ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
от 23 февраля 2001 г. N 39
Об итогах работы за 2000 год и концепции реформирования
агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на
2001-2005 годы
Кабинет Министров Республики Башкортостан отмечает, что агропромышленный комплекс республики является важнейшей отраслью народного хозяйства и призван обеспечить ее продовольственную безопасность.
В республике сохранен производственный потенциал аграрного сектора.
В целях активизации реформирования предприятий агропромышленного комплекса Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Принять к сведению информацию заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан Минеева М.И. об итогах работы агропромышленного комплекса республики за 2000 год и задачах на 2001 год.
Одобрить представленную Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан концепцию реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы (далее - Концепция).
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан совместно с администрациями районов и городов:
разработать и осуществить дополнительные меры по обеспечению производства конкурентоспособных продуктов питания, активному продвижению продукции, произведенной в Республике Башкортостан, на продовольственные рынки других регионов Российской Федерации, разработать и внедрить систему мер, обеспечивающих материальную заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечных результатах производства;
разработать и осуществить меры по энергоресурсосбережению путем внедрения передовых технологий, учета энергоносителей, использования альтернативных источников энергии в сельскохозяйственном производстве;
принять меры по расширению сети машинно-технологических станций;
в течение 10 дней представить в Кабинет Министров Республики Башкортостан среднесрочную программу реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы, разработанную на основе настоящей Концепции;
обеспечить сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства в достаточном количестве племенным молодняком с высоким генетическим потенциалом;
совместно с Министерством внешних связей и торговли Республики Башкортостан и Государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью принять меры по привлечению инвесторов, способных в течение 2-3 лет оказать действенную помощь в организации качественной и глубокой переработки сельскохозяйственного сырья;
совместно с Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан и администрациями районов и городов принять меры по экономическому оздоровлению неплатежеспособных
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий;
обеспечить эффективное использование государственных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса;
совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан:
разработать и внести до 1 марта 2001 года в Кабинет Министров Республики Башкортостан предложения по государственной поддержке агропромышленного комплекса в 2001 году;
разработать программу реструктуризации задолженности предприятий агропромышленного комплекса в республиканский бюджет.
3. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан внести до 1 июня 2001 года предложения по строительству предприятий по переработке маслосемян подсолнечника в южной и рапса - в северной зонах республики при условии их экономической целесообразности.
4. Министерству внешних связей и торговли Республики Башкортостан:
разработать и осуществлять мероприятия по защите экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Башкортостан и продвижению на внутренний и внешний рынки сельскохозяйственной продукции, произведенной на предприятиях агропромышленного комплекса республики;
содействовать проведению федеральных, межрегиональных и республиканских ярмарок, выставок товаров отечественного производства в Республике Башкортостан и за рубежом, расширить круг их участников;
обеспечить организацию оптовых рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия в городах и районных центрах республики.
5. Государственному комитету Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству:
продолжить проведение государственной кадастровой оценки земель, определить степень использования земель; неиспользуемые или неэффективно используемые земли передать в установленном порядке реформируемым сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам;
совместно с администрациями районов и городов обеспечить завершение до 2003 года залужения деградированной пашни на площади 120 тыс. га.
6. Государственному комитету Республики Башкортостан по промышленной политике и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан до 1 июля 2001 года внести предложения по организации производства на машиностроительных и ремонтных предприятиях республики прицепного и навесного оборудования, инвентаря и других средств малой механизации для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
7. Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, администрациями районов и городов:
совершенствовать работу по управлению государственными пакетами акций акционерных обществ агропромышленного комплекса, принять меры по привлечению инвесторов;
осуществить меры по подготовке внешних управляющих для предприятий агропромышленного комплекса.
8. Администрациям районов и городов:
в течение 2001-2002 годов завершить работу по приемке в установленном порядке жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, находящихся на балансе предприятий агропромышленного комплекса, в муниципальную собственность;
обеспечить эффективную поддержку крестьянским (фермерским), а также личным подсобным хозяйствам;
оказывать за счет средств местных бюджетов материальную поддержку молодым специалистам агропромышленного комплекса, принимать меры по закреплению их на производстве.
9. Правлению Башпотребсоюза обеспечить увеличение объемов закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
10. Государственному комитету Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию:
совместно с Башкирской академией государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, Башкирским государственным аграрным университетом, Башкирским институтом переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса Республики Башкортостан обеспечить качественную подготовку и повышение квалификации специалистов агропромышленного комплекса;
совместно с Академией наук Республики Башкортостан до 1 апреля 2001 года разработать и внести предложения в Кабинет Министров Республики Башкортостан по научному обеспечению реформирования агропромышленного комплекса республики на 2001-2005 годы.
11. Министерству печати и массовой информации Республики Башкортостан, Государственной телерадиовещательной компании "Башкортостан" обеспечить регулярное освещение достижений агропромышленного комплекса и пропаганду положительных изменений в жизни сельского населения.
12. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан Минеева М.И.
Премьер-министр Р. И. Байдавлетов
Управляющий Делами И. У. Забиров
Одобрена
постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 23 февраля 2001 г.N 39
Концепция
реформирования агропромышленного комплекса
Республики Башкортостан на 2001-2005 годы
Концепция реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 года N УП-102 "Об утверждении среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан". В ней определены основные направления реформирования отраслей сельского хозяйства, сельскохозяйственных предприятий, предприятий перерабатывающей промышленности и обслуживания.
Целью реформирования агропромышленного комплекса являются адаптация сельскохозяйственных производителей к рыночным условиям, развитие различных форм хозяйствования, создание рыночной инфраструктуры.
Основными задачами Концепции являются:
- реформирование и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий;
- создание равных экономических условий для всех участников рынка - сельхозтоваропроизводителей;
- достижение рентабельной работы сельхозтоваропроизводителей;
- подготовка экономических и правовых условий для концентрации земли и капитала в руках эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- совершенствование системы государственной поддержки агропромышленного комплекса;
- создание системы кредитования и страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- осуществление мер по регулированию продовольственного рынка и созданию рыночной инфраструктуры;
- повышение эффективности управления агропромышленным комплексом;
- реструктуризация кредиторской задолженности предприятий агропромышленного комплекса;
- создание новых экономических условий для обеспечения сельхозтоваропроизводителей средствами производства.
Основные направления Концепции реформирования агропромышленного комплекса
Земельные отношения
Главным направлением реформы земельных отношений должен стать переход от административного к экономическому перераспределению земли.
Это направление предусматривает:
- проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий в целях дальнейшего совершенствования налогообложения, развития арендных отношений и ипотечного кредитования;
- установление договорных отношений между землепользователями и собственниками;
- совершенствование законодательной базы с целью расширения использования института аренды земли и создания механизма залога, обеспечения рыночного оборота сельскохозяйственных земель;
- применение санкций и поощрений по отношению к землепользователям с учетом показателей использования земли;
- постепенное перераспределение земли в пользу более эффективных собственников;
- оформление и выдача свидетельств на право собственности имущественных паев и земельных долей.
Развитие финансово-кредитной системы в агропромышленном комплексе
Главное направление развития финансово-кредитной системы в агропромышленном комплексе - это создание системы финансирования, налогообложения сельскохозяйственных предприятий с учетом сезонности сельскохозяйственного производства, для чего потребуется осуществление следующих мер:
- восстановление устойчивого денежного обращения в расчетах;
- создание фонда льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей;
- завершение передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры села в муниципальную собственность и соответствующим ведомствам;
- реструктуризация кредиторской задолженности предприятий агропромышленного комплекса;
- реализация акций предприятий перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса на торгах в целях привлечения инвесторов и пополнения бюджета республики.
Важным направлением является разработка порядка предоставления дотаций и субсидий, предусматривающего следующие меры:
- сохранение дотирования племенного животноводства, ветеринарии, элитного семеноводства, финансирования программ поддержки эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей, передовых технологий;
- создание при поддержке государства системы страхования сельхозтоваропроизводителей, возмещение ущерба в случае стихийных бедствий в целях стабилизации их финансового положения.
Реформирование отраслей растениеводства и животноводства
Эффективное функционирование агропромышленного комплекса республики может быть обеспечено при следующих объемах производства:
зерна - 3,2-3,6 млн. тонн в год;
сахарной свеклы - 1,1-1,2 млн. тонн в год;
подсолнечника - 100-120 тыс. тонн;
кормов - 30-35 центнеров кормовых единиц на одну условную голову скота;
картофеля - 800-900 тыс. тонн;
овощей - 280-300 тыс. тонн.
Повышение устойчивости производства продовольственного зерна, сахарной свеклы, подсолнечника предусматривается осуществлять путем формирования крупных специализированных зон товарной продукции на базе хозяйств Предуральской, Зауральской степных и части Южной лесостепной зон, что позволит полнее использовать благоприятные природно-климатические условия этих зон.
Хозяйства Северной и Северо-восточной зон специализируются на производстве озимой ржи, фуражного зерна, пивоваренного ячменя, картофеля и рапса.
В ближайшие 5-6 лет в отрасли растениеводства целесообразно сохранить коллективные формы организации производства с целью эффективного использования машинно-тракторного парка, внедрения интенсивных технологий.
В целях обеспечения производства мяса в объеме 360-400 тыс. тонн в год, молока - 1700-1900 тыс. тонн необходимо:
сохранить численность крупного рогатого скота в пределах 1,7-1,8 млн. голов, в том числе коров 700-730 тыс. голов; свиней 650-700 тыс.
голов; лошадей 150-170 тыс. голов; птицепоголовья 14 млн. голов;
повысить продуктивность за счет совершенствования племенной работы и кормовой базы, позволяющих получить от одной коровы не менее 2500 кг молока в год (в перспективе - более 3000 кг), средне -сдаточный вес крупного рогатого скота - от 400 до 420 кг, свиней 100-110 кг.
В производстве животноводческой продукции должна возрасти доля личных подсобных хозяйств, что даст возможность поэтапно реформировать общественное животноводство.
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Эта отрасль должна обеспечить экономически эффективную, своевременную и качественную переработку сырья, производство и реализацию конкурентоспособной продукции, своевременный расчет с сельхозтоваропроизводителями за полученные сырьевые ресурсы.
Необходимо провести реорганизацию всех предприятий молочной и мясной промышленности, передав их более эффективным собственникам.