ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2003 N 104
О внесении изменений и дополнений в Правила работы рынков в
Республике Башкортостан
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 05.07.2007 N 180.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
Внести изменения и дополнения в Правила работы рынков Республики Башкортостан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 3 ноября 1998 года N 248 "Об утверждении Правил работы рынков Республики Башкортостан", изложив их в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И. Байдавлетов
Утверждены
постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 3 ноября 1998 года N 248
(в редакции постановления
Правительства Республики Башкортостан
от 23 апреля 2003 года N 104)
Правила
работы рынков в Республике Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила определяют основные требования к работе рынков, в том числе входящих в структуру многофункциональных торговых комплексов и центров, и распространяются в соответствии с законодательством на юридические лица различных организационно-правовых форм, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и лиц, осуществляющих продажу непродовольственных товаров, ранее приобретенных для личного пользования (или бывших в употреблении), сельскохозяйственной продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах.
1.2. Работа рынков помимо настоящих Правил регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан, ветеринарными и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, правилами и нормами пожарной безопасности, требованиями стандартов, технических условий и других нормативных документов.
1.3. Рынок - организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.
Организация использует в своей деятельности имущественный комплекс, включающий земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование и другое.
Рынки функционируют в местах, определенных местными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, и должны отвечать требованиям к содержанию их территории и оборудованию в соответствии с разделом 6 настоящих Правил.
Работа рынков, входящих в систему районных, городских потребительских обществ, регулируется также Федеральным законом "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
1.4. Основные задачи рынков:
создание условий для осуществления торговой деятельности хозяйствующих субъектов и граждан;
организация обслуживания покупателей за счет развития материально-технической базы, обеспечивающей внедрение прогрессивных методов и технологий;
соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
1.5. Классификация рынков по специализации:
универсальный рынок - рынок, предназначенный для реализации продовольственных и непродовольственных товаров;
вещевой рынок - рынок, предназначенный для реализации непродовольственных товаров;
продовольственный рынок - рынок, предназначенный для реализации продовольственных товаров;
сельскохозяйственный рынок - рынок, предназначенный для реализации сельскохозяйственной продукции;
специализированный рынок - рынок, предназначенный для реализации отдельных групп товаров.
Специализация рынка по группам реализуемых товаров определяется администрацией рынка по согласованию с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и при необходимости - с территориальным органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Республике Башкортостан и Госветнадзора (при организации торговли продуктами питания).
1.6. За допущенные нарушения правил торговли, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических правил, норм и требований иных нормативных правовых актов администрация рынка, продавцы, покупатели, обслуживающие организации несут ответственность в соответствии с законодательством.
2. Управление рынком
2.1. Управление рынком осуществляется администрацией, назначаемой в порядке, предусмотренном учредительными документами хозяйствующего субъекта, в ведении которого находится рынок.
2.2. Администрация рынка создает необходимые условия для нормального функционирования рынка и организует его работу в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере торговой деятельности и регламентом.
Регламент работы рынка разрабатывается администрацией рынка в соответствии с нормативными правовыми актами, настоящими Правилами и содержит:
режим работы рынка;
характеристику и порядок предоставления продавцам торговых мест и объектов, а также условия и стоимость их аренды;
перечень дополнительных услуг, оказываемых рынком;
права, обязанности, ответственность юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на рынке.
Разрешение споров и разногласий, не оговоренных регламентом и договором аренды, осуществляется в установленном законом порядке.
3. Права администрации рынка
3.1. Администрация рынка имеет право:
3.1.1. Определять стоимость аренды торгового места и дополнительных услуг.
3.1.2. Расторгать договор аренды до истечения установленного срока по основаниям и в порядке, установленном законодательством, а также по следующим основаниям, в случаях, когда они предусмотрены договором аренды:
нарушение законодательства в сфере торговой деятельности, настоящих Правил, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил, правил хранения и реализации товаров, противопожарных и других норм и правил;
несоблюдение регламента рынка и условий договора аренды торгового места.
4. Обязанности администрации рынка
Администрация рынка обязана:
4.1. Организовать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы в строгом соответствии с правилами торговли и нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды и экологическую безопасность в районе его расположения.
4.2. Содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии площадь рынка, торговые объекты, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования, автостоянки, парковки и прилегающую территорию.
Обеспечивать своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории.
Проводить санитарные дни в соответствии с утвержденным графиком.
4.3. Обеспечивать проведение ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии с законодательством (с учетом специализации рынка).
4.4. Выделить на рынке в соответствии с его специализацией:
помещение (в том числе помещение-изолятор, оборудованное холодильной камерой) для временного хранения товаров, изъятых из оборота контролирующими органами;
место с контрольными весами и гирями для проведения контрольных взвешиваний товаров, приобретенных на рынке.
4.5. Обеспечивать обслуживание объектов и торговых мест на территории рынка в соответствии со специализацией рынка и договором аренды в части энерговодотеплоснабжения, а также предоставлять на договорной основе продавцам торгово-технологическое (включая холодильное) оборудование, инвентарь, весоизмерительные приборы, соответствующие техническим требованиям, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь ясные клейма и представляться на поверку в установленном порядке органам ФГУ Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан. Использование бытовых весоизмерительных приборов запрещается.
4.6. Принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, противопожарной безопасности, организации сторожевой охраны.
4.7. Администрация рынка должна иметь книгу отзывов и предложений, оформленную надлежащим образом, которая выдается покупателю по первому требованию.
Все обращения граждан по вопросам работы рынка рассматриваются администрацией рынка в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан" и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
4.8. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно-технических работ администрация предварительно, не позднее чем за 7 календарных дней, информирует продавцов, население, местные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, средства массовой информации о причинах и сроках закрытия рынка.
4.9. В случае закрытия рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и местных исполнительных органов государственной власти доводится незамедлительно.
5. Права предпринимателей
5.1. Права предпринимателей - арендаторов торговых мест устанавливаются соответствующими законодательными актами Российской Федерации, регламентом работы рынка и договором аренды торгового места.
6. Требования к организации торгового процесса, содержанию
территории и оборудованию рынка
6.1. При организации рынка должны быть соблюдены строительно-архитектурные нормы, Правила пожарной безопасности, правила охраны труда и требования, установленные законодательством.
6.2. Требования, предъявляемые к планировке, отоплению, вентиляции, устройству и содержанию помещений, использованию оборудования и инвентаря и т.д., должны выполняться независимо от специализации рынка.
6.3. Площадь рынка должна быть изолирована от прилегающей территории ограждением и оборудована специальными сооружениями (торговыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля (типа).
Использование при реализации продовольственных и непродовольственных товаров контейнеров, предназначенных для перевозки грузов на железнодорожном и автомобильном транспорте, запрещается.
6.4. У входа на территорию рынка должна быть размещена вывеска с указанием фирменного наименования (наименования) рынка, места его нахождения (юридический адрес) и режима его работы. На доступном для обозрения месте устанавливаются:
а) указатели торговых зон по специализации ("Продовольственные товары", "Обувь", "Одежда" и т.п.);
б) стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и обслуживания, административных помещений, пункта выдачи весоизмерительных приборов, демонстрационного помещения или стенда, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (при реализации продукции животного и растительного происхождения), автостоянки, туалета и других объектов;
в) информационный стенд, где помещаются:
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
настоящие Правила;
правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
санитарно-эпидемиологические правила;
нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);
перечень категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
нормативно-распорядительные документы по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
информация о порядке и условиях предоставления торговых мест и услуг на рынке;
информация о местонахождении контрольных весов, книги отзывов и предложений;
номера телефонов администрации рынка, местных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, территориальных органов ФГУ Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Башкортостан, Управления ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, территориального управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Республике Башкортостан, отдела внутренних дел, куда можно обратиться по вопросам работы рынка.
6.5. На площади рынка в специально отведенных местах размещаются: