Статья 66. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), объекты собственности административно-территориальных образований и иных форм собственности, используемые для удовлетворения потребностей населения соответствующей территории, а также выполнения других задач, стоящих перед административно-территориальными образованиями в соответствии с настоящим Законом.
Статья 67. Права местных Советов народных депутатов по
распоряжению природными ресурсами
Местным Советам принадлежит право распоряжаться землей и другими природными ресурсами на своей территории в соответствии с законодательством.
Право распоряжения землей и другими природными ресурсами местные Советы осуществляют путем предоставления их в установленном порядке во владение и пользование предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, вносят плату местным Советам за использование природных ресурсов, а также возмещают причиненный в результате своей деятельности ущерб окружающей среде в соответствии с действующим законодательством.
Статья 68. Местное хозяйство и его состав
1. Местное хозяйство обеспечивает непосредственное удовлетворение потребностей и функционирование системы местного самоуправления.
2. Местное хозяйство состоит из предприятий (объединений), организаций, учреждений, объектов производственной и социальной инфраструктуры, являющихся собственностью соответствующей административно-территориальной единицы.
3. В состав местного хозяйства могут включаться с согласия собственника не находящиеся в собственности административно-территориальных образований предприятия (объединения), организации, учреждения, деятельность которых связана преимущественно с обслуживанием населения.
4. С согласия населения и органов местного самоуправления в состав местного хозяйства могут быть также включены объекты, созданные в результате трудового участия граждан или приобретенные на их добровольные взносы.
5. Местные Советы (местная администрация) вправе без согласования с вышестоящими органами создавать за счет имеющихся у них средств предприятия, организации и социально-культурные учреждения.
6. Состав и структура объектов местного хозяйства могут изменяться по мере развития рыночных отношений, свободного предпринимательства, приватизации собственности.
7. Местные Советы, местная администрация, координируют деятельность предприятий, организаций и учреждений местного хозяйства, обеспечивают комплексное социальное и экономическое развитие территории, содействуют созданию концернов, консорциумов, межотраслевых объединений, ассоциаций, совместных предприятий, развитию кооперативных, арендных и других прогрессивных форм хозяйствования.
8. Местные Советы в пределах своей компетенции могут предоставлять предприятиям, организациям и учреждениям, входящим в местное хозяйство, преимущественное право пользования землей и иными природными ресурсами, способствовать обеспечению их хозяйственной деятельности материально-техническими ресурсами из местных фондов.
Статья 69. Собственность административно-территориальных
образований
В собственности города, района или другого административно-территориального образования находится имущество органов государственной власти и государственного управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местного Совета, а также могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные и другие предприятия и комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное переданное в ведение в установленном порядке имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующим административнотерриториальным образованием.
Статья 70. Распоряжение и управление муниципальной
собственностью
1. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляют местные Советы и местная администрация в соответствии с разграничением компетенции, установленным настоящим Законом.
2. Местные Советы и местная администрация вправе:
а) передавать находящиеся в их собственности объекты во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и актами местных Советов, изданными в пределах их компетенции;
б) распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами;
в) устанавливать при отчуждении своих предприятий ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;
г) требовать от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования ее хозяйственного комплекса;
д) получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности;
е) передавать право распоряжения отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления.
Местные Советы обладают преимущественным по отношению к государственным органам правом на приобретение в установленном законом порядке находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для местных нужд.
3. Органы местной администрации в пределах своей компетенции управляют объектами муниципальной собственности, а также распоряжаются средствами соответствующего местного бюджета.
4. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное за его предприятием, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения.