Положение
об организации и осуществлении перевозок пассажиров
автомобильным транспортом по регулярным маршрутам в
пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях
в Республике Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает основные принципы осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица перевозок пассажиров автомобильным транспортом и порядок организации регулярных маршрутов в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях на территории Республики Башкортостан.
1.2. Выполнение требований настоящего Положения обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, организующих и осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан, а также надзорных и контролирующих органов, органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере пассажирского автомобильного транспорта. (в ред. Распоряжения Правительства РБ от 13 февраля 2006 года №34)
1.3. Основными целями и задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, организующих и осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан (далее - перевозчики), а также надзорных и контролирующих органов, органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере пассажирского автомобильного транспорта, являются: (в ред. Распоряжения Правительства РБ от 13 февраля 2006 года №34)
обеспечение безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом;
полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;
обеспечение высокой культуры и качества обслуживания пассажиров;
соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей;
соблюдение законных интересов и прав перевозчиков;
соблюдение требований антимонопольного законодательства;
соблюдение санитарно-гигиенических и экологических требований.
1.4. Перевозчики должны знать и строго выполнять:
Устав автомобильного транспорта РСФСР;
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР;
Правила дорожного движения Российской Федерации; (в ред. Распоряжения Правительства РБ от 13 февраля 2006 года №34)
Правила перевозок пассажиров и грузов на переправах через реки, каналы и другие водоемы;
Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;
Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозку пассажиров и грузов;
Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами;
Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов;
Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
настоящее Положение.
1.5. Организация и осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях включает:
изучение пассажиропотока;
разработку рациональных маршрутных схем, предусматривающих открытие новых и изменение существующих маршрутов;
выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах;
нормирование скоростей движения автобусов (установление оптимальных норм времени пробега автобусов между промежуточными остановочными пунктами);
составление расписаний движения автобусов на закрепленных маршрутах;
координацию работы автомобильного пассажирского транспорта с другими видами пассажирского транспорта;
управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;
создание оптимальных условий для ожидания пассажирского автотранспорта, посадки и высадки пассажиров на промежуточных остановочных пунктах;
обеспечение участников движения информацией о начале, окончании и интервалах движения автобусов на маршруте.
1.6. В Положении используются следующие основные термины и понятия:
1.6.1. Автобус - предназначенное для перевозки пассажиров автотранспортное средство с двигателем, числом мест для сидения (помимо сидения водителя) более 8. Согласно классификации автотранспортных средств, принятой Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций, различают две категории автобусов - М2 и М3:
максимальная масса автобусов категории М2 не превышает 5 тонн;
максимальная масса автобусов категории М3 превышает 5 тонн.
Автобусы категорий М2 и М3, предназначенные для перевозки не более 22 пассажиров, относятся к одному из следующих классов:
класс А - автобус, оборудованный сиденьями и в то же время предусматривающий перевозку стоящих пассажиров;
класс В - автобус, не предназначенный для перевозки стоящих пассажиров.
Автобусы категории М3 относятся к одному из следующих классов:
класс I - городской автобус;
класс II - междугородный автобус;
класс III - туристский автобус.
1.6.2. Автовокзал (пассажирская автостанция) - организация (линейное сооружение), осуществляющая:
производственную деятельность по сервисному обслуживанию пассажиров;
координацию движения автобусов на вновь открываемом маршруте с движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта.
1.6.3. Маршрут - установленный путь следования в процессе организации перевозок между начальным и конечным пунктами.
1.6.4. Межмуниципальный маршрут в пригородном сообщении - маршрут, выходящий за пределы черты города или иного поселения на расстояние до 50 км включительно и пролегающий в границах территорий двух и более муниципальных районов республики. (в ред. Распоряжения Правительства РБ от 13 февраля 2006 года №34)
1.6.5. Межмуниципальный маршрут в междугородном сообщении - маршрут, выходящий за пределы черты города или иного поселения на расстояние более 50 км и пролегающий в границах территорий двух и более муниципальных районов республики.
(в ред. Распоряжения Правительства РБ от 13 февраля 2006 года №34)
1.6.6. Маршрутный таксомотор - автобус категории М2 или легковой автомобиль, осуществляющие специальные перевозки пассажиров по установленным маршрутам регулярного сообщения.
1.6.7. Вид перевозок - характеристика автобусных перевозок по следующим основным признакам:
а) регулярность:
регулярные - перевозки, осуществляемые круглогодично или сезонно, ежедневно или по определенным дням недели по установленному маршруту, по расписаниям, с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных расписанием автовокзалах (пассажирских автостанциях), промежуточных остановочных пунктах;
б) назначение:
общего пользования;
туристско-экскурсионные перевозки;
специальные перевозки (школьные, вахтовые, доставка работников на производственные объекты, удаленные от общих маршрутов городского пассажирского транспорта, к местам массового отдыха, кладбищам и т.д.);
заказные перевозки (по заказам юридических и физических лиц).
1.6.8. Опасные участки:
участок автомобильной дороги, проезд по которому сопряжен с повышенным риском вовлечения в дорожно-транспортные происшествия либо с повышенной тяжестью их последствий;
участок автомобильной дороги, движение по которому связано с существенным изменением режимов движения;
участок автомобильной дороги, на котором установлены или должны быть установлены предупреждающие дорожные знаки либо проведены иные организационно-технические мероприятия.
1.6.9. Промежуточный остановочный пункт - автопавильон, предназначенный для обслуживания пассажиров на межмуниципальных маршрутах и оборудованный соответствующими справочно-информационными материалами.
1.6.10. Расписание (график) движения - установленное время движения по маршруту с указанием времени отправления с начального пункта, прибытия на промежуточные остановочные пункты и отправления с них, времени отдыха водителей и прибытия на конечный пункт.
1.6.11. Режим труда и отдыха - установленный распорядок, регламентирующий определенное чередование времени работы и отдыха водителей на протяжении рабочей смены, недели, месяца и года.
1.7. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан осуществляются:
автобусами по маршрутам общего пользования;
маршрутными таксомоторами;
автомобильным транспортом по заказам и договорам с юридическими и физическими лицами.
1.8. Движение автобусов и маршрутных таксомоторов на регулярных маршрутах в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан организуется по расписанию.
1.9. Посадка и высадка пассажиров в автобусы, маршрутные таксомоторы и из них в пути следования на регулярных маршрутах в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан производятся на промежуточных остановочных пунктах.
1.10. В зависимости от величины и распределения пассажиропотоков на регулярном маршруте работа автобусов может организовываться обычным, полуэкспрессным (скорым) или экспрессным режимом движения или режимом движения по системе укороченных и спаренных рейсов.
2. Открытие и организация автобусных маршрутов общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан
2.1. Открытие и организация автобусных маршрутов общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан производятся в целях удовлетворения спроса населения в пассажирских перевозках с привлечением для этого перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, с учетом выполнения требований безопасности дорожного движения.
2.2. Для решения вопросов, связанных с открытием автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан, перевозчик разрабатывает следующие документы:
паспорт маршрута согласно приложению N 1 к настоящему Положению;
схему маршрута в виде графического условного изображения с указанием опасных участков автомобильной дороги, начальных и конечных пунктов, промежуточных остановочных пунктов и расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);
расписание (график) движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по начальному и конечному пункту, каждому промежуточному остановочному пункту согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
размер платы за проезд и провоз багажа;
график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
2.3. Открытие автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан производится при соблюдении следующих условий:
наличие промежуточных остановочных пунктов маршрута, оборудованных согласно Инструкции по оборудованию и оформлению остановочных пунктов пассажирского автотранспорта, а также внешнего и внутреннего оформления автобусов и таксомоторов (приложение N 21 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200);
использование типа автобусов в соответствии с классификацией, указанной в подпункте 1.6.1 настоящего Положения;
применение на маршрутах эффективных систем организации движения.
2.4. Отправление (прибытие) автобусов на маршрутах общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан должно осуществляться с автовокзалов (пассажирских автостанций) на основании договоров, заключенных между перевозчиками и автовокзалами (пассажирскими автостанциями).
2.5. Открытию автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан, проходящего через железнодорожные переезды, предшествует согласование маршрута движения с организациями, в ведении которых находятся железнодорожные переезды.
2.6. Выбор трассы автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан производится при обязательном соблюдении следующих требований:
соответствие типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, ледовых и паромных переправ требованиям безопасности дорожного движения на автобусных маршрутах;
соответствие общего веса автобуса с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты и искусственные сооружения, расположенные на маршруте.
3. Порядок представления документов на открытие нового и переоформление действующего автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан (в ред. Распоряжения Правительства РБ от 13 февраля 2006 года №34)
3.1. Для решения вопроса об открытии нового и переоформление действующего автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан перевозчик представляет в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту следующие документы: (в ред. Распоряжения Правительства РБ от 13 февраля 2006 года №34)
заявку согласно приложению N 3 к настоящему Положению с указанием:
для юридического лица - его наименования и организационно-правовой формы, местонахождения и наименования банковского учреждения, номера расчетного счета;
для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;
копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
копию лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом;
документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств;
копию договора между перевозчиком и автовокзалами (пассажирскими автостанциями);
документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения.
Паспорт маршрута, расписания движения автобусов представляются в двух экземплярах.
3.2. Представленные документы регистрируются и подвергаются экспертизе. При ее положительном заключении Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту утверждает паспорт маршрута, после чего маршрут считается открытым. По одному экземпляру паспорта маршрута и расписания движения автобусов направляются перевозчику.
3.3. Решение об открытии или об отказе в открытии нового или переоформлении действующего автобусного межмуниципального маршрута общего пользования в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан принимается в течение 30 календарных дней с момента получения документов от перевозчика. (в ред. Распоряжения Правительства РБ от 13 февраля 2006 года №34)
3.4. Решение об отказе в открытии маршрута принимается Минстройтрансом РБ в следующих случаях: (в ред. Постановления Правительства РБ от 3 июля 209 года №253)
представление документов не в полном объеме;
неправильное оформление представленных документов;
несоответствие маршрута требованиям настоящего Положения;
осуществление до этого регулярных перевозок на заявленном маршруте и удовлетворение в полном объеме спроса населения в перевозках.
Потребность в пассажирских перевозках определяется согласно Инструкции по изучению пассажиропотоков (приложение N 10 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200).
3.5. Решение об отказе в переоформлении документов действующего маршрута принимается Минстройтрансом РБ в следующих случаях: (в ред. Постановления Правительства РБ от 3 июля 209 года №253)
представление документов не в полном объеме;
неправильное оформление представленных документов;
несоответствие маршрута требованиям настоящего Положения.
3.6. Решение о закрытии или приостановлении обслуживания маршрута принимается Минстройтрансом РБ в следующих случаях: (в ред. Постановления Правительства РБ от 3 июля 209 года №253)
отказ перевозчика обслуживать маршрут (при этом перевозчик должен поставить в известность Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту не позднее чем за 30 календарных дней до планируемого отказа);
нарушение перевозчиком требований настоящего Положения (самовольное изменение маршрута и схем движения, срывы перевозок на закрепленном маршруте, нарушение условий обеспечения безопасности движения и расписания движения на всем протяжении маршрута, несанкционированное прекращение работы); (в ред. Постановления Правительства РБ от 3 июля 209 года №253)
невозможность выполнить перевозку в сложных дорожных или метеорологических условиях (гололед, снегопад, недостаточная видимость и т.п.).
3.7. Каждому автобусному маршруту общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан присваивается порядковый номер. (в ред. Распоряжения Правительства РБ от 13 февраля 2006 года №34)
4. Условия функционирования автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан
4.1. При осуществлении перевозок пассажиров по автобусному маршруту общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан автобусы должны быть оборудованы и оформлены согласно Инструкции по оборудованию и оформлению остановочных пунктов пассажирского автотранспорта, а также внешнего и внутреннего оформления автобусов и таксомоторов (приложение N 21 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200).
4.2. При следовании по автобусному маршруту общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан водитель автобуса должен иметь:
путевой лист с указанием маршрута;
схему маршрута с указанием опасных участков автомобильной дороги;
расписание (график) движения, согласованное с автовокзалами (пассажирскими автостанциями), с указанием начального и конечного пунктов, промежуточных остановочных пунктов маршрута.
4.3. Перевозчикам запрещается:
использовать автобусы, имеющие правое расположение руля и дверь для выхода пассажиров с левой стороны, а также не прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр;
передавать право обслуживания автобусных маршрутов другим перевозчикам;
уменьшать или увеличивать количество автобусов, утвержденное расписаниями движения;
изменять установленный режим начала и окончания работы, а также интервалы движения автобусов на маршруте.
4.4. Вопросы, касающиеся открытия автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан, осуществления перевозок, изменения схем движения, уменьшения или увеличения подвижного состава на маршрутах, рассмотрения жалоб на перевозчиков и др., а также итоги осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом рассматриваются в установленном порядке Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 3 июля 209 года №253)
5. Открытие, организация и условия функционирования таксомоторного регулярного маршрута в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан
5.1. Открытие, организация и функционирование таксомоторного межмуниципального регулярного маршрута в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан производятся в порядке, установленном настоящим Положением.
6. Открытие, организация и условия функционирования регулярных туристско-экскурсионных и специальных маршрутов в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан по договорам перевозчиков с юридическими и физическими лицами
6.1. Перевозчики, имеющие соответствующие лицензии, могут осуществлять перевозку пассажиров по регулярным туристско-экскурсионным и специальным маршрутам в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан по договорам с юридическими и физическими лицами.
6.2. Для решения вопросов, связанных с открытием и организацией туристско-экскурсионных, специальных и иных регулярных маршрутов в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан по договорам с юридическими и физическими лицами, перевозчик разрабатывает:
паспорт маршрута согласно приложению N 1 к настоящему Положению;
схему маршрута;
расписание (график) движения автобусов согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
график работы водителей на маршруте;
акт обследования дорожных условий на маршруте, где неизвестны условия движения.
6.3. В случае, когда автобус, выделяемый по договору, используется на регулярном маршруте в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан, водитель должен иметь расписание (график) движения автобуса с указанием времени и мест остановок в пути для отдыха, приема пищи и ночлега, а также схему маршрута с указанием опасных участков автомобильной дороги.
6.4. Отклонение от установленного маршрута, нарушение скоростного режима, перегрузка автобусов, нарушение режима труда и отдыха водителей категорически запрещены.
7. Ответственность перевозчиков, организующих и осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан
7.1. Перевозчики обеспечивают своевременное оформление необходимых документов в Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, Башкирском республиканском отделении Российской транспортной инспекции и Государственном комитете Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту и несут ответственность согласно Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом.