Недействующий

О мерах по либерализации цен (вместе с Положением о механизме регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов, разработанное Министерством экономики и финансов РСФСР)

о механизме регулирования цен на продукцию
предприятий-монополистов, разработанное
Министерством экономики и финансов РСФСР

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года N 297 "О мерах по либерализации цен" и постановлением Правительства РСФСР от 19 декабря N 55 по данному вопросу на основе Законов РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

2. Данное Положение распространяется на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке (местном или республиканском) определенного товара, включая услуги, дающее им возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности (*).

Положение не распространяется на отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, за исключением тех случаев, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.

3. Государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов вводится в целях предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров (услуг) и недобросовестной конкуренцией, которые в частности могут выражаться в следующем:

- изъятии продукции (товаров, услуг) из обращения при наличии спроса, в том числе путем умышленного снижения производительности труда и (или) сокращения объемов производства с целью создания искусственного дефицита или его поддержания;

- необоснованном повышении (понижении) действующих цен на продукцию (товары, услуги), пользующиеся спросом;

- необоснованном завышении цен на новую продукцию;

- нарушении установленного действующим законодательством порядка ценообразования.

4. Предприятия-монополисты, ведущие хозяйственную деятельность на территории РСФСР или за ее пределами, включаются в специальный государственный монопольный реестр. Ведение данного реестра и доведение до заинтересованных предприятий информации о занесении в реестр или исключении из него осуществляет Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РСФСР).

5. Предприятия-монополисты, включенные в реестр, контролируются в части соблюдения существующих норм ценообразования и обоснованности получаемой прибыли по той номенклатуре продукции, по которой данные предприятия являются монополистами. Контроль осуществляется соответствующими республиканскими или местными органами, на которые возложены функции регулирования цен и контроля за их применением.

6. Свободные (рыночные) цены (тарифы) применяются предприятиями-монополистами на всю продукцию (товары, работы и услуги), кроме той, по которой согласно действующему законодательству применяется государственное регулирование цен.

Продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые применяется государственное регулирование цен, реализуется по таким ценам.

7. Свободные (рыночные) цены (тарифы) на новую продукцию (товары, услуги), вырабатываемую предприятиями-монополистами, устанавливаются в соответствии с временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденным Министерством экономики и финансов РСФСР в 1991 году.

8. Предприятия-монополисты, включенные в реестр, обязаны осуществлять декларирование повышения или понижения действующих свободных цен на продукцию, по которой предприятие является монополистом на местном рынке, рынке РСФСР или на рынке единого экономического пространства.

В случае принятия решения об изменении свободных (рыночных) цен оно обязано объявить об этом в виде декларации и зарегистрировать новый размер цены, а также дату ее введения в действие в соответствующих органах ценообразования.

Порядок регистрации декларированных цен определяют соответствующие органы ценообразования.

При декларировании изменения цен предприятия представляют соответствующим органам ценообразования следующие данные:

предлагаемое изменение цен (тарифов);

калькуляцию себестоимости продукции (товаров, услуг) с расшифровкой материальных и трудовых затрат;

предполагаемый объем производства;

размеры прибыли от реализации данной продукции, а также размер прибыли и рентабельности в целом по предприятию;

обоснование причин изменения цен (тарифов).

Орган, которому декларируется изменение цен, обязан принять решение по представленным материалам в месячный срок.

9. При нарушении антимонопольного законодательства, выражающемся в необоснованном завышении свободных (рыночных) цен на продукцию предприятия-монополиста, применяется государственное регулирование цен.

10. Государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов осуществляется на основе одного из следующих методов:

установления фиксированных цен на продукцию (товары, услуги);

установления предельного уровня рентабельности и размера торговой надбавки;

установления предельного уровня цен или предельных надбавок (коэффициентов) изменения цен.

По отдельным видам продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, производимым предприятиями-монополистами, могут вводиться и другие экономически оправданные методы регулирования цен.