ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 1998 г. N 237
О сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан
_________________________________
Документ утратил силу на основании:
Постановления Правительства РБ от 26 июля 2007 года №208
____________________________________________________________________
Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера" и с целью дальнейшего развития и совершенствования Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Кабинет Министров Республики Башкортостан
постановляет:
1. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан организовать деятельность сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.
2. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.
3. Определить Управление государственного аналитического контроля Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан головным учреждением сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.
4. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан предусмотреть финансирование работ в сети наблюдения и лабораторного контроля, выполняемых по заданиям, за счет целевых средств, направляемых на осуществление программ по экологической безопасности республики, а также республиканского экологического фонда.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер - министра Республики Башкортостан Шакирова М.А.
Премьер - министр
Р.С.Бакиев
Управляющий Делами
Н.З.Гафаров
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля
Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан (СНЛК РБ).
1.2. СНЛК РБ является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируется на основе учреждений, организаций, лабораторий, функционирующих на территории РБ и решающих задачи в интересах республики (приложения 1, 2, 3, 4). Выполнение поставленных СНЛК РБ задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК РБ.
1.3. Общее руководство СНЛК РБ возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан (МЧС РБ).
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан организует и координирует деятельность СНЛК РБ; руководит ее работой при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролирует состояние готовности лабораторий, входящих в состав СНЛК РБ, к действиям в условиях мирного и военного времени; организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
1.4. Организационно - методическим органом по обеспечению функционирования СНЛК РБ является Управление государственного аналитического контроля Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан (УГАК МЧС РБ). УГАК МЧС РБ является головным учреждением СНЛК РБ.
1.5. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК РБ осуществляют соответствующие министерства, государственные комитеты, ведомства.
1.6. В военное время СНЛК РБ функционирует в составе подсистемы ЕСВОП (Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения).
2. Структура СНЛК РБ
2.1. Основу СНЛК РБ составляют базовые лаборатории, которые отвечают требованиям для функционирования в режиме повышенной готовности (срок приведения в готовность 6-8 часов) и в режиме чрезвычайных ситуаций. При эвакуации эти лаборатории рассредоточиваются в загородной зоне в соответствии с планом перевода учреждений с условий мирного на условия военного времени.
2.2. СНЛК РБ имеет три уровня: республиканский, местный и объектовый.
Республиканский уровень формируется на основе базовых учреждений и организаций (приложение 1), функционирующих на территории Республики Башкортостан, решающих задачи в интересах республики. Координацию деятельности СНЛК РБ на республиканском уровне осуществляют комиссия Кабинета Министров Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Местный уровень формируется на основе ведомственных лабораторий и организаций (приложение 2), решающих задачи в интересах одного или нескольких городов и районов республики. Координацию СНЛК РБ на местном уровне осуществляют межрайонные центры СНЛК РБ на базе территориальных управлений МЧС РБ и управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям категорированных городов, а также соответствующие комитеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям органов местного государственного управления.
Объектовый уровень СНЛК РБ состоит в основном из бассейновых, базовых, складских, производственных лабораторий и постов наблюдения министерств и ведомств, производственных объединений, хозяйственных обществ и ассоциаций Республики Башкортостан. Координацию деятельности СНЛК РБ на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям района, города.
В состав основных лабораторий объектового уровня входят лаборатории согласно приложению 3.
2.3. Академические и отраслевые научно - исследовательские учреждения, специализированные подразделения министерств (приложение 4) привлекаются к работе в интересах СНЛК РБ по решению Комиссии Кабинета Министров Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям.
3. Основные задачи
3.1. Основными задачами СНЛК РБ являются:
прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
своевременное выявление и оценка радиационной, химической и бактериологической (РХБ) обстановки методом наблюдения<*> и лабораторного контроля<**>;
-------------------------------
<*> - Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение радиоактивного, химического и биологического загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды с помощью технических средств.
<**> - Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента, определение его концентрации (плотности загрязнения для биологических сред - после проведения специфической индикации).
участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
обобщение и передача данных о РХБ - обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
4. Порядок функционирования и передачи информации учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля
Республики Башкортостан
4.1. Функционирование СНЛК РБ осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
Учреждения СНЛК РБ создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач СНЛК РБ, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств: о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК РБ в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в головное учреждение СНЛК РБ.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по всем имеющимся каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК РБ вышестоящей организацией по согласованию с головным учреждением СНЛК РБ и закрепляются соответствующей инструкцией. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни, а также биологических средств; о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК РБ в вышестоящую организацию по подчиненности, одновременно в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РБ и головное учреждение СНЛК РБ.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК РБ вышестоящей организацией по согласованию с головным учреждением и закрепляются соответствующей инструкцией.
5. Задачи головного, базовых учреждений, ведомственных и объектовых лабораторий
5.1. Основными задачами УГАК МЧС РБ как головного учреждения являются:
обеспечение взаимодействия учреждений, министерств и ведомств, входящих в СНЛК РБ, по вопросам его создания и функционирования в условиях мирного и военного времени;
организационно - методическое руководство и контроль за состоянием готовности сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан в мирное и военное время;
разработка предложений по повышению эффективности действий СНЛК РБ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
сбор и обобщение информации о радиоактивном, химическом и биологическом загрязнении объектов окружающей среды на территории Республики Башкортостан в мирное и военное время;
организация и проведение совместно с силами СНЛК РБ оперативного радиационного, химического, биологического и эпизоотического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;
организация проведения контрольных и арбитражных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;
организация периодического контроля окружающей среды мобильными лабораториями в районах проживания населения, вблизи объектов по хранению и уничтожению химического оружия и в зонах защитных мероприятий в системе общей программы комплексного экологического и санитарно - гигиенического мониторинга;
участие в аккредитации учреждений СНЛК РБ по вопросам проведения контрольных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;
участие в оценке способов и методов определения загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
участие в международных семинарах, программах, симпозиумах, а также мероприятиях по интеркалибровке.
5.2. Основными задачами базовых учреждений и ведомственных лабораторий являются:
5.2.1. УГАК и аналитических подразделений МЧС РБ:
контроль источников загрязнения окружающей среды;
поиск источников загрязнения окружающей среды химически опасными веществами;
определение влияния источников загрязнения на окружающую среду;
идентификация неизвестных токсикантов.
5.2.2. Башкирского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и его филиалов - определение загрязнения атмосферного воздуха, воды открытых водоемов химически опасными веществами.
5.2.3. Гидрометеорологических станций и постов Башкирского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
установление наличия химически опасных веществ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов;
осуществление отбора проб воздуха, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие лаборатории.
5.2.4. Управления по геологии и использованию недр при Кабинете Министров Республики Башкортостан - определение загрязнения местности химически опасными веществами.
5.2.5. Бельского бассейнового водного управления (ББВУ), аналитической службы центра мониторинга ББВУ:
установление наличия химически опасных веществ в воде открытых водоемов;
установление границ зон химического загрязнения открытых водоемов в районах чрезвычайных ситуаций.
5.2.6. Башкирского республиканского и головных (гг. Уфа, Стерлитамак, Белорецк) центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора;
организация проведения мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, радиоактивными и химически опасными веществами, а также оказание методической помощи учреждениям санитарно - эпидемиологического надзора в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
организация санитарно - эпидемиологической разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, разработка комплекса санитарных и противоэпидемических мероприятий и контроль за их выполнением;
организация противоэпидемических мероприятий в очагах особо опасных и экзотических инфекций;
контроль за ликвидацией очагов инфекций;
участие в выявлении в зонах чрезвычайных ситуаций биологической, радиационной, химической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными, известными химически опасными веществами, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб: определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами;
осуществление идентификации штаммов микроорганизмов и токсинов, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индикации;
доставка (при получении сомнительных результатов) в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов людей.
5.2.7. Районных и городских центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора:
проведение специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами;
проведение санитарно - эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;
установление наличия (по косвенным признакам) в объектах окружающей среды, продовольствии, питьевой воде, пищевом сырье возбудителей инфекционных заболеваний, радиоактивных и химически опасных веществ, отбор проб, доставка их в Башкирский республиканский и головные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
5.2.8. Башкирской научно - производственной ветеринарной лаборатории и ветеринарных лабораторий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан:
проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
установление вида биологических, бактериологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных животных, трупов, птиц, а также в пробах кормового сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
осуществление идентификации выделенных возбудителей болезней;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, кормового сырья и воды на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб, загрязненных радиоактивными веществами;
определение пораженности сельскохозяйственных животных и птиц, загрязнения продуктов животноводства, растениеводства, кормового сырья и воды химически опасными веществами, а также осуществление их индикации;
проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных радиоактивными и химически опасными веществами;
проведение ветеринарно - санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также кормового сырья, загрязненных радиоактивными , известными химически опасными веществами, биологическими средствами с выдачей заключения о возможности их использования по назначению.
5.2.9. Районных ветеринарных лабораторий Республики Башкортостан:
проведение ветеринарной разведки в очагах биологического, бактериологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических, бактериологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
проведение ветеринарно - санитарной экспертизы пищевого и кормового сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на загрязнение радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами с выдачей заключений о возможности использования их по назначению;
проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей инфекционных болезней;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
установление факта загрязнения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, кормового сырья и воды радиоактивными, химически опасными веществами и осуществление их индикации;
отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, кормов, воды, а также материала от больных животных и птиц, трупов животных и птиц, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно - санитарной экспертизы.
5.2.10. Пунктов прогноза и сигнализации появления и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений, пограничных пунктов по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства, установление факта появления и распространения возбудителей болезней растений.
5.2.11. Государственного проектно - изыскательского центра агрохимической службы "Башкирский" (г. Уфа), государственной станции агрохимической службы "Ишимбайская";
выявление в зонах чрезвычайных ситуаций радиационной и химической обстановки;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на объектах сельскохозяйственного производства загрязнения почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды химически опасными веществами, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации.
5.2.12. Башкирской республиканской станции защиты растений:
выявление в зонах чрезвычайных ситуаций химической и фитопатологической обстановки;
установление наличия в объектах окружающей среды возбудителей болезней, вредителей растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации;
установление вида биологических средств, боевых рецептур в военное время и возбудителей различных болезней растений в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;
определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий.
5.2.13. Химико - радиометрической лаборатории МЧС РБ:
контроль источников загрязнения окружающей среды;
поиск источников загрязнения окружающей среды химически опасными веществами;
определение влияния источников загрязнения на окружающую среду;
идентификация неизвестных токсикантов;
выявление в зонах ЧС во всех природных средах химического загрязнения методом наблюдения и лабораторного контроля;
обеспечение оперативной связи при чрезвычайных ситуациях;
проведение оперативного радиационного и химического контроля в зонах ЧС;
проведение радиационной, химической разведки в зонах загрязнения;
проведение работ по метрологическому обеспечению средств измерений, разрешенных областью аккредитации, по штатному предназначению ХРЛ (химико - радиационная лаборатория);
выполнение работ по заявкам органов управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов, входящих в состав Республики Башкортостан, по паспортизации и оценке опасности объектов, использующих химически опасные, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций и заблаговременной оценки их возможных последствий;
проведение контроля качества и определение пригодности средств индивидуальной защиты длительного хранения;
осуществление контроля обстановки при выполнении специализированными подразделениями задач по вызову источников ионизирующих излучений;
организация и осуществление периодических испытаний средств радиационной, химической и биологической защиты гражданской обороны;
поверка, ремонт и консервация дозиметрических приборов мобилизационного резерва Правительства Российской Федерации, поверка и ремонт дозиметрических приборов штабов, курсов гражданской обороны, пункта управления республики, а также гидрометеостанций сети наблюдения и лабораторного контроля;
количественное определение отравляющих веществ вероятного противника радиоактивных веществ и сильнодействующих ядовитых веществ, а также определение полноты дегазации (дезактивации);
проверка защитных сооружений на герметичность, контроль состояния средств фильтровентиляции и регенерации воздуха в них;
выявление местных дегазирующих и дезактивирующих веществ, контроль их качества, разработка предложений по их накоплению и использованию;
проведение опытного хранения средств радиационной, химической и биологической защиты;
организация выявления и оценки радиационной обстановки в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий и в очагах поражения;
определение режимов радиационной, химической и биологической защиты, контроль за вводом их в действие, организация дозиметрического контроля за зараженностью отравляющими, биологическими и сильнодействующими ядовитыми веществами;
организация обеспечения формирований, рабочих и служащих народного хозяйства и населения средствами индивидуальной защиты и поддержания этих средств в постоянной готовности к применению;
контроль за мобилизационной готовностью подразделений химической защиты, формируемых штабами частей гражданской обороны, состоянием их техники и имущества;
организация и контроль за проведением специальной обработки людей, вооружения, техники и материальных средств, дегазации и дезактивации участков местности, дорог и сооружений;
осуществление мероприятий по радиационной, химической и биологической защите населения, проживающего в опасных зонах вблизи атомных станций, химически и биологически опасных объектов.
5.3. Основными задачами объектовых лабораторий являются:
выявление РХБ - обстановки на территории расположения лаборатории, в границах объекта или санитарно - защитной зоны;
установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) химически опасных веществ и проведение их индикации;
установление на контролируемой территории факта загрязнения радиоактивными и химически опасными веществами воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной индикации химически опасных веществ;
установление наличия радиоактивных и химически опасных веществ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, пищевого сырья, воды химически опасными веществами, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК РБ для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами.
5.4. Основными задачами академических и отраслевых научно - исследовательских учреждений, специализированных подразделений министерств являются:
развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных токсикологических, гидрометеорологических, химических, радиологических, эпизоотических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации биологических средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико - аналитическим исследованиям в пределах их компетенции;
участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;
проведение научно - исследовательских экспериментов по определению способов выявления и нормализации РХБ - обстановки.
6. Материально - техническое обеспечение, подготовка кадров, специалистов сети наблюдения и
лабораторного контроля
6.1. Базовые лаборатории СНЛК РБ должны иметь следующий комплект документации:
ведомственное Положение (инструкцию) о работе учреждения СНЛК РБ;
штатное расписание и табель оснащения;
план перевода учреждений с мирного на военное положение;
план подготовки и развития учреждения СНЛК РБ на текущий год и на перспективу;
схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
инструкцию о функциональных обязанностях специалистов учреждений;
перечень особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
перечень химически опасных веществ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;
перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;
инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи;
методики отбора проб и проведения исследований на загрязнение радиационными, химически опасными веществами и биологическими средствами, определенных перечнем особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
перечень нормативов допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно допустимых концентраций химически опасных веществ в воздухе, питьевой и речной воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической обстановки;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
журнал радиационного, химического и биологического наблюдения;
инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан.
6.2. Оснащение учреждений СНЛК РБ табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, Республики Башкортостан, а также за счет местных бюджетов.
Приборы радиационной, химической и биологической разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан в соответствии с табелями оснащения в военное время. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК РБ разрабатываются министерствами и ведомствами Республики Башкортостан и согласовываются с МЧС РБ.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени) хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК РБ, используются только по прямому назначению и заменяются на новые в установленном порядке.
Лабораторный контроль объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека проводятся по методикам, утвержденным Министерством здравоохранения России, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.
Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.
Лабораторный контроль (кроме биологических средств) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и Росгидрометом.
Методики, используемые при контроле, должны быть аттестованы в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений".
Все базовые лаборатории СНЛК РБ должны быть аккредитованы в "Системе аккредитации Российской Федерации". Область аккредитации должна охватывать и задачи, возлагаемые на учреждения СНЛК РБ настоящим Положением.
6.3. Готовность учреждений СНЛК РБ к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, Республики Башкортостан путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК РБ.
Подготовка и переподготовка специалистов организуются и проводятся министерствами и ведомствами Российской Федерации, Республики Башкортостан по планам и программам, согласованным с МЧС РБ. В целях совершенствования деятельности учреждений СНЛК РБ Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ежегодно планируются и проводятся учения, тренировки и контрольные проверки.
6.4. Сведения о работе и состоянии готовности учреждения и лаборатории СНЛК РБ представляют в головное учреждение - УГАК МЧС РБ, которое, в свою очередь, формирует годовой отчет о деятельности СНЛК РБ и представляет его руководству МЧС РБ в установленном порядке.
7. Финансирование сети наблюдения и лабораторного контроля
7.1. Финансирование СНЛК РБ в режиме повседневной деятельности осуществляется за счет плановых средств: федеральных и республиканских органов исполнительной власти, органов местного государственного управления, предприятий, учреждений и организаций. Финансирование работ по заданиям производится за счет средств, предусмотренных на выполнение республиканских целевых программ по экологической безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (при ежегодном планировании в установленном порядке); экологического фонда Республики Башкортостан, а также средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
7.2. Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан имеет право финансировать СНЛК РБ за счет средств, предусмотренных на выполнение программ по экобезопасности Республики Башкортостан, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, после проведения экспертизы Экспертным советом при Кабинете Министров Республики Башкортостан, а также республиканского экологического фонда.
7.3. Основанием для финансирования СНЛК РБ являются планы текущего и перспективного развития учреждений СНЛК РБ, разрабатываемые министерствами и ведомствами, организациями и учреждениями Российской Федерации и Республики Башкортостан, согласованные с МЧС РБ.
7.4. Финансирование мероприятий, связанных с участием учреждений СНЛК РБ в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти на местах.
7.5. Ущерб и убытки, понесенные учреждениями СНЛК РБ не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.