ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2003 г. N 323
О программе развития образования в Республике
Башкортостан на 2004 - 2008 годы
(с изменениями на 12 июля 2007 года)
__________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 09.04.2007 N 86
Постановлением Правительства РБ от 12.07.2007 N 186
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об образовании" Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Программу развития образования в Республике Башкортостан на 2004 - 2008 годы (далее - Программа).
2. Расходы по реализации Программы производить за счет смет исполнителей на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за выполнением Программы возложить на отдел по гуманитарным вопросам и делам национальностей Аппарата Правительства Республики Башкортостан.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2003 г. N 323
(в ред. Постановлений Правительства РБ от 09.04.2007 N 86,
от 12.07.2007 N 186)
Паспорт Программы
Наименование Программа развития образования в Республике
Программы Башкортостан на 2004 - 2008 годы
Основание для Законы Российской Федерации, Республики
разработки Башкортостан "Об образовании"
Программы Концепция модернизации российского образования
на период до 2010 года
Национальная доктрина образования Российской
Федерации до 2025 года
Государственный Правительство Республики Башкортостан
заказчик
Основные Министерство образования Республики
разработчики Башкортостан
Программы Башкирский институт развития образования
учреждения начального, среднего и высшего
профессионального образования
Исполнители Министерства и ведомства
Программы администрации районов и городов
местные органы управления образованием
образовательные учреждения и иные организации
Республики Башкортостан
Источники Сметы исполнителей на соответствующие
финансирования финансовые годы
Программы
Ожидаемые Структурная перестройка системы образования
результаты усиление взаимосвязей системы образования и
реализации регионального рынка труда
Программы сохранение и развитие системы дополнительного
образования
усиление воспитательной функции образования
Система контроля Контроль за выполнением мероприятий Программы
за выполнением осуществляет Правительство Республики
Программы Башкортостан
1. Введение
Программа развития образования в Республике Башкортостан на 2004 - 2008 годы (далее - Программа) определяет цели, содержание и основные направления деятельности субъектов управления образованием всех уровней, механизмы развития образовательной сферы республики.
Настоящий документ является логическим продолжением Программы развития образования в Республике Башкортостан на 1999 - 2003 годы, учитывает целевые и содержательные установки Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Программа разработана с учетом современных требований, предъявляемых к системе образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан, закрепленных в нормативных правовых актах, и основывается на следующих принципах:
уважение к личности обучающегося как проявление гуманистической парадигмы образования;
создание индивидуальной образовательной траектории по отношению к обязательному содержанию образования;
совершенствование воспитательной направленности образования;
обеспечение системного подхода к обучению, предполагающего развитие у обучающихся универсальных умений и ключевых компетенций;
дифференциация содержания образования на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты;
защита прав обучающегося, гарантия его психологической и физической безопасности;
информатизация обучения;
интеграция системы российского образования в европейское и мировое образовательные пространства.
Программа обеспечивает преемственность всех структур и звеньев системы образования республики и направлена на развитие личности обучающегося, формирование образовательных и профессиональных навыков.
2. Основные итоги реализации Программы развития
образования в Республике Башкортостан
на 1999 - 2003 годы
Выполнение задач, поставленных в Программе развития образования в Республике Башкортостан на 1999 - 2003 годы, позволило в настоящее время заложить прочные основы обновления содержания и структуры образования, а именно:
обеспечить преемственность и непрерывность всех уровней образования на основе новейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса;
дифференцировать и индивидуализировать обучение на всех уровнях непрерывного образования;
выдвинуть на первый план права и интересы обучающихся;
усилить гуманистическую и практическую направленности содержания учебно-воспитательной работы;
реализовать национально-региональный компонент содержания образования в органичном единстве с федеральным на основе диалектики особенного и общего;
создать условия для творческой самореализации педагога, развития инновационных процессов и технологий в образовательных учреждениях республики.
Современная образовательная система Республики Башкортостан характеризуется многообразием типов и видов учреждений, удовлетворяющих растущие образовательные и воспитательные потребности обучающихся. В настоящее время в республике действует 5689 образовательных учреждений, в том числе 1906 дошкольных учреждений, 3222 общеобразовательные школы (включая школы-интернаты, лицеи и гимназии), 33 вечерние (сменные) школы, 32 детских дома (включая семейные), 122 профессиональных училища и лицея, 276 учреждений дополнительного образования, 89 учреждений высшего и среднего профессионального образования. В них обучаются и воспитываются более 1 млн. человек, работают около 108 тысяч педагогов.
В ходе реализации Программы развития образования в Республике Башкортостан на 1999 - 2003 годы, Программы развития среднего и высшего профессионального образования в Республике Башкортостан на 1999 - 2003 годы в республиканской системе образования произошли различные экономические, культурные, правовые, организационные и собственно образовательные процессы, направленные на:
устойчивое развитие и функционирование системы образования в Республике Башкортостан;
сохранение и развитие национальных культур;
воспитание гражданственности и патриотизма;
личностное и профессиональное развитие, гарантирующее достойный уровень жизни, духовное и физическое здоровье подрастающего поколения;
развитие высших и средних профессиональных образовательных учреждений в соответствии с потребностями народного хозяйства Республики Башкортостан, формирование нового поколения специалистов;
усиление интеграции с российской и мировой образовательными системами, академической и отраслевой наукой, развитие научных исследований в вузах;
расширение информационной среды, внедрение новых образовательных технологий.
На сегодняшний день с учетом национально-территориальных особенностей республики разработана Концепция семейного воспитания и образования в Республике Башкортостан, подготовлены предложения по правовому обеспечению взаимодействия семьи и школы.
В республике активно развивается служба психологической помощи семье и детям: психолого-педагогические центры открылись в Демском районе г. Уфы, в Буздякском и Стерлибашевском районах, филиал медико-психолого-педагогического центра "Саторис" - в Орджоникидзевском районе г. Уфы. В образовательных учреждениях республики возрожден педагогический всеобуч родителей.
С учетом специфики дошкольного образования и воспитания разработаны Концепция дошкольного образования в Республике Башкортостан, программа "Я - башкортостанец", республиканская программа по обучению дошкольников русскому языку.
Для учреждений среднего (полного) общего образования постановлениями Кабинета Министров Республики Башкортостан утверждены Программа компьютеризации общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан на 2001 - 2005 годы, программа "Информатизация системы образования Республики Башкортостан и развитие республиканской образовательной информационной среды (РОИС) на 2002 - 2006 годы", Республиканская программа развития сельской школы на 2000 - 2004 годы, Программа строительства новых школ взамен аварийных в Республике Башкортостан на 2000 - 2005 годы, программа "Школьный автобус".
Активно развивается система среднего (полного) общего образования Республики Башкортостан, обновляется программно-методическое, информационное сопровождение образовательного процесса, заметно улучшилось материально-техническое обеспечение общеобразовательных школ. В целях совершенствования системы политехнического образования Министерством образования Республики Башкортостан разработаны республиканские учебные программы "Художественно-производственная графика" и "Черчение", издан учебник для 9 класса "Черчение. Практическая графика", утверждена программа "Пчеловодство", издан соответствующий учебник. Изучение дисциплины "Технология" введено в учебные программы межшкольных учебных комбинатов и центров образования.
В республике за отчетный период расширилась сеть учреждений профессионального образования. Численность студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования увеличилась в 1,4 раза и составила 212 тысяч человек. Подготовка специалистов приведена в соответствие с требованиями регионального рынка труда. В вузах республики с 1999 по 2003 год было открыто около 40 новых специальностей, а также 11 новых специальностей послевузовской подготовки специалистов в аспирантуре и докторантуре. В 2002 году для различных отраслей народного хозяйства республики были подготовлены специалисты по 102 интегрированным специальностям. В настоящее время развивается система подготовки специалистов по договорам учреждений профессионального образования с предприятиями-заказчиками.
Филиалы Башкирского государственного университета, Уфимского государственного авиационного технического университета, Уфимского государственного института сервиса открыты в городах Стерлитамаке, Нефтекамске, Туймазы, Бирске, Салавате, представительства Башкирского государственного университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Башкирского государственного педагогического университета - в городах Учалы, Туймазы, Октябрьском, Кумертау, Нефтекамске, Бирске и др. По результатам государственной аттестации Башкирский государственный педагогический институт преобразован в Башкирский государственный педагогический университет (2000 год), Уфимский филиал Московского технологического института сервиса - в Уфимский государственный институт сервиса (2002 год), Уфимский государственный институт искусств - в Уфимскую государственную академию искусств (2003 год).
Развивается международное сотрудничество: учреждения среднего и высшего профессионального образования республики принимают участие в совместных проектах с колледжами и университетами Германии, Франции, Англии, Голландии, США, Индии, Китая, Турции и других стран.
В Республике Башкортостан функционирует 276 учреждений дополнительного образования с охватом свыше 290 тысяч детей и подростков. Многоуровневую работу со своими воспитанниками ведут 90 центров, дворцов, домов детского и юношеского творчества, 27 эколого-биологических, 35 технических, 22 туристско-краеведческих, 96 спортивных, 6 иных учреждений дополнительного образования.
Одним из приоритетных направлений в системе дополнительного образования стало развитие туризма и краеведения. Воспитание юных граждан Башкортостана осуществляется в рамках движения "Дорогами Отечества". Результаты республиканских научно-практических конференций "Литературный Башкортостан", "Дорогами Отечества", "История и культура родного края" свидетельствуют о большой роли исторического и литературного краеведения в воспитании подрастающего поколения.
Актуальными остаются задачи нравственного и гражданско-патриотического воспитания, укрепления здоровья учащихся, профилактики детской безнадзорности и преступности, наркомании среди детей и молодежи. Психолого-медико-педагогическая помощь в первую очередь требуется 17 тысячам сирот, 20 тысячам детей-инвалидов, детям с задержкой психического развития, нарушениями речи.
Образовательные учреждения нуждаются в укреплении материально-технической базы, создании условий для развития физической культуры, спорта, туризма, художественного, технического творчества и других профилей дополнительного образования.
В Республике Башкортостан созданы условия для изучения населением родных языков. Коллегией Министерства образования Республики Башкортостан утверждена Концепция развития башкирского национального образования, разработан минимум содержания образования по предметам национально-регионального компонента. В настоящее время в республике работает 37 национальных гимназий и лицеев. Обучение в школах республики ведется на шести языках: башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском, также изучаются мордовский, немецкий, латышский, украинский, белорусский, греческий, еврейский, польский, армянский языки. Родной язык изучают в республике 66,2 процента учащихся нерусской национальности и 84,3 процента учащихся башкирской национальности.
Большое внимание уделяется организации изучения башкирского языка учащимися башкирской национальности, проживающими за пределами республики. Заключены и реализуются соглашения Министерства образования Республики Башкортостан с 14 регионами Российской Федерации компактного проживания башкир, а также соглашения в сфере национального образования между 25 районами и городами Республики Башкортостан и регионами Российской Федерации.
3. Основные направления и этапы развития образования
в Республике Башкортостан на 2004 - 2008 годы
Программа регламентирует деятельность субъектов управления образованием на республиканском и муниципальном уровнях по следующим направлениям: дошкольное образование, среднее (полное) общее образование, профессиональное образование, воспитание и дополнительное образование.
3.1. Дошкольное и среднее (полное) общее образование
3.1.1. Дошкольное образование
Цели и задачи
В сфере дошкольного образования программные мероприятия направлены на достижение следующих целей:
сохранение и развитие системы дошкольного образования, обеспечение доступности услуг и регулярного функционирования дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) с учетом потребностей населения;
введение и реализация федерального и национально-регионального компонентов содержания дошкольного образования, усиление воспитательной направленности образовательного процесса, формирование мониторинга качества учебно-воспитательной работы в ДОУ;