Недействующий

О Республиканской целевой жилищной программе Республики Башкортостан на 2002-2005 годы (с изменениями на 27 июня 2003 года)

Паспорт Программы

Наименование Программы

 Республиканская целевая жилищная программа Рес-

 

 публики Башкортостан на 2002-2005 годы.    

-

-

Наименование подпро-

 Подпрограмма "Структурная перестройка производ-

граммы

 ственной базы строительства Республики Башкор-

 

 тостан на 2002-2005 годы".           

-

-

Государственные заказ-

 Министерство строительства, архитектуры и до-

чики - координаторы

 рожного комплекса Республики Башкортостан.   

Программы

                        

-

-

Разработчики Программы

 Министерство строительства, архитектуры и до-

 

 рожного комплекса Республики Башкортостан,   

 

 Министерство финансов Республики Башкортостан,

 

 Министерство экономики Республики Башкортостан.

-

-

Цель Программы

 Обеспечение перехода к устойчивому функциониро-

 

 ванию и развитию рынка жилья и жилищного строи-

 

 тельства.                   

-

-

Основные задачи Про-

 Развитие эффективного рынка жилья и финансовых

граммы

 механизмов, обеспечивающих доступность приобре-

 

 тения жилья для граждан с достаточным платеже-

 

 способным спросом, и поддержка малоимущих граж-

 

 дан в улучшении жилищных условий за счет сред-

 

 ств республиканского бюджета, бюджетов нижесто-

 

 ящих уровней; создание эффективных экономичес-

 

 ких механизмов, обеспечивающих привлечение   

 

 частных инвестиций в жилищное строительство.  

-

-

Исполнители основных

 Министерства и ведомства, администрации районов

программных мероприя-

 и городов.                   

тий

                        

-

-

Источники финансирова-

 Республиканский бюджет, бюджеты нижестоящих  

ния

 уровней, заемные средства, средства населения,

 

 предприятий, организаций.           

-

-

Сроки реализации Про-

 2002-2005 годы.                

граммы

                        

-

-

Ожидаемые результаты

 Реализация Программы должна обеспечить:    

реализации Программы

 доступность приобретения жилья (уменьшение   

 

 средней стоимости жилья по отношению к среднему

 

 совокупному денежному доходу семей на 10-15%);

 

 снижение числа семей, нуждающихся в улучшении

 

 жилищных условий, на 40 тысяч семей;      

 

 ввод в эксплуатацию жилья предприятиями и орга-

 

 низациями всех форм собственности по республике

 

 - 1450-1500 тыс.кв.м общей площади жилья в год

 

 (на уровне показателей 1997-1999 годов и выше

 

 объема ввода в эксплуатацию жилья в 2000 году

 

 на 15-20%) с ростом объемов вводимого жилья на

 

 3-5% в год;                  

 

 ввод в эксплуатацию индивидуального жилья -  

 

 800-850 тыс.кв.м в год (810 тыс.кв.м - в 2000

 

 году и 835 тыс.кв.м - в 2001 году).      

-

-

Контроль исполнения

 Администрации районов и городов Республики Баш-

Программы

 кортостан информируют Министерство строительст-

 

 ва, архитектуры и дорожного комплекса Республи-

 

 ки Башкортостан о ходе жилищного строительства

 

 в районах и городах по федеральной системе ин-

 

 дикаторов, а также по показателям, характеризу-

 

 ющим использование средств республиканского  

 

 бюджета.                    

 

 Министерство строительства, архитектуры и до-

 

 рожного комплекса Республики Башкортостан обоб-

 

 щает и анализирует представленную администраци-

 

 ями районов и городов информацию и доводит ее

 

 до Кабинета Министров Республики Башкортостан.

 

 Кабинет Министров Республики Башкортостан ин-

 

 формирует Президента Республики Башкортостан о

 

 ходе реализации Программы, вносит необходимые

 

 изменения в Программу.             

 (в ред. Постановления Правительства РБ от 27 июня 2003 г. N 159)

1. Результаты преобразований в жилищном секторе экономики
Республики Башкортостан


Жилищная реформа, начатая в 1991 году с принятием Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", явилась частью общих структурных преобразований и одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики. За период с 1991 по 2000 год была создана принципиально новая законодательная и нормативная база, связанная с обеспечением прав собственности в жилищной сфере, жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Принятые законодательные и иные нормативные правовые акты обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования жилищной сферы к рыночным механизмам. Право собственности на жилье и рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в данной сфере.

Основную роль в финансировании жилищного строительства в Республике Башкортостан стали играть частные и индивидуальные застройщики. С 1991 года доля бюджетных средств, вкладываемых в жилищное строительство, уменьшилась до 15% всех инвестиций.

Изменилась форма участия бюджетов в финансировании жилищного строительства. Приоритетной формой участия республиканского бюджета стала поддержка индивидуального жилищного строительства (путем выделения средств из бюджета республики на строительство инженерных сетей к районам индивидуальной застройки и для предоставления льготных ссуд населению), приобретения жилья гражданами за счет собственных средств в рассрочку у Фонда жилищного строительства при Президенте Республики Башкортостан.

Фонд жилищного строительства при Президенте Республики Башкортостан выполняет функцию инвестора жилищного строительства, жилые помещения реализует на платной основе населению. Для формирования фонда социального жилья Фонд жилищного строительства при Президенте Республики Башкортостан передает бесплатно администрациям городов и районов жилье в объеме до 20% общей площади.

Государственная поддержка жилищного строительства в названных формах позволила превысить российский показатель ввода в эксплуатацию жилых домов на душу населения (в 1999-2001 годах 0,31-0,36 и 0,21-0,25 кв. метров общей площади на человека в Республике Башкортостан и Российской Федерации соответственно).

Число семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, уменьшилось с 304,5 тысячи семей в 1991 году до 207,4 тысячи семей в 2000 году.

Изменения в подрядной строительной деятельности, производстве строительных материалов и изделий были направлены на приватизацию и разукрупнение предприятий стройиндустрии, формирование института профессиональных застройщиков, переход к энергосберегающим технологиям, расширение номенклатуры и повышение качества строительных конструкций и материалов.

Большая часть подрядных строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии приватизирована (государственные предприятия выполняют в настоящее время около 20% общего объема подрядных работ, на них производится 12% общего объема производства строительных материалов).

Объем республиканского производства различных видов строительных материалов в 1997 году сократился по сравнению с уровнем 1991 года на 20-70%. Начиная с 1998 года, спад в производстве строительных материалов был преодолен и начался рост объемов производства.

Несмотря на то, что в Республике Башкортостан производятся все основные виды строительных материалов и изделий, ассортимент и качество многих из них уступают соответствующим показателям продукции промышленно развитых стран. Основная причина этого заключается в высоком и имеющем тенденцию к росту износе основных производственных фондов, достигающем в настоящее время более 50%.

На осуществление технического перевооружения и модернизации предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии направлена подпрограмма "Структурная перестройка производственной базы строительства Республики Башкортостан на 2002-2005 годы" (приложение).

Связанные с жилищным строительством преобразования в сфере землепользования и градостроительного регулирования были направлены на продажу долгосрочных прав на земельные участки под застройку, формирование системы правового зонирования для регулирования землепользования и застройки. Правовые основы реализации данного направления реформ на федеральном уровне были заложены Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года N 198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 2 "Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды".

В Республике Башкортостан правовые основы реформы землепользования были заложены Указом Президента Республики Башкортостан от 7 декабря 1995 года N УП-756, в соответствии с которым гражданам переданы в собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.

Хотя в законодательном порядке были определены основы землепользования и градорегулирования, процедура получения земельных участков под застройку остается усложненной, права на земельные участки до окончания процесса принятия всех решений не определены, не проводятся аукционы (конкурсы) по предоставлению прав на земельные участки.

2. Содержание главных проблем в жилищном строительстве


Главными проблемами в жилищном строительстве являются недостаточные объемы жилищного строительства и высокая стоимость жилья.

Названные проблемы имеют межотраслевой и межведомственный характер и для своего разрешения требуют участия органов государственной власти Республики Башкортостан в совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы в жилищном строительстве, проведении организационных мероприятий, а также использования средств республиканского бюджета.

3. Цель Программы


Целью Программы является обеспечение перехода к устойчивому функционированию и развитию рынка жилья и жилищного строительства.

Роль государства должна быть ограничена регулированием отношений на рынке жилья, в жилищном строительстве, установлением основных принципов градостроительного регулирования. Средства республиканского бюджета должны использоваться исключительно на поддержку приоритетных направлений жилищного строительства, обеспечение жильем определенных категорий лиц, социальную защиту граждан в жилищной сфере в соответствии с законодательством. Финансовое участие государства в жилищной политике соответствует бюджетным возможностям каждого этапа развития.

Органы местного самоуправления должны нести ответственность за содержание и использование муниципального жилищного фонда, функционирование и развитие муниципальных объектов коммунального хозяйства, создание условий для жилищного строительства. Средства районных, городских, местных бюджетов должны направляться, в первую очередь, на обеспечение социальным жильем малоимущих граждан и развитие коммунальной инфраструктуры.