Паспорт
Наименование Республиканская целевая программа "Социальная поддержка инвалидов" на 2001 -2005 годы
Программы
Государственный Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
заказчик Программы
Разработчик Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
Программы
Основные Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан,
исполнители Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан,
Программы Министерство финансов Республики Башкортостан Администрации районов и городов
Цели Программы Усиление социальной поддержки, повышение уровня и улучшение качества жизни
инвалидов, повышение эффективности деятельности государственных служб медико -
социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
развитие отечественного рынка реабилитационной индустрии;
усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов
Сроки реализации 2001-2005 годы
Программы
Основные На первом этапе (2001-2002 годы) предусматривается:
мероприятия анализ динамики и структуры инвалидности в Республике Башкортостан, укрепление
Программы материально - технической базы и кадровое обеспечение государственной службы медико -
социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также Уфимского протезно -
ортопедического предприятия, Уфимского завода металлических и пластмассовых изделий,
обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов.
На втором этапе (2003-2005 годы) предусматривается: внедрение современных
организационных, медицинских и социальных технологий в деятельность учреждений
государственной службы медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов,
реабилитационных учреждений, совершенствование протезно - ортопедической
помощи, оказываемой населению;
информатизация деятельности учреждений государственных служб медико - социальной
экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии;
обеспечение подготовки кадров для учреждений государственных служб медико -
социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также для предприятий
реабилитационной индустрии;
усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов
Объемы и источники Общий объем средств: 29135 тыс. руб., в том финансирования числе республиканский
Программы бюджет - 22825 тыс.руб., местный бюджет - 6310 тыс. руб. (2001год - 5545 тыс. руб.,
2002 - 7190 тыс. руб., 2003 г. - 7130 тыс. руб., 2004 г. - 4850 тыс. руб., 2005 г. - 4420 тыс. руб.)
Ожидаемые конечные Повышение уровня и качества жизни инвалидов;
результаты повышение эффективности деятельности государственных служб медико - социальной
реализации экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии;
Программы создание промышленной основы социальной защиты населения, обеспечивающей
наиболее полную интеграцию инвалидов в общество, в том числе путем обеспечения
их техническими средствами реабилитации, протезирования и предоставления
связанных с этим услуг;
совершенствование информационного обеспечения решения проблем инвалидов;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную
поддержку инвалидов
Система организации Контроль за реализацией Программы осуществляет в установленном порядке
контроля Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
совместно с другими органами исполнительной власти, общественными
объединениями инвалидов.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В Республике Башкортостан за последние годы, как и в целом по стране, отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1999 года на учете в управлениях социальной защиты населения администраций районов и городов состояло 169 тыс. инвалидов, то уже на 1 января 2000 года - 176 тыс. инвалидов. Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии.
В настоящее время происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, обучения и т.д.). Это повлекло за собой изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации.
В 1998 году в Республике Башкортостан была проведена реорганизация врачебно - трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения медико - социальной экспертизы. В штаты указанных учреждений дополнительно введены должности специалистов по социальной работе, реабилитации и психологов.
Слабая материально - техническая база, отсутствие экспертно - диагностического оборудования, недостаточное оснащение автотранспортом, средствами связи, программно - техническими средствами, оргтехникой затрудняют деятельность учреждений медико - социальной экспертизы.
Закон Республики Башкортостан "О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан" определил реабилитацию как одно из важнейших направлений в социальной защите инвалидов, целью которой является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости. В связи с этим в Республике Башкортостан продолжается формирование сети реабилитационных учреждений.
Несмотря на принимаемые меры, до настоящего времени отсутствует системный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении реабилитации, не определен порядок взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, не сформирован отечественный рынок реабилитационной индустрии. Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов техническими средствами социальной реабилитации, вспомогательными устройствами и приспособлениями, облегчающими их труд и быт.
Необходимость решения проблем инвалидов определила основные вопросы, требующие решения в рамках Программы.
2. Цель Программы
Целью Программы является повышение уровня, качества жизни и социальной интеграции инвалидов в общество путем повышения качества медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развития отечественного рынка реабилитационной индустрии.
3. Задачи Программы
1. Развитие инфраструктуры учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, совершенствование их организационного, правового, информационного и кадрового обеспечения.
2. Обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество в современных социально - экономических условиях.
3. Создание единой информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов.
4. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов служб медико - социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии.
5. Усиление государственной поддержки общественных организаций инвалидов.
6. Повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно.
На первом этапе (2001-2002 годы) будет осуществляться развитие инфраструктуры государственной службы медико - социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, кадровое обеспечение деятельности этих служб, обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов.
На втором этапе (2003-2005 годы) намечается внедрение новых медико - социальных и организационных технологий в практику работы учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, создание системы совершенствования подготовки и переподготовки кадров для учреждений медико - социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии, усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов.
5. Система контроля за ходом выполнения Программы
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти и различные организации, в том числе научные учреждения.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Советом, возглавляемым заместителем министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, ответственным за реализацию Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан со всеми исполнителями программных мероприятий.
Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, качество жизни инвалидов, их социальную интеграцию в общество.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
создать сеть учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов;
повысить качество медико - социальной экспертизы, реабилитации инвалидов;
сформировать рынок отечественных производителей реабилитационной техники и выйти на российский рынок товаров и реабилитационных услуг для инвалидов;
создать единое информационное пространство для успешного решения проблем инвалидности и инвалидов;
обеспечить государственные службы медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятия реабилитационной индустрии высококвалифицированными кадрами.
7. Мероприятия программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Башкортостан"
на 2001-2005 годы
Наименование | Исполни- | Срок | Стоимость (тыс. руб.), в том числе | |||||||||||
2001-2005 годы | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |||||||||
| респ. | мест. | респ. | мест. | респ. | мест. | респ. | мест. | респ. | мест. | респ. | мест. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
I. Информационно - аналитическое обеспечение
деятельности государственных служб медико -
социальной экспертизы и реабилитации инвалидов
1. Создание МТиСЗН 2001- 295,0 30,0 - - 130,0 20,0 65,0 10,0 50,0 - 50,0 -
республиканского РБ 2002
регистра инвалидов админис-
трации
районов
и
городов
2. Формирование МТиСЗН 2001- 420,0 60,0 - - 150,0 10,0 150,0 10,0 60,0 20,0 60,0 20,0
банка данных РБ 2003
социальных
потребностей
инвалидов и
технических
средств социальной
реабилитации
Всего 715,0 90,0 - - 280,0 30,0 215,0 20,0 110,0 20,0 110,0 20,0
II. Развитие службы медико - социальной экспертизы
1. Расширение сети МТиСЗН 2001- 1740,0 2221,0 490,0 1521,0 500,0 300,0 450,0 400,0 200,0 - 100,0 -
учреждений медико РБ 2005
- социальной Минфин
экспертизы, в том РБ
числе: админис-
трации
районов
и
городов
открытие первичных 2001- 350,0 2221,0 - 1521,0 200,0 300,0 150,0 400,0 - - - -
бюро медико - 2005
социальной
экспертизы
организация 2001 410,0 410,0 - - - - - - - - -
психиатрического
состава Главного
бюро МСЭ
организация отдела 2001- 350,0 - - 50,0 - 100,0 - 100,0 - 100,0 -
профдиагностики, 2005
профориентации и
профреабилитации
инвалидов Главного
бюро МСЭ
организация 2001- 250,0 - - 100,0 - 100,0 - 50,0 - - -
информационно - 2003
аналитической
службы Главного
бюро МСЭ
организация 2002- 250,0 50,0 - 100,0 - 50,0 - 50,0 - - -
административной 2004
службы Главного
бюро МСЭ
расширение состава 2001- 130,0 30,0 - 50,0 - 50,0 - - - - -
Главного бюро МСЭ 2003
и введение в штат
дополнительных
должностей
специалистов
(офтальмолог,
ангиохирург)
2. Укрепление МТиСЗН 2001- 1645,0 245,0 - - 865,0 130,0 730,0 110,0 50,0 5,0 - -
материально - РБ 2005
технической базы админис-
учреждений МСЭ трации
районов
и
городов
внедрение 2001- 1300,0 200,0 - - 650,0 100,0 650,0 100,0 - - - -
современных 2005
реабилитационно -
экспертных
технологий в
практику работы
учреждений МСЭ
оснащение 2001- 345,0 45,0 - - 215,0 30,0 80,0 10,0 50,0 5,0 - -
диагностическим 2005
оборудованием
первичных бюро МСЭ
3. Оснащение МТиСЗН 2001- 530,0 - 300,0 - 75,0 - 75,0 - 40,0 - 40,0 -
диагностическим РБ 2005
оборудованием
Главного бюро МСЭ
Всего: 3915,0 2466,0 790,0 1521,0 1440,0 430,0 1255,0 510,0 290,0 5,0 140,0 -
III. Развитие государственной службы
реабилитации инвалидов
1. Создание МТиСЗН 2001- 3550,0 3634,0 - 3234,0 1000,0 100,0 850,0 100,0 850,0 100,0 850,0 100,0
центров РБ 2005
реабилитации админис-
инвалидов в г.г. трации
Белебее, Кумертау, районов
Октябрьском, и
Белорецке, городов
Бакалинском,
Стерлибашевском
районе, Советском
районе г. Уфы
2. Оснащение МТиСЗН 2001- 1580,0 120,0 - - 395,0 30,0 395,0 30,0 395,0 30,0 395,0 30,0
реабилитационных РБ 2005
центров и админис-
реабилитационных трации
отделений центров районов
социального и
обслуживания городов
3. Развитие и МТиСЗН 2001- 500,0 - - - 125,0 - 125,0 - 125,0 - 125,0 -
укрепление РБ 2004
материально - админис-
технической базы трации
республиканского районов
реабилитационного и
центра (гончарное городов
и переплетное
производство,
столярные
мастерские,
минитипография)
4. Разработка и МТиСЗН 2001- 600,0 - - - 150,0 - 150,0 - 150,0 - 150,0 -
внедрение модели РБ 2005
непрерывного админис-
образования трации
инвалидов с районов
использованием и
интегрированного городов
обучения на базе
Туймазинского
юридического
техникума
5. Создание МТиСЗН 2001- 1600,0 - - - 700,0 - 820,0 - 40,0 - 40,0 -
системы РБ 2004
комплексной админис-
многопрофильной трации
реабилитации районов
инвалидов с и
умственной городов
отсталостью в т.ч.
оснащение 2001- 1360,0 - - - 620,0 - 740,0 - - - - -
отделения "Мать и 2003
дитя" в
Серафимовском
детском доме -
интернате
оснащение 2001- 240,0 - - - 80,0 - 80,0 - 40,0 - 40,0 -
отделения 2004
социально -
бытовой адаптации
РРЦ
6. Внедрение МТиСЗН 2001- 1350,0 - - - 225,0 - 375,0 - 375,0 - 375,0 -
современных РБ 2005
технологий
формирования
доступной для
инвалидов среды
жизнедеятельности
в реабилитационных
центрах и
реабилитационных
отделениях
7. Организация МТиСЗН 2001- 550,0 - - - 150,0 - 150,0 - 150,0 - 100,0 -
реабилитационно - РБ 2005
образовательных
центров на базе
учебно -
производственного
комбината и
профессионального
училища
8. Открытие центра МТиСЗН 2001- 100,0 - - - 25,0 - 25,0 - 25,0 - 25,0 -
профреабилитации РБ 2005
Демского админис-
реабилитационного трация
центра района
9. Поддержка МТиСЗН 2001- 800,0 - - - 200,0 - 200,0 - 200,0 - 200,0 -
общественных РБ 2005
организаций, ВОС
создание рабочих ВОГ
мест для инвалидов ВОИ
предприятий ВОИ,
ВОС, ВОГ
Всего 10630,0 3754,0 - 3234,0 2970,0 130,0 3090,0 130,0 2310,0 130,0 2260,0 130,0
IV. Развитие реабилитационной индустрии
1. Внедрение МТиСЗН 2001- 625,0 - - - 225,0 - 200,0 - 100,0 - 100,0 -
системы РБ 2005
дистанционного админис-
обучения инвалидов трация
с поражениями г. Уфы
спинного мозга
2. Разработка и МТиСЗН 2001- 1700,0 - - - 600,0 - 500,0 - 300,0 - 300,0 -
внедрение в РБ 2003
производство
технических
средств
реабилитации
Всего 2325,0 - - - 825,0 - 700,0 - 400,0 - 400,0 -
V. Обучение специалистов, приобретение методической
литературы, проведение конкурсов и фестивалей
1. Осуществление МТиСЗН 2001- 500,0 - - - 150,0 - 150,0 - 100,0 - 100,0 -
подготовки, РБ 2005
переработки и
повышение
квалификации
специалистов для
учреждений медико
- социальной
экспертизы и
реабилитационных
центров
2. Организация и МТиСЗН 2001- 4000,0 - - - 1000,0 - 1000,0 - 1000,0 - 1000,0 -
проведение РБ 2005
фестивалей, ВОИ
конкурсов, слетов ВОЗ
и спортивных ВОГ
соревнований
инвалидов
3. Обеспечение МТиСЗН 2001- 320,0 - - - 80,0 - 80,0 - 80,0 - 80,0 -
реабилитационных РБ 2005
учреждений
методической
литературой и
специальными
изданиями
Всего 4820,0 - - - 1230,0 - 1230,0 - 1180,0 - 1180,0 -
Итого 22825,0 6310,0 790,0 4755,0 6600,0 590,0 6470,0 660,0 4695,0 155,0 4270,0 150,0
Документ сверен по:
"Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета
Министров Республики Башкортостан", 2001, N 4 (124), ст. 292