Проверка проводится на предприятиях независимо от их подчиненности и форм собственности с целью определения правильности применения свободных розничных цен на продукцию (товар), сформированных с учетом снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к отпускным (оптовым) ценам.
Порядок применения снабженческо-сбытовых и торговых надбавок предусмотрен Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги (*) утвержденными Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 N Р-339.
Следует иметь в виду, что с 21.01.92 до 13.09.92 N 132-р, согласно которому предприятиям торговли и общественного питания, находящимся в частной собственности, а также получившим права юридического лица в соответствии с Указом Президента РСФСР от 25.11.91 N 232 "О коммертизации деятельности предприятий торговли в РСФСР", представлялось право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары народного потребления.
Постановление Правительства от 13.09.92 N 712 "Об упорядочении практики установления торговых надбавок" отменило вышеуказанное Распоряжение и восстановило право местных органов исполнительной власти устанавливать и регулировать предельные торговые надбавки независимо от подчиненности и форм собственности предприятий торговли и общественного питания.
В связи с этим при проведении проверок и принятия решений выше установленных предельных размеров, необходимо учитывать права, которые предоставлялись вышеуказанным предприятиям с 21.01.92 до 13.09.92.
По книжной продукции и учебникам при проверке снабженческо-сбытовых надбавок следует руководствоваться письмом Комитета Российской Федерации по политике цен от 26.11.92 N 01-28/008-10.
В ходе проверок торговых предприятий необходимо отразить следующие вопросы:
1.1. Проводится ли предприятием торговли проверка правильности обоснования цен в документах на поступающий товар (продукцию) с промышленных предприятий или посреднических организаций.
Какой принят порядок согласований и оформления предприятием торговли цен и надбавок (скидок) с поставщиками продукции (товара).
Указывается ли в товарно-платежных документах при поставке продукции (товара) через посредников свободная оптовая (отпускаемая) цена (с НДС) предприятия-изготовителя продукции (товара) и наименование предприятий-изготовителя. Проверяется ли в этих случаях размер примененных посредниками надбавок к оптовой (отпускной) цене (с НДС) изготовителя продукции (товара).
При превышении размера снабженческо-сбытовых надбавок предельных уровней установленных местными органами власти и управления, а при отсутствии таковых - 26 %, предъявляется ли торговлей к посреднику-поставщику требование снизить сумму надбавок до предельного уровня и в случаях несогласия посредника - используют ли торговые предприятия предоставленные им права отказа от оплаты товарных (платежных) документов.
Как часто торговые предприятия принимают товар (продукцию) фактически без проверки правильности начисления надбавок к оптовым (отпускным) ценам из-за отсутствия данных в товарно-платежных документах о цене предприятия-изготовителя.
1.2. Согласовывают ли оптовые торговые предприятия при поставке продукции через их базы с розничными торговыми предприятиями оптовые надбавки, которые входят в состав торговых надбавок.
Следует иметь в виду, что по оптовым предприятиям, включенным в Государственный Реестр предприятия-монополистов, предельный размер оптовых надбавок регулируют Правительства республик в составе РФ и органы исполнительной власти на местах. В остальных случаях оптовые надбавки устанавливаются по согласованию с торговыми предприятиями.
1.3. Соответствует ли уровень применяемых торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки) установленному местными органами власти и управления, а при отсутствии таковых - установленным Временным положением (п.3.3.). Показать рентабельность, которая была принята при формировании торговых надбавок и фактически достигнутую.
Имеются ли факты несоответствия применяемых торговыми предприятиями торговых надбавок зарегистрированным и представленным органам Государственной налоговой службы.
Торговая надбавка начисляется в цене закупки, которая определяется исходя из свободной (отпускной) цены изготовителя (с НДС) и снабженческо-сбытовой надбавки. В цене закупки и торговой надбавке учтены все затраты, связанные с изготовлением продукции (товара), ее упаковкой, транспортировкой и реализацией. Факты применения доплат (за тару, транспортировку и т.п.) к свободной рыночной цене относятся к нарушениям государственной дисциплины цен и по ним должен рассматриваться вопрос о применении экономических санкций.
1.4. Производится ли округление розничных цен в соответствии с порядком, установленным Комитетом цен при Минэкономики Российской Федерации (письма от 27.04.92 N 01-17/116-06 и от 14.09.92 N 01-17/669-06). При превышении торговых надбавок установленного предельного уровня за счет округления розничных цен в соответствии с действующим порядком экономические санкции не применяются.
1.5. Каким образом оформляются и учитываются продавцом свободные рыночные цены (в реестре или по др. форме). Имеются ли факты расхождения между ценами реализации товара (продукции) и зарегистрированными в реестре, выяснить причины в случае выявления этого несоответствия.
2. Экономические санкции применяются:
2.1. В случае применения торговых надбавок к завышенным ценам закупки в результате превышения входящих в цену снабженческо-сбытовых надбавок установленному предельному уровню.
Сумма, подлежащая изъятию, определяется в соответствии с Порядком применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен (п.2.2б), утвержденным 01.12.92 N 01-17/030-23 и штраф в таком же размере.
2.2. При применении торговых надбавок, уровень которых выше установленного предельного уровня.
Сумма, подлежащая изъятию, определяется в соответствии с п.2.2а вышеуказанного Порядка и штраф в таком же размере.
2.3. При применении доплат к свободным ценам из задержки, учтенные в цене закупки и торговой надбавке.
Сумма, подлежащая изъятию, определяется в соответствии с п.2.1 вышеуказанного Порядка и штраф в таком же размере.
Одновременно с экономическими санкциями принимаются решения о снижении цен на товар (продукцию) на сумму превышения надбавок.
3. По результатам проверок составляется справка, в которой следует изложить причины, проведшие к нарушениям, принятые меры по их устранению. Отразить наиболее характерные нарушения, чем вызваны и дать предложения по совершенствованию действующего порядка.
Дать информацию о том, как реализованы права местных органов власти и управления по установлению и регулированию снабженческо-сбытовых и торговых надбавок: как решен вопрос по социально-значимым товарам (продукции), по каким товарам (продукции) права установления торговых надбавок переданы торговым предприятиям. Показать случаи и объяснить причины установления высокого уровня предельных надбавок по сравнению с предусмотренным Временным положением.