Действующий

Об утверждении Программы социальной поддержки населения РБ на 1998 год (с изменениями на 12 января 2007 года)

II. Оценка социально-экономической ситуации
в республике. Итоги выполнения Программы
на 1997 год

        Экономическая ситуация, сложившаяся в республике, как и в    целом по России, в 1997 году продолжала оставаться сложной. Меры социальной защиты населения, принимаемые на федеральном уровне, оказались недостаточными для поддержания необходимого уровня жизни населения.

        В разделе II все оценочные показатели в стоимостном выражении    указаны в ценах 1997 года.

        Показатели, характеризующие демографическую ситуацию и    уровень жизни населения республики, таковы:

        численность населения республики - 4098,5 тыс. человек, в том    числе трудоспособного возраста - 2250,9 тыс.человек, нетрудоспособного - 1847,6 тыс. человек (дети до 16 лет, пенсионеры);

        численность трудоспособных незанятых трудовой деятельностью    граждан, ищущих работу, - 63,9 тыс. человек, что составляет 2,9 процента от численности трудоспособного населения, из них безработные - 61,6 тыс. человек, или 2,8 процента.

        В течение 1997 года наблюдалась естественная убыль населения    - более 400 человек в месяц за счет превышения численности умерших над родившимися. В то же время численность населения республики увеличивается за счет миграции населения - в среднем на 700 человек в месяц.

        Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях    экономики по республике в 1997 году составила 775,4 тыс. рублей.

        Средний размер пенсии с учетом компенсационных выплат на 31    декабря 1997 г. составил 358,0 тыс. руб.

        Денежные доходы в расчете на душу населения составили 614    тыс. руб.

        Минимальный потребительский бюджет (социальный минимум)    составил на 1 члена семьи из 4-х человек 635 тыс. рублей.

        Величина прожиточного минимума (физиологический минимум) в    среднем на душу населения составила в декабре 300 тыс. руб.

        В 1997 году (по оценочным данным) численность населения,    имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составила 25 процентов.

        При сложившейся социально-экономической ситуации уровень    жизни населения продолжает оставаться низким.

        Об этом наглядно свидетельствуют и результаты обследования    семей в Республике Башкортостан и Орловской области, проводимого группой зарубежных экспертов и Всероссийским центром по изучению общественного мнения в рамках проекта ТАСИС "Реформа системы социальной защиты в Российской Федерации".

        В ходе обследования из 1000 опрошенных семей оценили условия    своей жизни как средние 54,4 процента, хорошие - 29,5, плохие 13,9 процента.

        Материальное положение оценили как достойное 2,7 процента    опрошенных, 46 процентов считают, что они живут более или менее прилично, 42 процента с трудом сводят концы с концами, 6 - живут ниже уровня бедности.

        5,4 процента опрошенных отметили, что питание у них очень    хорошее, 31,5 - питаются хорошо, но стараются покупать дешевые продукты, 62,6 - считают, что питаются плохо либо недостаточно.

        Одежду свою оценивают как хорошую и очень хорошую 2,2    процента опрошенных, 26 процентов считают, что у них есть все необходимое, но покупать модные вещи они не могут, 48 - оценили свои вещи как скромные и дешевые, 23 - как плохие и старые.

        Практически все домохозяйства (94,1 процента) сталкиваются с    задержкой в выплате заработной платы и пенсии. Лишь у одной трети опрашиваемых заработная плата выплачивалась вовремя, причем не всегда полностью.

        80 процентов опрошенных ответили, что свои доходы в полном    объеме направляют на текущие нужды.

        53,3 процента указали, что нуждаются в денежной помощи, 14,2    процента - помощи в трудоустройстве, 11,9 - помощи в поиске дополнительного заработка, 10,2 - иной помощи, лишь 11 процентов отметили, что не нуждаются в ней.

        С целью снижения социальной напряженности в 1997 году в    республике была продолжена работа по социальной защите населения в рамках Комплексной программы социальной поддержки населения, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 мая 1997 года N 105. Населению республики в течение года предоставлялись права и льготы, установленные федеральным и республиканским законодательством.

        Для более полного финансирования мероприятий, предусмотренных    указанной Программой, использовались кроме денежных средств и другие формы финансирования расходов - в виде взаимозачета, векселя, республиканских налоговых обязательств, в частности для приобретения спецавтотранспорта, путевок на санаторно-курортное лечение для инвалидов.

        Снижению социальной напряженности среди пенсионеров,    возникающей в связи с задержкой выплаты пенсий, способствовало применение пластиковых карт.

        В 1997 году на реализацию мероприятий, предусмотренных в    Программе социальной поддержки населения, было запланировано 2242 млрд. рублей, что составляет 30 процентов всех доходов республиканского бюджета с учетом доходов внебюджетных фондов. Фактически из республиканского бюджета и консолидированных внебюджетных фондов на реализацию основных направлений Программы выделено в 1997 году более 2 трлн. рублей.

        Несмотря на то, что для предоставления льгот и оказания    различных видов помощи населению направлялись средства, уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения (для которых, в первую очередь, и предназначается государственная социальная поддержка), а соответственно уровень и качество их жизни не улучшаются.

        Трудности с пополнением доходной части республиканского    бюджета не позволяют предоставлять многие социально важные льготы, установленные в соответствии с действующим законодательством, в частности, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям граждан.

        Положение малоимущих усугубляется еще и тем, что продолжает    увеличиваться задолженность по выплате государственных пособий семьям, имеющим детей. Почти на 11 месяцев задерживается выплата социальных пособий гражданам, у которых среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума.

        Сложившаяся ситуация показывает, что оказываемая    государственная социальная помощь недостаточно эффективна и вызывает необходимость ее реорганизации.