Республике Башкортостан на период до 2012 года
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об отходах производства и потребления", а также в целях оптимизации управления отходами производства и потребления в Республике Башкортостан, реализации приоритетных задач в сфере обращения с отходами Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Республике Башкортостан на период до 2012 года (далее - Концепция).
2. Министерству природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан разработать и представить в Правительство Республики Башкортостан проект мероприятий по реализации положений Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан представить в Правительство Республики Башкортостан предложения по реализации Концепции.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Вахитова Ш.Х.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.С.Сарбаев
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 21 апреля 2008 г. N 120
Содержание
1. Введение
2. Общие положения Концепции
2.1. Термины и определения
2.2. Цели и задачи Концепции
3. Современное состояние обращения с отходами в Республике Башкортостан
4. Пути решения проблемы отходов
4.1. Управление отходами
4.2. Раздельный сбор отходов
4.3. Применение двухступенчатой системы сбора твердых бытовых отходов с использованием мусороперегрузочных станций и сортировки
4.4. Развитие мощностей по переработке вторичных ресурсов
4.5. Воспитание экологической культуры и обучение безопасному обращению с отходами
5. Механизмы реализации Концепции
5.1. Правовые механизмы
5.2. Организационные механизмы
5.3. Научно-методические механизмы
5.4. Экономические механизмы
5.5. Социальные механизмы
6. Заключение
1. Введение
Концепция обращения с отходами производства и потребления в Республике Башкортостан на период до 2012 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон), Законом Республики Башкортостан "Об отходах производства и потребления", основными положениями подпрограммы "Отходы" Республиканской целевой программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (2004 - 2010 годы)" и мероприятиями в области обращения с опасными отходами на 2008 год.
Концепция подготовлена:
Министерством природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан;
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;
согласована с:
государственным унитарным предприятием Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан (далее - ГУП НИИ БЖД РБ);
Министерством здравоохранения Республики Башкортостан;
Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан;
Управлением Ростехнадзора по Республике Башкортостан;
заинтересованными министерствами, ведомствами;
Общественным экологическим советом при Министерстве природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан.
Концепция предназначена для министерств и ведомств, рекомендована администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, руководителям жилищно-коммунальных служб районов и городов республики, осуществляющих долгосрочное планирование в области управления отходами производства и потребления, предприятий, организаций, учреждений, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления.
Положения Концепции могут быть использованы в качестве руководящего документа органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, юридическими лицами и отдельными предпринимателями при разработке схем территориального планирования и развития производительных сил, целевых программ, мер экономического управления в области обращения с отходами производства и потребления, развития рынка вторичных материальных ресурсов, повышения эффективности использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, сырьевого обеспечения материального производства, снижения уровня воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека, совершенствования работы субъектов предпринимательской деятельности в данной сфере.
2. Общие положения Концепции
2.1. Термины и определения
В Концепции использованы следующие термины и определения, применяемые в научной литературе:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве;
бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности населения;
биологические отходы - биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности;
отходы лечебно-профилактических учреждений - материалы, вещества, изделия, утратившие частично и полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях;
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
несанкционированные свалки отходов - территории, не предназначенные и не оборудованные для размещения на них отходов;
сортировка отходов - разделение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие;
транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, использования, захоронения и (или) уничтожения;
рециклинг - процесс возвращения отходов в повторное использование для производства товаров (продукции) или получения энергии.
2.2. Цели и задачи Концепции
Основными принципами в области обращения с отходами на территории Республики Башкортостан являются:
сокращение объемов образования отходов;
предотвращение образования отходов (принцип "ноль отходов");
рециклинг отходов;
снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека.
Цель Концепции - определение первоочередных задач, механизмов их реализации, направленных на совершенствование государственной системы управления отходами, ориентированной на ресурсосбережение.
Основными задачами Концепции являются:
совершенствование нормативной правовой базы в области обращения с отходами;
разработка региональной стратегии и плана действий по управлению отходами на всех этапах обращения с ними с учетом современного состояния развития республики;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами;
создание и развитие сети предприятий, осуществляющих сбор, переработку и обезвреживание отходов;
разработка и внедрение новых технологий;
оптимизация мест размещения отходов производства и потребления;
расширение международного и межрегионального партнерства в области охраны окружающей среды и ресурсосбережения;
формирование общественного сознания, реализация образовательных программ среди населения в области ресурсосбережения, охраны окружающей среды.
3. Современное состояние обращения с отходами
в Республике Башкортостан
Республика Башкортостан является одним из наиболее промышленно развитых регионов Российской Федерации. Природные богатства предопределили развитие на ее территории горнодобывающей, перерабатывающей, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта, позволили развить сельское хозяйство.
В Республике Башкортостан функционирует более шести с половиной тысяч промышленных предприятий. При этом концентрация промышленного производства существенно превышает общероссийские показатели, особенно в части предприятий нефтепереработки, химии и нефтехимии, что обусловило не только рост экономической мощи республики, но и привело к созданию целого ряда серьезных экологических проблем, в том числе и в области обращения с отходами производства и потребления.
Основными причинами обострения экологических проблем в области обращения с отходами являются:
высокий уровень износа технологического оборудования;
использование на предприятиях республики многоотходных технологий;
низкие темпы внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий.
В Республике Башкортостан объем накопленных отходов достиг 2 млрд. т, основная часть которых приходится на долю горнодобывающей промышленности.
Ежегодно в республике образуется более 34 млн. т промышленных отходов, около 1,1 млн. т твердых бытовых отходов.
Средний уровень использования отходов в качестве вторичных ресурсов на протяжении ряда лет составляет около 30% от общего годового объема их образования. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, часть минеральных отходов металлургической и горнодобывающей отраслей промышленности. Недостаточно используются золы и шлаки теплоэлектростанций, фосфогипс, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.