КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
____________________________________________________________________________________________________________
Утратило силу на основании:
Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 сентября 2001 года № 245
_________________________________________________________________________________________________________
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 7 июля 1997 года N 103-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" Кабинет Министров Республики Башкортостан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан.
2. Признать утратившими силу распоряжения Совета Министров Башкирской АССР от 9 ноября 1989 года N 735-р, от 4 апреля 1990 года N 240-р и постановление Совета Министров Республики Башкортостан от 8 октября 1993 года N 425 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан".
Первый зам. Премьер-министра
В.П.Лесунов
Управляющий Делами
Н.З.Гафаров
N 20
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодек- сом Российской Федерации, Законом Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан. Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере нового обслуживания.
Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Настоящие Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг, за исключением услуг по хранению автотранспортных средств на платных автос тоянках; предоставлению гражданам во временное пользование предметов про- ката; техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также отдельных видов работ (услуг) в соответствии с иными правилами, утвержденными Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
2. Если исполнители, наряду с изготовлением одежды, головных уборов, мебели, кожгалантерейных, металлических и других изделий по индивидуальным заказам граждан, осуществляют изготовление изделий в порядке массового или серийного производства без предварительного заказа потребителем и последующую их реализацию, то их отношения с потребителем (включая требования к качеству изделий, гарантии, меры ответственности и другое) регулируются в порядке, установленном главой II "Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям" Закона Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан".
II. Информация о работах (услугах)
3. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.
Режим работы организаций службы быта (далее - организация) должен обеспечивать максимальные удобства для потребителей в пользовании услуга- ми и соответствовать установленному.
Режим работы государственных, муниципальных организаций бытового обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно республиканских органов государственного управления и администраций городов и районов. Организации бытового обслуживания иных форм собственности, а также индивидуальные предприниматели устанавливают режим работы самостоятельно.
Исполнитель - индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.
В случае временного приостановления деятельности организации для проведения ремонтных работ, санитарных и иных мероприятий исполнитель обязан информировать потребителей о дате приостановления и времени, в течение которого организация не будет осуществлять свою деятельность. При этом ранее принятые заказы должны быть исполнены в сроки, установленные договором.
Если вид деятельности, осуществляемой исполнителем, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию.
4. В помещении организации, где производится прием заказов, информация для потребителей должна находиться в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать:
- настоящие Правила;
- перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) и форм их предоставления;
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать работы (услуги);
- гарантийные сроки, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан;
- сроки выполнения работ (оказания услуг), установленные правилами выполнения отдельных видов работ (оказания услуг) оговором о выполнении работ (оказании услуг);
- цены на выполняемые работы (оказываемые услуги), а также используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;
- сведения о сертификации работ (услуг), подлежащих обязательной сертификации (номер сертификата, срок его действия, орган, выдавший его);
- адрес и телефон органа по защите прав потребителей при местной администрации;
- образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ (оказании услуг);
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при выполнении работ (оказании услуг) в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан;
- юридический адрес организации, телефон, фамилия, имя, отчество руководителя организации;
- книга отзывов и предложений.
В помещении, где осуществляется прием и выдача заказов, должны находиться образцы (модели) изготавливаемых изделий, предлагаемых потребителю материалов, фурнитуры, альбомы, журналы мод и тому подобное.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и о выполняемых работах и оказываемых услугах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации - во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами.
III. Порядок приема и оформления заказов на работы
(услуги)
5. Исполнитель принимает заказы на работы (услуги), которые соответствуют профилю его деятельности.
Исполнитель при приеме заказа обязан оформить договор о выполнении работы (оказании услуги) в письменной форме (квитанция, иной документ), который должен содержать следующие сведения:
- наименование и местонахождение (юридический адрес) исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
- фамилия и инициалы потребителя, его адрес или телефон;
- дата приема заказа, сроки начала и окончания исполнения заказа;
- вид работы (услуги);
- цена работы (услуги);
- точное наименование, описание и цена материалов (оценка вещи), ес- ли работа (услуга) выполняется из материала исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
- отметка об оплате потребителем полной стоимости работы (услуги) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
- гарантийные сроки на выполненные работы (оказанные услуги), если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан;
- другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ (оказываемых услуг);
- должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.
При оформлении заказа на изготовление одежды, мягкой мебели к договору (квитанции), выдаваемому потребителю, прилагаются образцы полотна, ткани, пряжи.
Договор о выполнении работы (оказании услуги), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета, жетона и т.д.
В договоре о выполнении работы (оказании услуги) могут быть указаны согласованные с исполнителем отступления от эскиза или технологии исполнения заказа, которые подтверждаются подписью потребителя.
6. Цена материала (вещи), передаваемого исполнителю потребителем, определяется по согласованию сторон и указывается в договоре о выполнении работ (оказании услуг) или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.
7. Оценка материала (вещи), сдаваемого в ремонт, химическую чистку, стирку, на крашение, основывается на остаточной стоимости материала (вещи). При этом основными критериями определения остаточной стоимости являются:
- первоначальная цена вещи, устанавливаемая на основании цены, заявленной потребителем, и уровня цен, действующего на момент оформления договора;
- процент износа вещи в процессе ее эксплуатации;
- товарный вид;
- соответствие вещи современному направлению моды.
При наличии в вещи нескольких дефектов процент износа устанавливает- ся по наиболее весомому дефекту, влияющему на товарный вид и эксплуатационные свойства вещи. Процент износа не устанавливается при выполнении работ с новой вещью.
Обувь, передаваемая потребителем для выполнения работ по обновлению с полной заменой деталей верха обуви (с использованием только ношеных формованных подошв), остаточной стоимости не имеет.
8. Изделие, указанное в договоре о выполнении работы (оказании услуги), в случае утраты договора выдается на основании письменного заявления потребителя по предъявлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потребителя.
IV. Порядок оплаты работ (услуг)
9. Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Потребитель обязан оплатить выполненную работу после ее окончательной сдачи исполнителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.
Цена работы (услуги) в договоре определяется соглашением сторон. При этом цена работы (услуги) не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
10. На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуг), может быть составлена твердая или приблизительная смета.
Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно.
11. Исполнитель не вправе требовать оплаты выполнения работы (оказания услуги) и дополнительных расходов, не включенных в твердую смету, если потребитель не дал согласие на выполнение такой работы (оказание услуги) или не поручил исполнителю выполнение такой работы (оказание услуги).
Если возникла необходимость превысить приблизительную смету, исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом случае потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг), возместив исполнителю расходы, понесенные им и приходящиеся на выполненную работу (оказанную услугу), согласно первоначально определенной смете.
Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении приблизительной сметы, исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в пределах первоначальной приблизительно сметы.
12. Материал исполнителя оплачивается потребителем при заключении договора полностью или в размере, указанном в правилах выполнения отдельных видов работ или в договоре о выполнении работы с условием окончательного расчета при получении потребителем выполненной исполнителем работы, если иной порядок расчетов за материал исполнителя не предусмотрен соглашением сторон.
В случаях, предусмотренных указанными правилами ил договором о вы- полнении работы, материал может быть предоставлен исполнителем потребителю в кредит. Последующее изменение цены предоставленного в кредит матери- ала исполнителя не влечет за собой перерасчета.
V. Порядок выполнения работ (оказания услуг)
13. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), качество которой должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам (услугам) соответствующего рода.
Если стандартом, иными нормативными актами предусмотрены обязательные требования к качеству работы (услуги), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
14. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в сроки, предусмотренные договором. В договоре делается отметка о фактической дате выполнения работы (оказания услуги).