ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


от 23 февраля 2001 г.                                                                                                                                                      N 39

Об итогах работы за 2000 год и концепции реформирования
агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на
2001-2005 годы


Кабинет    Министров    Республики   Башкортостан   отмечает,   что агропромышленный   комплекс   республики   является  важнейшей  отраслью народного   хозяйства   и   призван   обеспечить   ее  продовольственную безопасность.

В республике сохранен производственный потенциал аграрного сектора.

В  целях  активизации  реформирования предприятий агропромышленного комплекса Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:

1.  Принять  к  сведению  информацию  заместителя  Премьер-министра Республики  Башкортостан Минеева М.И. об итогах работы агропромышленного комплекса республики за 2000 год и задачах на 2001 год.

Одобрить   представленную   Министерством   сельского  хозяйства  и продовольствия    Республики   Башкортостан   концепцию   реформирования агропромышленного  комплекса  Республики  Башкортостан на 2001-2005 годы (далее - Концепция).

2.  Министерству  сельского  хозяйства  и продовольствия Республики Башкортостан совместно с администрациями районов и городов:

разработать   и  осуществить  дополнительные  меры  по  обеспечению производства    конкурентоспособных    продуктов    питания,   активному продвижению  продукции,  произведенной  в  Республике  Башкортостан,  на продовольственные    рынки   других   регионов   Российской   Федерации, разработать   и   внедрить   систему  мер,  обеспечивающих  материальную заинтересованность  сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечных результатах производства;

разработать  и  осуществить  меры  по энергоресурсосбережению путем внедрения  передовых  технологий,  учета  энергоносителей, использования альтернативных источников энергии в сельскохозяйственном производстве;

принять меры по расширению сети машинно-технологических станций;

в  течение  10  дней  представить  в  Кабинет  Министров Республики Башкортостан  среднесрочную  программу  реформирования агропромышленного комплекса  Республики  Башкортостан  на 2001-2005 годы, разработанную на основе настоящей Концепции;

обеспечить     сельскохозяйственные    предприятия,    крестьянские (фермерские)  и  личные  подсобные  хозяйства  в  достаточном количестве племенным молодняком с высоким генетическим потенциалом;

совместно  с  Министерством  внешних  связей  и торговли Республики Башкортостан  и  Государственным  комитетом  Республики  Башкортостан по управлению  государственной  собственностью  принять меры по привлечению инвесторов,  способных  в  течение  2-3 лет оказать действенную помощь в организации  качественной  и  глубокой переработки сельскохозяйственного сырья;

совместно  с  Министерством  экономики  и  антимонопольной политики Республики  Башкортостан  и  администрациями  районов  и городов принять меры      по      экономическому     оздоровлению     неплатежеспособных

сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий;

обеспечить   эффективное   использование  государственных  средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса;

совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан:

разработать  и  внести  до  1  марта  2001 года в Кабинет Министров Республики   Башкортостан   предложения   по  государственной  поддержке агропромышленного комплекса в 2001 году;

разработать  программу  реструктуризации  задолженности предприятий агропромышленного комплекса в республиканский бюджет.

3.  Министерству  экономики  и  антимонопольной политики Республики Башкортостан  внести  до  1  июня 2001 года предложения по строительству предприятий  по переработке маслосемян подсолнечника в южной и рапса - в северной зонах республики при условии их экономической целесообразности.

4. Министерству внешних связей и торговли Республики Башкортостан:

разработать  и  осуществлять  мероприятия  по  защите экономических интересов     сельскохозяйственных    товаропроизводителей    Республики Башкортостан    и    продвижению   на   внутренний   и   внешний   рынки сельскохозяйственной    продукции,    произведенной    на   предприятиях агропромышленного комплекса республики;

содействовать    проведению    федеральных,    межрегиональных    и республиканских  ярмарок, выставок товаров отечественного производства в Республике Башкортостан и за рубежом, расширить круг их участников;

обеспечить    организацию   оптовых   рынков   сельскохозяйственной продукции и продовольствия в городах и районных центрах республики.

5.  Государственному  комитету Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству:

продолжить  проведение  государственной  кадастровой оценки земель, определить    степень    использования    земель;   неиспользуемые   или неэффективно   используемые   земли  передать  в  установленном  порядке реформируемым    сельскохозяйственным    предприятиям   и   крестьянским (фермерским) хозяйствам;

совместно   с   администрациями   районов   и   городов  обеспечить завершение  до  2003 года залужения деградированной пашни на площади 120 тыс. га.

6.    Государственному    комитету   Республики   Башкортостан   по промышленной    политике    и   Министерству   сельского   хозяйства   и продовольствия  Республики  Башкортостан  до  1  июля  2001  года внести предложения   по   организации   производства  на  машиностроительных  и ремонтных  предприятиях  республики прицепного и навесного оборудования, инвентаря   и   других   средств   малой  механизации  для  крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

7.  Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственной   собственностью  совместно  с  Министерством  сельского хозяйства  и  продовольствия  Республики  Башкортостан,  администрациями районов и городов:

совершенствовать  работу  по  управлению  государственными пакетами акций  акционерных  обществ агропромышленного комплекса, принять меры по привлечению инвесторов;

осуществить  меры по подготовке внешних управляющих для предприятий агропромышленного комплекса.

8. Администрациям районов и городов:

в   течение   2001-2002   годов   завершить  работу  по  приемке  в установленном  порядке  жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения,   находящихся   на   балансе  предприятий  агропромышленного комплекса, в муниципальную собственность;

обеспечить   эффективную  поддержку  крестьянским  (фермерским),  а также личным подсобным хозяйствам;

оказывать  за  счет средств местных бюджетов материальную поддержку молодым  специалистам  агропромышленного  комплекса,  принимать  меры по закреплению их на производстве.

9.  Правлению  Башпотребсоюза обеспечить увеличение объемов закупок сельскохозяйственной  продукции  и  сырья  у крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

10.  Государственному  комитету  Республики  Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию:

совместно   с   Башкирской   академией   государственной  службы  и управления    при   Президенте   Республики   Башкортостан,   Башкирским государственным    аграрным    университетом,    Башкирским   институтом переподготовки   и   повышения   квалификации  кадров  агропромышленного комплекса  Республики  Башкортостан обеспечить качественную подготовку и повышение квалификации специалистов агропромышленного комплекса;

совместно  с  Академией  наук  Республики  Башкортостан до 1 апреля 2001   года   разработать  и  внести  предложения  в  Кабинет  Министров Республики   Башкортостан   по   научному   обеспечению   реформирования агропромышленного комплекса республики на 2001-2005 годы.

11.   Министерству   печати   и   массовой   информации  Республики Башкортостан,      Государственной     телерадиовещательной     компании "Башкортостан"     обеспечить     регулярное     освещение    достижений агропромышленного  комплекса  и  пропаганду  положительных  изменений  в жизни сельского населения.

12.  Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан Минеева М.И.

Премьер-министр                                          Р. И. Байдавлетов

Управляющий Делами                                  И. У. Забиров

                                                                Одобрена
                                       постановлением Кабинета Министров
                                                 Республики Башкортостан
                                                   от 23 февраля 2001 г.N 39


Концепция
реформирования агропромышленного комплекса
Республики  Башкортостан на 2001-2005 годы

Концепция  реформирования  агропромышленного  комплекса  Республики Башкортостан  на  2001-2005  годы  (далее  -  Концепция)  разработана  в соответствии  с  Указом  Президента Республики Башкортостан от 4 февраля 2000  года  N УП-102 "Об утверждении среднесрочной программы структурной перестройки   экономики   Республики  Башкортостан".  В  ней  определены основные   направления   реформирования  отраслей  сельского  хозяйства, сельскохозяйственных     предприятий,    предприятий    перерабатывающей промышленности и обслуживания.

Целью    реформирования    агропромышленного   комплекса   являются адаптация   сельскохозяйственных  производителей  к  рыночным  условиям, развитие    различных    форм    хозяйствования,    создание    рыночной инфраструктуры.

Основными задачами Концепции являются:

-   реформирование  и  финансовое  оздоровление  неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий;

-  создание  равных экономических условий для всех участников рынка - сельхозтоваропроизводителей;

- достижение рентабельной работы сельхозтоваропроизводителей;

-  подготовка  экономических  и  правовых  условий для концентрации земли    и    капитала    в   руках   эффективных   сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-     совершенствование     системы    государственной    поддержки агропромышленного комплекса;

-  создание системы кредитования и страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-  осуществление  мер  по  регулированию продовольственного рынка и созданию рыночной инфраструктуры;

- повышение эффективности управления агропромышленным комплексом;

-    реструктуризация    кредиторской   задолженности   предприятий агропромышленного комплекса;

-    создание   новых   экономических   условий   для   обеспечения сельхозтоваропроизводителей средствами производства.

             Основные направления Концепции реформирования  агропромышленного комплекса

                          Земельные отношения

Главным  направлением  реформы  земельных  отношений  должен  стать переход  от  административного к экономическому перераспределению земли.

Это направление предусматривает:

-   проведение   государственной  кадастровой  оценки  земель  всех категорий   в   целях   дальнейшего  совершенствования  налогообложения, развития арендных отношений и ипотечного кредитования;

-  установление  договорных  отношений  между землепользователями и собственниками;

-   совершенствование   законодательной  базы  с  целью  расширения использования  института  аренды  земли  и  создания  механизма  залога, обеспечения рыночного оборота сельскохозяйственных земель;

-  применение санкций и поощрений по отношению к землепользователям с учетом показателей использования земли;

-  постепенное  перераспределение  земли в пользу более эффективных собственников;

-   оформление   и   выдача  свидетельств  на  право  собственности имущественных паев и земельных долей.

        Развитие финансово-кредитной системы в агропромышленном                              комплексе

Главное   направление   развития   финансово-кредитной   системы  в агропромышленном   комплексе  -  это  создание  системы  финансирования, налогообложения  сельскохозяйственных  предприятий  с  учетом сезонности сельскохозяйственного  производства,  для чего потребуется осуществление следующих мер:

- восстановление устойчивого денежного обращения в расчетах;

-        создание        фонда        льготного        кредитования сельхозтоваропроизводителей;

-    завершение   передачи   объектов   социальной   и   инженерной инфраструктуры  села  в  муниципальную  собственность  и соответствующим ведомствам;

-    реструктуризация    кредиторской   задолженности   предприятий агропромышленного комплекса;

-  реализация  акций  предприятий  перерабатывающей  промышленности агропромышленного  комплекса  на торгах в целях привлечения инвесторов и пополнения бюджета республики.

Важным  направлением  является  разработка  порядка  предоставления дотаций и субсидий, предусматривающего следующие меры:

-  сохранение  дотирования  племенного животноводства, ветеринарии, элитного  семеноводства,  финансирования  программ поддержки эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей, передовых технологий;

-   создание   при   поддержке   государства   системы  страхования сельхозтоваропроизводителей,   возмещение   ущерба  в  случае  стихийных бедствий в целях стабилизации их финансового положения.

        Реформирование отраслей растениеводства и животноводства

Эффективное     функционирование     агропромышленного    комплекса республики может быть обеспечено при следующих объемах производства:

зерна - 3,2-3,6 млн. тонн в год;

сахарной свеклы - 1,1-1,2 млн. тонн в год;

подсолнечника - 100-120 тыс. тонн;

кормов  -  30-35  центнеров кормовых единиц на одну условную голову скота;

картофеля - 800-900 тыс. тонн;

овощей - 280-300 тыс. тонн.

Повышение   устойчивости   производства  продовольственного  зерна, сахарной  свеклы,  подсолнечника  предусматривается  осуществлять  путем формирования  крупных  специализированных зон товарной продукции на базе хозяйств  Предуральской,  Зауральской  степных и части Южной лесостепной  зон,      что     позволит     полнее     использовать     благоприятные природно-климатические условия этих зон.

Хозяйства  Северной  и  Северо-восточной  зон  специализируются  на производстве   озимой   ржи,   фуражного  зерна,  пивоваренного  ячменя, картофеля и рапса.

В   ближайшие  5-6  лет  в  отрасли  растениеводства  целесообразно сохранить   коллективные   формы   организации   производства   с  целью эффективного    использования   машинно-тракторного   парка,   внедрения интенсивных технологий.

В  целях обеспечения производства мяса в объеме 360-400 тыс. тонн в год, молока - 1700-1900 тыс. тонн необходимо:

сохранить  численность  крупного  рогатого скота в пределах 1,7-1,8 млн.  голов,  в  том числе коров 700-730 тыс. голов; свиней 650-700 тыс.

голов; лошадей 150-170 тыс. голов; птицепоголовья 14 млн. голов;

повысить  продуктивность за счет совершенствования племенной работы и  кормовой  базы, позволяющих получить от одной коровы не менее 2500 кг молока  в  год  (в  перспективе  -  более 3000 кг), средне -сдаточный вес крупного рогатого скота - от 400 до 420 кг, свиней 100-110 кг.

В  производстве  животноводческой  продукции  должна  возрасти доля личных  подсобных  хозяйств, что даст возможность поэтапно реформировать общественное животноводство.

               Пищевая и перерабатывающая промышленность

Эта    отрасль    должна   обеспечить   экономически   эффективную, своевременную   и   качественную   переработку   сырья,  производство  и реализацию   конкурентоспособной   продукции,   своевременный  расчет  с сельхозтоваропроизводителями за полученные сырьевые ресурсы.

Необходимо  провести  реорганизацию  всех  предприятий  молочной  и мясной промышленности, передав их более эффективным собственникам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»