Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Республики Башкортостан в сфере управления государственным сектором экономики республики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), государственного имущества, составляющего государственную казну Республики Башкортостан, а также имущественных прав Республики Башкортостан, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Республики Башкортостан в бюджетный процесс).
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024.
Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Республике Башкортостан, средства бюджета Республики Башкортостан, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
Концепция содержит два раздела.
В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом.
Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, направленные на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг.
I. Управление государственным имуществом
1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
На нынешнем этапе рыночных реформ и в сложившейся в настоящее время социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.
Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве республики. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность создания стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которой те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
увеличение доходов республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
повышение конкурентоспособности коммерческих организаций с участием государства, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия их реформированию и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации указанных целей республиканским органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:
а) провести полную инвентаризацию объектов государственной собственности, разработать и реализовать систему учета этих объектов и оформление прав на них;
б) повысить эффективность управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, осуществить детальную правовую регламентацию процессов управления;
в) классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
г) определить оптимальное количество объектов управления и осуществить переход к пообъектному управлению;
д) определить цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
е) обеспечить права государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
ж) обеспечить контроль за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих <*>;
з) обеспечить поступление дополнительных доходов в республиканский бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
-------------------------------
<*> В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления хозяйственных обществ, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.
Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех республиканских органов исполнительной власти.
В рамках настоящей Концепции Кабинетом Министров Республики Башкортостан будут установлены меры ответственности республиканских органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.
Контроль и координацию работы по реализации Концепции осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:
1) определение цели управления.
Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.
Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов государственного имущества должен определяться соответствующими правовыми актами;
2) выбор способа достижения цели.
Государство, в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки потока актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, не может и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.
Способ достижения цели должен быть предложен лицом, привлекаемым в качестве управляющего, в рамках определенной (как правило, конкурсной) процедуры представления и оценки таких предложений, рассмотрен и утвержден уполномоченным государственным органом.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления;
3) построение системы управления.
Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроля за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.
Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами;
4) обеспечение эффективности управления.
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом;
5) обеспечение профессионализма управления.
Государство заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом. Привлечение лиц в качестве управляющих должно сопровождаться созданием системы их подготовки и аттестации.
Вышеуказанные принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, доли Республики Башкортостан в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, республиканская недвижимость, в следующей логической последовательности:
а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);
б) постановка целей и задач управления;
в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, а также перечень правовых актов, принятие, отмена, изменение и дополнение которых потребуется для обеспечения эффективной реализации механизма управления);
г) контроль эффективности управления.
2. Управление государственными унитарными предприятиями и учреждениями
В настоящее время в Республике Башкортостан насчитывается 1081 государственное унитарное предприятие и 639 учреждений.
Предприятия
Функции по управлению государственными унитарными предприятиями четко не разделены между республиканскими органами исполнительной власти.
Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью (далее именуется - Госкомсобственность РБ):
готовит документы по отнесению государственных унитарных предприятий к собственности Республики Башкортостан;
по поручению Кабинета Министров Республики Башкортостан наделяет государственные унитарные предприятия имуществом, относящимся к собственности Республики Башкортостан;
согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом государственных унитарных предприятий, сдачи его в аренду, залог, внесения имущества государственных унитарных предприятий в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, товариществ, иных коммерческих и некоммерческих организаций;
согласовывает уставы государственных унитарных предприятий;
в пределах полномочий, предоставленных ему Кабинетом Министров Республики Башкортостан, решает вопросы учреждения, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий;
осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями;
готовит документы по передаче государственных унитарных предприятий в муниципальную собственность районов и городов Республики Башкортостан.
Республиканские органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления (далее именуются отраслевые органы исполнительной власти), утверждают уставы государственных унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями государственных унитарных предприятий.
С большинством руководителей государственных унитарных предприятий контракты отраслевыми органами исполнительной власти заключены, но они не в полной мере предусматривают ответственность руководителей за результаты деятельности предприятия.
Хотя количество государственных унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства. В число действующих государственных унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества).
Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не всегда могло учитывать экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.
Предусмотренная гражданским законодательством организационно - правовая форма государственного унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.
Право хозяйственного ведения предоставляет его субъекту широкий круг полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника, хотя реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем государственного унитарного предприятия. Взаимоотношения руководителя с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность государственных унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.
В то же время руководители государственных унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решение о направлениях использования прибыли. При этом они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом, сдачи его в аренду, залог, внесения имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, товариществ, а также иных коммерческих и некоммерческих организаций).
Трудовое законодательство эффективно защищает права руководителей и создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.
В ряде случаев полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, не дают ему возможности не только требовать от руководителей государственных унитарных предприятий достижения определенных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.
Порядок взаимодействия различных республиканских органов исполнительной власти между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества государственных унитарных предприятий должным образом не регламентирован. Также должным образом не регламентирован порядок согласования кандидатур руководителей государственных унитарных предприятий республиканскими органами исполнительной власти.
Для государственных унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок, без которых контроль за их финансово - хозяйственной деятельностью существенно затруднен.
Организационно - правовая форма ряда государственных унитарных предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрена действующим законодательством.
Недостаточна нормативно - правовая база, которая определяет цели и задачи создания государственных унитарных предприятий, а также порядок их функционирования. Отсутствует полный реестр государственных унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово - хозяйственной деятельности.
Практика показала, что широкие полномочия руководителей государственных унитарных предприятий и отсутствие действенных инструментов и порядка управления приводят к:
а) переводу части финансовых потоков государственных унитарных предприятий в фирмы - спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить государственные унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;
б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство государственного унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;
в) отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в государственных унитарных предприятиях;
г) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.
Растет количество неплатежеспособных государственных унитарных предприятий, что во многом спровоцировано отсутствием должного управления и недостаточным контролем со стороны государства.
Отсутствует практика получения собственником части прибыли государственного унитарного предприятия.
Основные выводы:
а) существующая система управления государственными унитарными предприятиями крайне неэффективна и требует кардинального реформирования;
б) деятельность государственных унитарных предприятий, как правило, неэффективна;
в) количество государственных унитарных предприятий не соответствует возможностям Республики Башкортостан по управлению ими и контролю за их деятельностью;
г) отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования государственных унитарных предприятий;
д) низкая эффективность деятельности государственных унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в республиканский бюджет.
Учреждения
По действующему законодательству Кабинет Министров Республики Башкортостан наделен правом создания учреждений. Учреждения создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств республиканского бюджета.
В настоящее время недостаточно регламентирована соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций. В то же время Республика Башкортостан несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Кроме того, на практике достаточно часто встречаются случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества.
В частности, анализ данных, полученных в результате проведения инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал, что определенная его часть используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду).
Республиканские органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, в полном объеме не организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями, и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений. Госкомсобственность РБ зачастую лишен возможностей реализации указанных функций.
Цели и задачи управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями
Цели и задачи управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:
а) повышении эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества
;
б) оптимизации количества государственных унитарных предприятий и учреждений;
в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий и учреждений;
г) погашении государственными унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам, бюджетным кредитам и по заработной плате;
д) увеличении поступлений в республиканский бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями;
е) снижении расходов республиканского бюджета на содержание государственных учреждений.
Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями
Достижение поставленных целей и решение задач управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей их эффективную деятельность в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом.
Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям Республики Башкортостан, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.
Построение системы управления предполагает:
а) определение круга и количества государственных унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций.
Для выбора оптимального количества государственных унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно - правовой формы.
Необходимо провести оценку деятельности всех государственных унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно - правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях:
использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения экономической безопасности Республики Башкортостан, функционирования воздушного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Республики Башкортостан;
осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам;
разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере интересов Республики Башкортостан и обеспечивающих ее экономическую безопасность;
производство отдельных видов продукции, которые изъяты из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте;
осуществление деятельности, предусмотренной законодательством исключительно для государственных унитарных предприятий;
осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств;
осуществление деятельности, направленной на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности Республики Башкортостан;
осуществление научной и научно - технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением экономической безопасности Республики Башкортостан.
В случае принятия решений о несоответствии деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:
преобразование государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
реструктуризация государственных унитарных предприятий;
передача государственных унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;
ликвидация государственных унитарных предприятий и учреждений;
б) определение цели Республики Башкортостан применительно к каждому государственному унитарному предприятию, которое состоит в следующем:
установление обязательных требований к представлению руководителями государственных унитарных предприятий в отраслевые органы исполнительной власти предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово - экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности государственных унитарных предприятий;
установление отраслевыми органами исполнительной власти по согласованию с Госкомсобственностью РБ обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных предложений, правил и порядка их оценки;
установление отраслевыми органами исполнительной власти по согласованию с Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан требований к показателям деятельности государственных унитарных предприятий, а также порядка их оценки;
проведение отраслевыми органами исполнительной власти аттестации руководителей государственных унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента;
установление отраслевыми органами исполнительной власти по согласованию с Госкомсобственностью РБ порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения контракта) за невыполнение установленных обязательных требований при подготовке предложений о способе достижения целей и задач управления государственными унитарными предприятиями и несоответствие результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям;
утверждение государственным органом цели деятельности государственного унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес - плана) его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между Республикой Башкортостан и руководителем (управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении). Невыполнение такой программы (плана, бизнес - плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя;
в) установление порядка отчетности руководителей государственных унитарных предприятий о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес - плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения.
Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес - плана);
г) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении утвержденной цели деятельности, невыполнении программы (плана, бизнес - плана).
При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес - плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации государственного унитарного предприятия, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана, бизнес - плана). В противном случае отраслевыми органами исполнительной власти применяются меры ответственности к руководителям государственных унитарных предприятий и учреждений.
Назначение руководителя должно производиться на конкурсной основе.
Конкурсные комиссии создаются при отраслевых органах исполнительной власти с включением в их состав также представителей других республиканских органов исполнительной власти;
д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей государственных унитарных предприятий и учреждений и самих государственных унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо:
установить порядок заключения контрактов с руководителями государственных унитарных предприятий и учреждений отраслевыми органами исполнительной власти по согласованию с Госкомсобственностью РБ;
установить, что назначение на должность и освобождение от должности руководителей наиболее крупных государственных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение в сфере экономики и экономической безопасности Республики Башкортостан, осуществляются в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Республики Башкортостан;
осуществлять учет уставов государственных унитарных предприятий и учреждений, а также контрактов с руководителями предприятий в Госкомсобственности РБ в рамках ведения реестра государственного имущества Республики Башкортостан;
Госкомсобственности РБ:
разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Башкортостан новую редакцию Типового устава государственного унитарного предприятия и примерный контракт с его руководителем, позволяющие в полном объеме осуществлять определенный настоящей Концепцией механизм взаимодействия с управляющим;
провести проверки учредительных документов государственных унитарных предприятий и привести их в соответствие с новой редакцией Типового устава;
привести организационно - правовую форму всех государственных унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства;
привести контракты с руководителями государственных унитарных предприятий в соответствие с примерным контрактом;
создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово - экономическом состоянии государственных унитарных предприятий и учреждений;
отраслевым органам исполнительной власти:
устанавливать по согласованию с Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан основные экономические и иные качественные показатели работы государственных унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;
проводить периодический анализ финансово - хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов;
контролировать проведение обязательных ежегодных аудиторских проверок государственных унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа уполномоченных Госкомсобственностью РБ.
На этапе утверждения уставов государственных унитарных предприятий и согласования контрактов, заключаемых с их руководителями, подлежит анализу:
соответствие устава государственного унитарного предприятия новой редакции Типового устава, в том числе в части порядка владения, пользования и распоряжения имуществом предприятия, перечисления в республиканский бюджет части прибыли предприятия, ежегодного утверждения основных экономических показателей деятельности предприятия и осуществления контроля за их выполнением, ежегодного проведения анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия с привлечением при необходимости независимых аудиторов;
соответствие контракта с руководителем государственного унитарного предприятия примерному контракту, в том числе в части компетенции и прав руководителя, обязанностей сторон, ответственности руководителя за результаты финансово - хозяйственной деятельности и стимулирования его эффективной работы, условий изменения и расторжения контракта;
наличие в реестре государственного имущества Республики Башкортостан имущества, закрепленного за государственным унитарным предприятием.
В случае несоответствия устава государственного унитарного предприятия и контракта с его руководителем новой редакции Типового устава и примерному контракту Госкомсобственностью РБ может быть отказано в утверждении устава и согласовании контракта.
В случае утверждения Госкомсобственностью РБ устава государственного унитарного предприятия и согласования контракта с его руководителем соответствующие данные заносятся в реестр государственного имущества Республики Башкортостан;
е) установление принципов определения части прибыли государственного унитарного предприятия, подлежащей перечислению в республиканский бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.
Практическая реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы.
Перечень нормативных правовых актов, которые предполагается принять, указан в приложении к настоящей Концепции.
Контроль эффективности управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями
Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:
поступление дополнительных доходов в республиканский бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации государственных унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий;
снижение цен на определенные виды товаров и услуг; сокращение количества государственных унитарных предприятий и учреждений, снижение расходов республиканского бюджета на их содержание, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности оставшихся государственных унитарных предприятий и учреждений.
О банкротстве государственных унитарных предприятий
Управление государственными унитарными предприятиями включает в себя и государственное регулирование отношений, связанных с несостоятельностью предприятий, в которые предприятия оказываются вовлеченными по различным причинам. Высокий уровень неплатежей в экономике, использование бартера и других неденежных форм расчетов, недостаток денежных оборотных средств - все это способствует ухудшению финансового состояния предприятий.
Деятельность государства как собственника государственных унитарных предприятий в сфере отношений, связанных с несостоятельностью предприятий, определяется общими целями управления этими предприятиями, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Постановлением Правительства России от 17 февраля 1998 года N 202 "О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению" (в Республике Башкортостан - Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 июня 1999 года N 158 "О республиканском органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению").
Основными мерами государства в реализации политики по предупреждению банкротства предприятий являются:
оказание государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях восстановления их платежеспособности;
финансирование подготовки кадров арбитражных управляющих, создание дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих;
предоставление предприятиям - должникам льгот по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
целевое размещение государственных заказов на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг неплатежеспособными предприятиями;
передача жилищно - коммунальных и социально - культурных объектов предприятий в муниципальную собственность;
приватизация государственных унитарных предприятий.
Управление государственными унитарными предприятиями в сфере отношений, связанных с несостоятельностью предприятий, сводится к предупреждению их банкротства путем оказания различных видов поддержки неплатежеспособным предприятиям, содействием выполнению плана внешнего управления по восстановлению платежеспособности предприятия - должника (в соответствии с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). План внешнего управления является основным документом, отражающим реальные возможности восстановления платежеспособности предприятия - должника за счет осуществления конкретных мер по улучшению его финансового состояния. Республиканский орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению и иные государственные органы обязаны оказывать внешнему управляющему всемерную помощь по составлению плана внешнего управления (в первую очередь - по разработке реального бизнес - плана по восстановлению платежеспособности предприятия - должника за период внешнего управления). Учитывая то, что на внешнего управляющего возлагаются полномочия руководителя государственного предприятия - должника, подбор его кандидатуры (до представления собранию кредиторов) следует осуществлять в соответствии с действующим порядком согласования кандидатур руководителей государственных унитарных предприятий.
Проведение внешнего управления позволяет осуществлять структурные изменения несостоятельных предприятий, что в будущем может привести к эффективной работе предприятий, стабильному поступлению налогов, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций.
Именно при проведении внешнего управления возможно высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого, внешнее управление, в первую очередь, должно осуществляться в целях поддержки предприятия, создания новых структурных элементов производства, способствующих восстановлению платежеспособности должника.
Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно - имущественный, чем фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства.
Исходя из изложенного, участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности деятельности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам.
3. Управление акциями, долями Республики Башкортостан в уставных капиталах хозяйственных обществ
Оценка состояния управления акциями (долями)
В настоящее время Республика Башкортостан является участником (акционером) в 337 акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. 308 акционерных обществ из них создано в процессе приватизации государственных предприятий.
В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах хозяйственные общества могут быть классифицированы следующим образом:
100 процентов акций находятся в государственной собственности Республики Башкортостан - 19 акционерных обществ;
более 50 процентов - 97 акционерных обществ;
от 25 процентов до 50 процентов - 93 акционерных общества;
менее 25 процентов - 127 акционерных обществ.
В зависимости от организационно - правовой формы можно выделить следующие группы организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства:
открытые акционерные общества - 301;
закрытые акционерные общества - 24;
общества с ограниченной ответственностью и товарищества - 11.
Дивиденды на государственные пакеты акций составили в 1999 году 35 млн. рублей, в 1998 году - 2,6 млн. рублей, в 1997 году - 3,5 млн. рублей, в 1996 году - 6 млн. рублей.
Деятельность по управлению акциями, находящимися в республиканской собственности, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных обществах регулируется следующим образом:
а) Государственное Собрание Республики Башкортостан в рамках республиканского закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Республике Башкортостан ежегодно определяет прогнозный перечень предполагающихся к продаже акций акционерных обществ, а также прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, рекомендуемых к приватизации;
б) Кабинет Министров Республики Башкортостан по представлению Госкомсобственности РБ:
дает разрешение на передачу в доверительное управление и в уставные капиталы хозяйственных обществ акций, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан;
принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в государственной собственности Республики Башкортостан, об использовании в отношении них специального права ("золотой акции"), определяет порядок назначения представителей государства в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Республики Башкортостан или в отношении которых используется специальное право ("золотая акция");
в) Госкомсобственность РБ:
от имени Республики Башкортостан осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, дает представителям государства в письменной форме директивы на голосование по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, организует учет акций, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и ведение соответствующего реестра;
владеет переданными ему акциями до момента их продажи, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли - продажи акций, осуществляет контроль за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческих конкурсов;
г) отраслевые органы исполнительной власти представляют в Госкомсобственность РБ кандидатуры для назначения представителей государства в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Республики Башкортостан, а также предложения по голосованию представителей государства по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, участвуют в принятии решений о закреплении акций, находящихся в государственной собственности, их продаже и ином распоряжении этими акциями.
Государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных обществах через институт своих представителей, назначаемых решениями Кабинета Министров Республики Башкортостан и Госкомсобственности Республики Башкортостан. Их число в настоящее время составляет 466 человек. Из них 7% являются работниками Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан, 17% - работниками отраслевых министерств и ведомств, 6% - работниками Госкомсобственности РБ, 37% - работниками администраций городов и районов республики, комитетов по управлению муниципальной собственностью и 33% представителей не являются государственными служащими. Привлечение к управлению государственными долями (акциями) профессиональных менеджеров и специализирующихся в этой области услуг юридических лиц носит единичный характер.
Таким образом, институт представителей государства на 67% состоит из государственных служащих.
С учетом количества хозяйственных обществ, в которых государство является участником (акционером), их значимости для экономики республики, отраслевой специфики указанных организаций и ряда иных факторов нельзя признать эффективной систему управления посредством института таких представителей по следующим причинам:
а) существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение таких мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риски государства;
б) широкое участие в качестве представителей государства в основном государственных служащих создает проблему качества управления в связи с несоответствием количества организаций, в которых государство назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление.
В то же время вознаграждение и возмещение затрат на управление доверительным управляющим или управляющим компаниям может быть поставлено в зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организаций и производиться за счет прибыли организации. Практика привлечения доверительных управляющих и управляющих компаний также в большей степени отвечает требованиям профессионального управления и обеспечения ответственности за его результаты;
в) поскольку цели государства, его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных обществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для государственных органов, их привлекающих, деятельность представителей государства и иных управляющих основывается на их собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач в интересах государства перед представителями и закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов, с другой - к отсутствию оснований для применения мер ответственности за неэффективность управления. Указанные негативные последствия отчетливо проявляются в случае, когда, например, представитель в акционерном обществе, решающем стратегические задачи, прилагает усилия к увеличению дивидендов от деятельности общества;
г) отсутствует четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управляющих, разработки способов достижения цели государства, а также отчетность управляющих, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий;
д) отсутствует порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных обществах, в которых участвует государство;
е) существующий порядок передачи акций, принадлежащих государству, в доверительное управление громоздок, хотя он и предусматривает конкурсную процедуру привлечения доверительных управляющих, но не определяет необходимость подготовки участниками конкурсов предложений о наилучшем способе достижения этой цели, а также порядок отчетности, контроля, основания для применения мер ответственности в отношении доверительного управляющего;
ж) серьезной проблемой является создание института представителей государства в органах контроля хозяйственных обществ. Новое законодательство о приватизации предусматривает назначение представителей государства в ревизионные комиссии акционерных обществ без выборов. Однако до настоящего времени абсолютное большинство акционерных обществ с участием государства имеют ревизионные комиссии, состоящие из тех же бухгалтерских работников, проверяющих самих себя.
Цели управления акциями (долями)
Целями управления акциями (долями) являются:
увеличение неналоговых доходов республиканского бюджета, создающее предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности;
обеспечение выполнения хозяйственными обществами общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий), а также достижения иных целей, определенных в соответствии с настоящей Концепцией;
стимулирование развития производства, улучшение финансово - экономических показателей деятельности хозяйственных обществ, привлечение инвестиций;
оптимизация управленческих затрат (сокращение расходов, связанных с управлением);
осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур);
ужесточение контроля за деятельностью хозяйственных обществ с участием государства.
Механизм управления акциями (долями)
Принципы и подходы к управлению акциями (долями), принадлежащими Республике Башкортостан, аналогичны механизму, описанному в настоящей Концепции, применительно к государственным унитарным предприятиям и учреждениям. Наряду с построением взаимоотношений с управляющими необходимо создание системы управления государственным имуществом, заключающейся в непосредственном принятии государственными органами решений о распоряжении акциями и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных обществах.
Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются государственными органами в исключительных случаях и только при назначении государственных служащих представителями в указанные организации. Предложения о способе достижения цели представляются управляющими и оцениваются на конкурсной основе.
Утвержденные государственным органом предложения (программы деятельности управляющего) становятся неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющего.
Необходимо определить:
пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и государственных органов при принятии последними решений, выходящих за пределы полномочий управляющего;
порядок получения информации о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации;
обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей государства (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, критерии оценки достижения результата управления деятельностью хозяйственных обществ;
порядок взаимодействия государственных органов при принятии управленческих решений о выборе (назначении) управляющих, а также решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, контроля за их деятельностью и оценки иной информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ. При обосновании невозможности достижения цели государства или выполнения программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия государства в деятельности хозяйственного общества, либо о распоряжении акциями (долями) иным образом (в том числе путем передачи акций в уставные капиталы холдингов, создания иных вертикально интегрированных структур), либо об изменении целей или программы деятельности управляющего. В противном случае к управляющим применяются меры воздействия.
Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими является принцип приоритета привлечения в качестве доверительных управляющих и управляющих компаний юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, а также опыт соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию и предоставляющих надежное обеспечение выполнения своих обязательств в сфере управления.
Назначение государственных служащих представителями в хозяйственные общества производится при наличии обоснования такого назначения (экономия ресурсов по управлению, обеспечение экономической безопасности Республики Башкортостан).
Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан, предполагают осуществление следующих мероприятий:
1) классификация хозяйственных обществ по количественным и качественным показателям.
При этом целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности акций, долей, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления.
Хозяйственные общества классифицируются следующим образом:
а) в зависимости от степени ликвидности акций:
общества, акции которых могут быть реализованы с быстрым значительным поступлением средств в бюджет; продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет;
реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна или экономически нецелесообразна;
б) в зависимости от отраслевой принадлежности организаций;
в) в зависимости от целей, которые преследует государство в деятельности хозяйственных обществ, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения определенных государственных задач (оборона, безопасность и т.п.), включенных в социальные программы, являющихся естественными монополиями, реализующих перспективные проекты;
г) в зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ, обусловленной количеством акций, размером долей (количеством голосов в органах управления организацией);
д) в зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует государство: имеющие стабильное финансовое состояние; с риском банкротства (имеется просроченная более 3 месяцев задолженность, имеется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами или по заработной плате); в отношении которых возбуждено дело о банкротстве;
е) в зависимости от численности работников и величины основных фондов организации;
2) осуществление общегосударственных функций при управлении акциями, закрепленными в государственной собственности Республики Башкортостан, в том числе:
координация работы министерств и ведомств в процессе управления пакетами акций Госкомсобственностью РБ;
установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными обществами;
в необходимых случаях назначение представителями государства в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Республики Башкортостан, специалистов отраслевых органов исполнительной власти, Госкомсобственности РБ, а также органов исполнительной власти городов и районов, на территории которых находятся хозяйственные общества;
обеспечение представления интересов Республики Башкортостан в органах управления наиболее крупных акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности, как правило, государственными служащими - сотрудниками органов исполнительной власти, для которых выполнение указанных функций является основной деятельностью;
направление в Госкомсобственность РБ части средств от общего поступления в республиканский бюджет дивидендов по акциям, находящимся в республиканской собственности, на финансирование расходов, связанных с управлением акциями;
установление порядка использования пакетов акций для выдачи гарантий от имени Республики Башкортостан с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами республиканского бюджета;
консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих однородную деятельность или деятельность по достижению аналогичных целей;
приобретение акций акционерных обществ для усиления государственного участия в этих обществах, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач и для этого есть необходимые ресурсы;
установление механизма сохранения пакета акций (доли участия государства) при осуществлении дополнительных эмиссий;
замена закрепленного в государственной собственности пакета акций на специальное право ("золотую акцию");
пересмотр уставов хозяйственных обществ с позиций обеспечения интересов государства;
3) проведение мероприятий, направленных на увеличение неналоговых доходов применительно к акционерным обществам, функционирующим в высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную продукцию, имеющим стабильное финансовое положение и не требующим значительных инвестиционных вложений, в том числе:
передача акций в муниципальную собственность города (района), на территории которого осуществляет свою основную деятельность акционерное общество, в зачет финансовых обязательств Республики Башкортостан перед местным бюджетом при условии представления администрацией города (района) программы развития акционерного общества;
покупка акций для формирования их в пакеты акций, последующая продажа которых обеспечит наибольший доход в бюджет;
выпуск и реализация производных ценных бумаг, обеспеченных акциями;
выпуск производных ценных бумаг, дающих право на приобретение акций через определенный срок, с одновременной передачей указанных акций в доверительное управление покупателю производных ценных бумаг;
приватизация акций с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей;
в отношении обществ с ограниченной ответственностью - выход из общества с получением действительной стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации;
4) привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка отечественных товаропроизводителей, в том числе:
использование акций, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов;
использование акций для привлечения инвестиций в вертикально интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в уставный капитал интегрированной структуры);
привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие;
5) оптимизация управленческих затрат, в том числе:
сокращение количества пакетов акций, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции государства. Сокращение может осуществляться не только путем продажи акций, но и путем их консолидации в вертикально интегрированных структурах для оптимизации управления однородными с точки зрения технологии или рынка сбыта компаниями, передачи управления с государственного на муниципальный уровень. Отчуждение акций (долей) производится в тех случаях, когда цель, преследуемая государством при осуществлении деятельности хозяйственного общества, может быть достигнута иным, кроме участия, способом;
внесение в уставный капитал компании, создаваемой по типу "портфельных фондов", мелких пакетов акций, решение о продаже которых было принято, но продажа не состоялась, и пакетов акций, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет. Такая компания получит право самостоятельно распоряжаться своими активами, определять порядок и сроки продажи акций, цены на них. Необходима разработка механизма контроля за деятельностью компании (наблюдательный совет, попечительский совет);
продажа мелких неликвидных пакетов акций с последующим их выкупом при необходимости акционерным обществом по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
продажа мелких неликвидных пакетов акций работникам по номинальной стоимости в случае невозможности реализации этих пакетов на аукционе;
6) осуществление институциональных преобразований в экономике.
Институциональные преобразования в экономике должны быть направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли - продажи акций, на формирование вертикально интегрированных структур.
Целесообразно осуществлять приобретение и последующую продажу акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ;
7) формирование института государственных управляющих нового типа.
В ближайшее время придется использовать в качестве представителей государства в большинстве случаев государственных служащих, но в то же время необходимо обеспечить качественное повышение их профессионального уровня. Повышение профессионализма возможно только при наличии двух условий: обладании необходимым набором теоретических знаний и опытом практического их использования. Главным условием качественной работы представителей государства является освобождение их от выполнения каких-либо иных функций, не связанных с участием в органах управления хозяйственных обществ.
Осуществление широкомасштабного обучения всех представителей государства из числа государственных служащих является дорогостоящим и неэффективным мероприятием.
Главную роль в определении целей управления должны играть отраслевые органы исполнительной власти.
На первом этапе необходимо сформировать в каждом отраслевом органе исполнительной власти специализированное подразделение из числа перспективных государственных служащих, основным видом деятельности которых является работа в советах директоров акционерных обществ по защите интересов государства.
Вторым этапом является ежегодное обучение специалистов таких подразделений на специальных курсах. Результатом обучения должно стать получение аттестата представителя государства.
Третьим этапом, который следует осуществлять параллельно со вторым, является создание действенного института представителей государства в ревизионных комиссиях. Следует дополнить штаты создаваемых подразделений ревизионными группами.
Четвертым этапом должно стать создание из числа подготовленных специалистов самофинансируемой структуры - специализированной управляющей компании (в последующем - нескольких отраслевых компаний) в виде хозяйственного общества, способного эмитировать различные ценные бумаги, уставный капитал которого полностью принадлежит государству.
В результате реформирования института представителей государства должно быть обеспечено:
преобладающее участие представителей государства (в последующем - представителей управляющей компании) в советах директоров и ревизионных комиссиях акционерных обществ;
приоритетное участие в составе группы (коллегии) представителей государства специалистов в области экономики, права, менеджмента и бухгалтерского учета;
осуществление коренного реформирования акционерного общества на базе утвержденного ими бизнес - плана развития общества;
реструктуризация управления акционерным обществом, прежде всего обновление руководящих кадров, развитие корпоративного права;
смещение акцентов государственного управления акционерными обществами с заслушивания их руководителей в Кабинете Министров Республики Башкортостан на отчетность представителей государственных управляющих компаний в соответствующих органах исполнительной власти.
Контроль эффективности управления акциями (долями)
Осуществление контроля за эффективностью управления связано с оценкой:
динамики увеличения доходов от управления находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан пакетами акций;
сокращения количества закрепленных в государственной собственности Республики Башкортостан пакетов акций;
функционирования механизма учета и контроля за деятельностью организаций, в которых государство участвует, а также отчетности и контроля управляющих;
полноты реестра пакетов акций;
результатов сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан.
4. Управление недвижимостью, находящейся в государственной собственности Республики Башкортостан
Оценка состояния управления объектами недвижимости
Зародившийся в начале 90-х годов в Республике Башкортостан рынок недвижимости, связанный с реформированием земельных отношений, приватизацией государственных и муниципальных предприятий, поставил задачи по изменению государственной политики в сфере управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности Республики Башкортостан (далее именуется - республиканская недвижимость).
В республике идет процесс становления рынка недвижимости, сопровождаемый интенсивным вовлечением в экономический оборот различных категорий недвижимого имущества, формированием института новых собственников и предпринимательских структур, профессионально работающих с недвижимостью - риэлтерских, оценочных и консалтинговых фирм, страховых и кредитных учреждений.
Вместе с тем существующая система управления республиканской недвижимостью нуждается в совершенствовании с учетом того, что:
не сформирован полный реестр республиканской недвижимости, что не позволяет провести четкое разграничение собственности и, как следствие, влечет невозможность контроля реальных денежных потоков, проведения достоверного анализа эффективности использования недвижимости, прогноза поступления средств в республиканский бюджет;
отсутствует система рыночной оценки объектов, что приводит (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению платежей, порождает коррупцию;
полномочия Республики Башкортостан как собственника недвижимости осуществляются различными органами государственной власти, деятельность которых часто не взаимоувязана едиными принципами и установленным порядком, в результате чего происходит искусственное деление единого целого - объекта недвижимости - на земельный участок, жилое здание, нежилое строение с установлением различных правовых режимов их использования и включения в гражданский оборот;
права Республики Башкортостан на принадлежащие ей объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;
слабо используются многовариантный (фактически применяется только аренда) и индивидуальный подходы к использованию недвижимости;
большое количество объектов незавершенного строительства не вовлечены в оборот и утрачивают инвестиционную привлекательность;
развитие земельного законодательства отстает от развития иных отраслей законодательства, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект хозяйствования.
Все это влечет за собой неполное использование потенциальных источников пополнения бюджета, недостаточную эффективность использования имущественного комплекса республики, обострение негативных процессов, связанных в том числе с увеличением количества правонарушений в сфере недвижимости.
Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.
Цели и задачи управления объектами недвижимости
Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:
максимально возможное повышение доходности объектов республиканской недвижимости;
наиболее эффективное выполнение государством своих социальных функций в процессе использования республиканской недвижимости;
стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;
привлечение инвестиций в экономику республики;
исключение возможности для коррупции в процессе управления недвижимостью;
вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;
проведение единой долгосрочной политики в сфере управления имущественно - земельным комплексом республики.
Для достижения указанных целей необходимо:
а) сформировать полный реестр республиканской недвижимости (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;
б) четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов, участвующих в процессе управления недвижимостью;
в) сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);
г) установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки.
При этом коммерческим организациям земельные участки должны предоставляться в собственность или на условиях аренды в целях повышения доходов бюджета от использования земли и стимулирования организаций в целях оптимизации размеров занимаемых ими земельных участков.
Земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования должны предоставляться только организациям, финансируемым из бюджета, и гражданам для использования в некоммерческих целях;
д) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости;
е) создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения республиканским имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал);
ж) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе за счет предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;
з) урегулировать вопросы приобретения государством объектов недвижимости, в том числе определив цели, для достижения которых осуществляется приобретение указанных объектов;
и) обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление республиканской недвижимостью;
к) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
л) определить правовые возможности изъятия имущества у государственных унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения ими недвижимостью);
м) выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение), провести изъятие указанного имущества;
н) изменить существующий механизм продажи недвижимости, так как он допускает приобретение объектов по низким ценам. Цена продажи должна определяться на основании рыночной оценки.
Механизм управления объектами недвижимости
Достижение целей управления объектами недвижимости возможно при сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном ведомстве.
Основным объектом управления становится комплексный объект недвижимости, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех прочно связанных с ним зданий, сооружений (или их частей).
Первым шагом в формировании комплексной системы управления недвижимостью должно стать создание Государственного кадастра недвижимости Республики Башкортостан, в основу которого заложены государственный земельный кадастр Республики Башкортостан, реестр государственного имущества Республики Башкортостан, а также сплошная инвентаризация объектов недвижимости. Результатом этого станет получение информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости.
С учетом данных, внесенных в Государственный кадастр недвижимости Республики Башкортостан, реестр государственного имущества, Республика Башкортостан должна зарегистрировать свои права на проинвентаризованные и оцененные объекты недвижимости.
Следующим шагом в системе управления недвижимостью должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах:
безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;
максимальное сокращение льгот при использовании объектов недвижимости;
максимальная прозрачность процедур предоставления в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии 2-х и более заявителей обязателен способ предоставления объектов путем проведения торгов;
максимальное упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращение ее сроков. Арендаторам, вносящим арендную плату за пользование объектом по рыночной стоимости и выполняющим все условия договора, заключенного в установленном порядке, может быть разрешена субаренда с соблюдением уведомительного порядка;
продажа объектов незавершенного строительства и объектов, требующих реконструкции, должна проводиться на инвестиционных условиях исходя из рыночной стоимости. Объекты, не имеющие рыночную стоимость, должны предоставляться инвесторам безвозмездно либо под соответствующий государственным интересам инвестиционный проект. В некоторых случаях должно предусматриваться предоставление государственных компенсаций или гарантий.
Изложенные принципы должны быть реализованы в нормативных правовых актах, указанных в приложении к настоящей Концепции.
Контроль эффективности управления объектами недвижимости
Контроль за достижением целей управления может осуществляться по следующим направлениям:
увеличение доходов бюджета от использования государственного имущества;
своевременная разработка и принятие соответствующей нормативной правовой базы;
сближение ставок платы за аренду государственного имущества и рыночных ставок арендной платы;
обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества.
II. Приватизация государственного имущества
1. Цели, задачи и принципы государственной политики приватизации
Несмотря на то, что в результате приватизации более 60% предприятий сменили форму собственности, ряд поставленных целей не был достигнут:
не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий;
привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий.
Для устранения перечисленных негативных тенденций необходима смена приоритетов государственной политики в области приватизации, разработка и реализация новых подходов в решении вопросов, связанных с управлением государственным имуществом.
Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с настоящей Концепцией является кардинальное повышение эффективности функционирования предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;
вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая участие государства в хозяйственных обществах, уменьшение расходов республиканского бюджета на управление государственным имуществом;
привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;
создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, расширение производства и создание новых рабочих мест;
обеспечение контроля за выполнением взятых обязательств лицами, ставшими собственниками приватизируемого имущества;
значительное повышение качества менеджмента и эффективности управления предприятиями за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;
формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе экономики;
восстановление активного функционирования фондового рынка;