Недействующий


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТ 13 МАЯ 1997 ГОДА N 100

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.12.2021 N 652.
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Законом Республики Башкортостан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях определения прав, обязанностей и ответственности лиц, участвующих в организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, Кабинет Министров Республики Башкортостан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по организации и проведению аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан.

2. Руководителям органов исполнительной власти и местного государственного управления, предприятий, ведомств и организаций принять данное Руководство к исполнению.

    Премьер-министр
Республики Башкортостан                                  Р.С.БАКИЕВ.

  Управляющий Делами
  Кабинета Министров
Республики Башкортостан                                 Н.З.ГАФАРОВ.




Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 13 мая 1997 года N 100


РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аварийно-спасательные работы (АСР) на объекте (территории), подвергшемся воздействию чрезвычайной ситуации (ЧС), в т.ч. возникшей в результате умышленных действий (террористического, диверсионного характера), катастрофы или иного стихийного бедствия, осуществляются в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь, а также для локализации зоны чрезвычайной ситуации и прекращения действия характерных для нее опасных факторов.

АСР проводятся силами и средствами подразделений (формирований) Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также другими силами и средствами, привлекаемыми (при необходимости) в установленном порядке.

К проведению аварийно-спасательных работ допускаются только подразделения и спасатели, аттестованные на проведение такого рода работ.

АСР включает в себя следующие этапы:

- подготовка к проведению работ на объекте с осуществлением разведки, рекогносцировки объекта (территории);

- организация и проведение аварийно-спасательных работ.

2. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ
НА ОБЪЕКТЕ (ТЕРРИТОРИИ)

2.1. Разведка

До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (территорию) на нем должна быть проведена комплексная разведка.

Разведка объекта (территории), где планируется проведение АСР, должна установить:

радиационную, химическую, медицинскую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на объекте;

места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения;

характер и масштабы последствий ЧС, степень разрушения зданий и сооружений, характер завалов, наличие завалов и других экстремальных факторов, затрудняющих проведение АСР;

места нахождения источников загрязнения и их размеры;

наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного химического поражения, взрыва, пожара, обрушения конструкций, поражения электрическим током и т.п.;

вид опасных факторов ЧС, сложившихся на объекте (территории), способы их локализации и ликвидации.


2.2. Рекогносцировка

После проведения разведки проводится рекогносцировка объектов (территорий) с определением границы зоны чрезвычайной ситуации, объемов, способов ведения АСР и необходимых сил и средств.

К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных формирований, участвующих в АСР.

При отсутствии времени на рекогносцировку она может проводиться в ходе АСР.

При проведении рекогносцировки объекта (территории) изучаются, уточняются и определяются;

необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения спасательных работ;

состав и численность спасательных групп;

маршруты ввода сил и средств на места выполнения работ;

объемы и характер работ по расчистке и подготовке к беспрепятственному прохождению сил и средств;

безопасные места сбора и способы эвакуации пострадавших;

места развертывания пункта управления (стационарного или подвижного), медицинских пунктов и пр.;

состояние подъездных путей и маршрутов эвакуации.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

3.1. Руководство аварийно-спасательными работами

Общее руководство организацией и проведением АСР на объекте (территории) осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям объекта (территории).

Непосредственное руководство АСР возлагается на руководителя штаба ликвидации ЧС, которому подчиняются все подразделения, участвующие в проведении АСР. Он несет ответственность за организацию и проведение АСР, безопасность людей, участвующих в АСР.

С целью обеспечения оперативности и управления в случае территориальной ЧС работу штаба руководства АСР организует Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан или его структурное подразделение, в случае местной и локальной ЧС - соответствующий орган, специально уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.

     Руководитель        аварийно-спасательной               службы,
аварийно-спасательного формирования, прибывший в  зону  чрезвычайной
ситуации  первым,  принимает  на  себя    полномочия    руководителя
ликвидации  чрезвычайной  ситуации  и  исполняет  их  до    прибытия
руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, определенного  планом
предупреждения  и  ликвидации   ЧС    или    назначенного    органом
государственной  власти  (органом   местной    власти)    Республики
Башкортостан, руководителем организации, к полномочиям и компетенции
которого отнесена ликвидация данной ЧС.

Решения руководителя АСР, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, являются обязательными для всех граждан и организацией, независимо от форм собственности, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя АСР по руководству работами по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Полномочия руководителя АСР определяются органами государственной и местной власти Республики Башкортостан, руководством организации в соответствии с законодательством.

В случае крайней необходимости руководитель АСР вправе самостоятельно принимать решения:

о проведении эвакуационных мероприятий;

об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территории организаций, находящихся в зоне ЧС;

об ограничении доступа людей в зону ЧС, о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зоне ЧС;

об использовании в порядке, установленном законодательством, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;

о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, и с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по ее ликвидации.

Руководитель АСР обязан принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей организаций о принятых им, в случае крайней необходимости, решениях.

Руководитель АСР, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на получение полной и достоверной информации о ЧС, необходимой для организации работ по их ликвидации.

В случае технологической невозможности проведения всего объема работ руководитель АСР может принимать решение о приостановке работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зоне ЧС людей.

Руководитель АСР обязан:

произвести разведку, рекогносцировку, оценить обстановку и принять решение о ведении АСР;

поставить задачи формированиям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение постановленных задач;

непрерывно следить за изменениями и обстановки в ходе АСР и принимать соответствующие решения, при необходимости - вызвать дополнительные силы и средства, организовать их встречу и расстановку;

назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;

организовать пункты сборы пострадавших и медицинской помощи в безопасной зоне; задачей аварийно-спасательных подразделений являются их поиск и спасение.

Установленные места нахождения людей обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.

Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие (например, при посменной работе) вся информация о ходе спасательных работ, о проделанной работе на объекте согласно требованиям Международной консультативной группы по поиску и спасению (INSARAG) оформляется графически и размещается у объекта на видном месте.

Руководителем АСР одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечения сильнодействующих ядовитых веществ и т.д.


Текст документа сверен по:

Газета "Известия Башкортостана"

N 110-111 (1484-1485)

от 10 июня 1997 года, стр. 7.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»