ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
от 22 июля 1999 года № 227
О Программе развития торговой отрасли Республики Башкортостан
на 1999-2004 годы
(с изменениями на 16 мая 2003 года)
____________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением КМ РБ от 2 августа 2002 года № 229
Постановлением Правительства РБ от 16 мая 2003 года № 118
_________________________________________________________________________________________________________
В соответствии с п.2 постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 12 января 1998 года № 3 "Об утверждении Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года" Кабинет Министров Республики Башкортостан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития торговой отрасли Республики Башкортостан на 1999-2004 годы.
2. Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, администрациям районов, городов, предприятиям и организациям республики принять меры к выполнению мероприятий по реализации Программы развития торговой отрасли Республики Башкортостан на 1999-2004 годы.
3. Поручить Министерству внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан ежегодный сбор и анализ информации о ходе выполнения Программы развития торговой отрасли Республики Башкортостан на 1999-2004 годы ( в ред. Постановления КМ РБ от 2 августа 2002 года № 229), (в ред. Постановления Правительства РБ от 16 мая 2003 года № 118).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан ( в ред. Постановления КМ РБ от 2 августа 2002 года № 229), (в ред. Постановления Правительства РБ от 16 мая 2003 года № 118).
Премьер-министр Р.И.Байдавлетов
Управляющий Делами И.У.Забиров
Программа развития торговой отрасли
Республики Башкортостан на 1999-2004 годы
ПАСПОРТ
Наименование разработки Программа развития торговой отрасли Республики Башкортостан на 1999-2004 годы
Основание разработки Концепция и Программа социально-экономического развития
Республики Башкортостан на 1998-2000 годы и до 2005 года
Государственные заказчики Кабинет Министров Республики Башкортостан
Программы Министерство внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан ( в ред. Постановления КМ РБ от 2 августа 2002 года № 229), (в ред. Постановления Правительства РБ от 16 мая 2003 года № 118).
Основные разработчики Министерство внешнеэкономических связей и торговли Республики ( в ред. Постановления КМ РБ от 2 августа 2002 года № 229).(в ред. Постановления Правительства РБ от 16 мая 2003 года № 118).
Программы Башкортостан, Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан, администрации городов, районов
Срок реализации Программы 1999-2004 годы
Объем и источники Средства на текущую деятельность министерств, ведомств;
финансирования средства предприятий и организаций
Система контроля Межведомственная комиссия по проблемам сферы торговли и общественного питания в Республике Башкортостан
Министерство внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан ( в ред. Постановления КМ РБ от 2 августа 2002 года № 229), (в ред. Постановления Правительства РБ от 16 мая 2003 года № 118).
Введение
1. Общие положения Программы
Разработка Программы развития торговой отрасли Республики Башкортостан на 1999-2004 годы (далее Программа) вызвана необходимостью конкретизации стратегических направлений дальнейшего развития отрасли торговли.
Программа предусматривает разработку мер, направленных на выполнение задач, содержащихся в ежегодном Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан и Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года.
1.1. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание благоприятных экономических условий для повышения эффективности деятельности предприятий торговли путем совершенствования нормативной правовой базы, развития инфраструктуры потребительского рынка Республики Башкортостан, ориентированной на повышение уровня жизни и благосостояния населения республики.
Практическое осуществление Программы требует решения следующих основных задач:
разработка нормативных правовых актов республики, способствующих формированию рынка, развитию отечественного производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции, оптимальному сочетанию экспорта и импорта, созданию благоприятного инвестиционного климата; продукции, оптимальному сочетанию экспорта и импорта, созданию благоприятного инвестиционного климата;
совершенствование государственного регулирования торговли, направленного на развитие цивилизованного потребительского рынка и защиту прав потребителей;
разработка комплекса мер по совершенствованию организации торговли;
1.2. Основные условия, необходимые для реализации Программы
1.2.1. Государственное регулирование развития торговой отрасли
Основной задачей государственного управления в сфере торговли является создание необходимых правовых условий для развития внешней и внутренней торговли, для чего необходимо:
определить приоритетные направления развития торговли;
принять участие в разработке целевых программ создания и поддержки корпоративных, холдинговых и общественных организаций внутренней торговли по основным стратегическим направлениям.
Органы местного государственного управления должны обеспечивать:
создание условий для повышения предпринимательской активности в торговле;
контроль деятельности участников торговой сферы всех форм собственности;
рациональное размещение торговых объектов на территории района, города;
защиту прав потребителей.
В последние годы в Республике Башкортостан и Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере торговли и услуг.
Для совершенствования правового обеспечения развития торговли предстоит;
систематизировать законодательство, регулирующее сферу торговли;
разработать проекты законов Республики Башкортостан "О торговой деятельности в Республике Башкортостан" и “О качестве продукции”;
совершенствовать законодательную базу, направленную на привлечение инвестиций в отрасль, вносить в установленном порядке предложения в федеральные законодательные органы;
принять участие в подготовке предложений по упрощению процессов регистрации и согласования открытия новых предприятий;
повысить эффективность контроля и усилить меры защиты прав потребителей в соответствии с действующим законодательством;
осуществлять постоянную работу по разъяснению положений действующего законодательства в сфере потребительского рынка.
1.2.2. Система контроля качества
потребительских товаров и защиты прав потребителей
Для обеспечения надлежащего контроля качества и безопасности товаров, поступающих на потребительский рынок, соблюдения норм и правил торговли и защиты прав потребителей необходимы:
сертификация услуг общественного питания и организация обязательной сертификации услуг розничной торговли;
совершенствование деятельности организаций, осуществляющих защиту прав потребителей;
выработка и реализация комплекса мер по предотвращению поступления на потребительский рынок опасных для здоровья и жизни человека товаров (работ, услуг);
разъяснение в средствах массовой информации прав потребителей, а также обязанностей и ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей;
проведение правового обучения населения через средства массовой информации по вопросам защиты прав потребителей;
упорядочение системы контроля за выполнением правил торговли на рынках.
1.2.3. Кадровое обеспечение торговой отрасли
Одним из основополагающих принципов подготовки и переподготовки кадров в дальнейшем должна стать непрерывность обучения, для чего необходима интеграция отраслевых вузов с колледжами и лицеями.
При этом необходимы:
разработка программы многоуровневой подготовки специалистов отрасли на базе действующих учебных заведений;
совершенствование процессов аттестации, сертификации специалистов и руководителей предприятий торговли и общественного питания;
продолжение работы по совершенствованию курсов ускоренной подготовки и повышения квалификации специалистов торговой отрасли.
2. Основные направления развития торговой отрасли
В Программе предусматривается развитие торговой отрасли по следующим направлениям:
оптовая торговля;
розничная торговля;
общественное питание;
торговля на селе.
Для развития устойчивого и цивилизованного потребительского рынка необходимо решение общегосударственных экономических и социальных задач, обеспечивающих подъем производства отечественных товаров, дальнейшее снижение инфляции, повышение занятости населения и его жизненного уровня по следующим стратегическим направлениям:
формирование оптимальной рыночной инфраструктуры отрасли, предусматривающей функционирование субъектов различных форм собственности на равных условиях;
развитие отечественного производства конкурентоспособных товаров и услуг на основе внедрения передовых технологий, привлечения инвестиций, а также поддержка отечественных товаропроизводителей при создании предприятий оптово-розничной торговли;
поддержка развития производства тары и упаковки, соответствующей современным требованиям;
создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, направленной на насыщение республиканского рынка товарами (услугами) высокого качества;
углубление рыночных преобразований путем:
создания конкурентной среды развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса;
осуществления приватизации государственных и муниципальных предприятий с учетом социально-экономического развития региона;
формирование торгово-промышленных групп, ориентирующих производственную и торговую деятельность на расширение спроса и увеличение объема производства и продаж:
участие в создании информационной системы для совершенствования взаимосвязей товаропроизводителей с торговой инфраструктурой и углубленного изучения рынка;
расширение ярмарочной и выставочной деятельности;
участие в проведении постоянно действующих выставок товаров местных товаропроизводителей, их реклама и организация договорной работы;
проведение Дней качества с организацией выставок товаров местных товаропроизводителей с целью проведения маркетинговых исследований.
Приоритетным направлением стабилизации финансового состояния торговли является наращивание объемов продажи товаров на стационарных предприятиях, где созданы условия для полного учета товарооборота, услуг и, соответственно, налогооблагаемой базы.