от 20 января 1993 года N 16
В целях недопущения ухудшения торгового обслуживания населения республики и поддержания его покупательской способности Совет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Пункт N 1 постановления Совета Министров Республики Башкортостан от 14 декабря 1992 года N 392 изложить в следующей редакции: "Утвердить для предприятий торговли, общественного питания независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности предельные размеры торговых надбавок к свободным отпускным ценам на отдельные продовольственные товары и некоторые социально-значимые непродовольственные товары согласно приложению к настоящему постановлению.
При завозе товаров из республик СНГ, Азербайджана, Грузии, Прибалтики, республик и областей Российской Федерации считать свободную отпускную цену с учетом фактических таможенных расходов.
2. Пункт N 4 постановления изложить в следующей редакции: "На товары, кроме указанных в приложении, поступающие через предприятия оптовой торговли, включая межрайбазы, торгово-коммерческие центры, торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации и предприятия (кроме Башнефтепродуктов) предельный размер снабженческо-сбытовых надбавок не должен превышать 25% (с налогом на добавленную стоимость) к свободной отпускной (оптовой) цене независимо от количества посредников.
Председатель Совета Министров
Республики Башкортостан
А.Копсов
Управляющим Делами Совета Министров
Республики Башкортостан
Н.Филиппов
Приложение
к постановлению Совета Министров
Республики Башкортостан
от 20 января 1993 года N 16
Предельные размеры торговых надбавок к
свободным отпускным ценам на отдельные
социально-значимые товары (в %)
1. Молочная продукция 15
2. Сахар 15
3. Яйцо 20
4. Мясо и мясопродукты 15
5. Масло животное 15
6. Чай 20
7. Крупы, горох, мука 20
8. Макаронные изделия 20
9. Хлеб и хлебопродукты 20
10. Масло 20
11. Продукты детского питания 20
12. Водка, спирт питьевой 10
13. Соль 20
1. Швейные, трикотажные изделия для
детей (по 44 размер включитель-
но) 30
2. Чулочно-носочные изделия для де-
тей (по 22 размер включительно) 30
3. Детская обувь 30
4. Белье для новорожденных 30
5. Тетради школьные 30
6. Детская мебель 30
7. Игрушки детские, кроме электри-
фицированных и радиоуправляемых 30
8. Хозяйственное мыло 30
9. Синтетические моющие средства 30
10. Спички 20
Управляющий Делами Совета Министров
Республики Башкортостан
Н.Филиппов
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Председателя Комитета
Российской Федерации по политике цен
И.Е.Мхильчик
10 января 1993 года
П Р О Г Р А М М А
Проверка проводится на предприятиях независимо от их подчиненности и форм собственности с целью определения правильности применения свободных розничных цен на продукцию (товар), сформированных с учетом снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к отпускным (оптовым) ценам.
Порядок применения снабженческо-сбытовых и торговых надбавок предусмотрен Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги (*) утвержденными Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 N Р-339.
Следует иметь в виду, что с 21.01.92 до 13.09.92 N 132-р, согласно которому предприятиям торговли и общественного питания, находящимся в частной собственности, а также получившим права юридического лица в соответствии с Указом Президента РСФСР от 25.11.91 N 232 "О коммертизации деятельности предприятий торговли в РСФСР", представлялось право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары народного потребления.
Постановление Правительства от 13.09.92 N 712 "Об упорядочении практики установления торговых надбавок" отменило вышеуказанное Распоряжение и восстановило право местных органов исполнительной власти устанавливать и регулировать предельные торговые надбавки независимо от подчиненности и форм собственности предприятий торговли и общественного питания.
В связи с этим при проведении проверок и принятия решений выше установленных предельных размеров, необходимо учитывать права, которые предоставлялись вышеуказанным предприятиям с 21.01.92 до 13.09.92.
По книжной продукции и учебникам при проверке снабженческо-сбытовых надбавок следует руководствоваться письмом Комитета Российской Федерации по политике цен от 26.11.92 N 01-28/008-10.
В ходе проверок торговых предприятий необходимо отразить следующие вопросы:
1.1. Проводится ли предприятием торговли проверка правильности обоснования цен в документах на поступающий товар (продукцию) с промышленных предприятий или посреднических организаций.
Какой принят порядок согласований и оформления предприятием торговли цен и надбавок (скидок) с поставщиками продукции (товара).
Указывается ли в товарно-платежных документах при поставке продукции (товара) через посредников свободная оптовая (отпускаемая) цена (с НДС) предприятия-изготовителя продукции (товара) и наименование предприятий-изготовителя. Проверяется ли в этих случаях размер примененных посредниками надбавок к оптовой (отпускной) цене (с НДС) изготовителя продукции (товара).
При превышении размера снабженческо-сбытовых надбавок предельных уровней установленных местными органами власти и управления, а при отсутствии таковых - 26 %, предъявляется ли торговлей к посреднику-поставщику требование снизить сумму надбавок до предельного уровня и в случаях несогласия посредника - используют ли торговые предприятия предоставленные им права отказа от оплаты товарных (платежных) документов.
Как часто торговые предприятия принимают товар (продукцию) фактически без проверки правильности начисления надбавок к оптовым (отпускным) ценам из-за отсутствия данных в товарно-платежных документах о цене предприятия-изготовителя.
1.2. Согласовывают ли оптовые торговые предприятия при поставке продукции через их базы с розничными торговыми предприятиями оптовые надбавки, которые входят в состав торговых надбавок.
Следует иметь в виду, что по оптовым предприятиям, включенным в Государственный Реестр предприятия-монополистов, предельный размер оптовых надбавок регулируют Правительства республик в составе РФ и органы исполнительной власти на местах. В остальных случаях оптовые надбавки устанавливаются по согласованию с торговыми предприятиями.
1.3. Соответствует ли уровень применяемых торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки) установленному местными органами власти и управления, а при отсутствии таковых - установленным Временным положением (п.3.3.). Показать рентабельность, которая была принята при формировании торговых надбавок и фактически достигнутую.
Имеются ли факты несоответствия применяемых торговыми предприятиями торговых надбавок зарегистрированным и представленным органам Государственной налоговой службы.
Торговая надбавка начисляется в цене закупки, которая определяется исходя из свободной (отпускной) цены изготовителя (с НДС) и снабженческо-сбытовой надбавки. В цене закупки и торговой надбавке учтены все затраты, связанные с изготовлением продукции (товара), ее упаковкой, транспортировкой и реализацией. Факты применения доплат (за тару, транспортировку и т.п.) к свободной рыночной цене относятся к нарушениям государственной дисциплины цен и по ним должен рассматриваться вопрос о применении экономических санкций.
1.4. Производится ли округление розничных цен в соответствии с порядком, установленным Комитетом цен при Минэкономики Российской Федерации (письма от 27.04.92 N 01-17/116-06 и от 14.09.92 N 01-17/669-06). При превышении торговых надбавок установленного предельного уровня за счет округления розничных цен в соответствии с действующим порядком экономические санкции не применяются.
1.5. Каким образом оформляются и учитываются продавцом свободные рыночные цены (в реестре или по др. форме). Имеются ли факты расхождения между ценами реализации товара (продукции) и зарегистрированными в реестре, выяснить причины в случае выявления этого несоответствия.
2. Экономические санкции применяются:
2.1. В случае применения торговых надбавок к завышенным ценам закупки в результате превышения входящих в цену снабженческо-сбытовых надбавок установленному предельному уровню.
Сумма, подлежащая изъятию, определяется в соответствии с Порядком применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен (п.2.2б), утвержденным 01.12.92 N 01-17/030-23 и штраф в таком же размере.
2.2. При применении торговых надбавок, уровень которых выше установленного предельного уровня.
Сумма, подлежащая изъятию, определяется в соответствии с п.2.2а вышеуказанного Порядка и штраф в таком же размере.
2.3. При применении доплат к свободным ценам из задержки, учтенные в цене закупки и торговой надбавке.
Сумма, подлежащая изъятию, определяется в соответствии с п.2.1 вышеуказанного Порядка и штраф в таком же размере.
Одновременно с экономическими санкциями принимаются решения о снижении цен на товар (продукцию) на сумму превышения надбавок.
3. По результатам проверок составляется справка, в которой следует изложить причины, проведшие к нарушениям, принятые меры по их устранению. Отразить наиболее характерные нарушения, чем вызваны и дать предложения по совершенствованию действующего порядка.
Дать информацию о том, как реализованы права местных органов власти и управления по установлению и регулированию снабженческо-сбытовых и торговых надбавок: как решен вопрос по социально-значимым товарам (продукции), по каким товарам (продукции) права установления торговых надбавок переданы торговым предприятиям. Показать случаи и объяснить причины установления высокого уровня предельных надбавок по сравнению с предусмотренным Временным положением.
По результатам проверки должна быть определена сумма незаконно полученной выручки, подлежащей изъятию в бюджет и штраф.
К справке прилагаются свободные данные по прилагаемой форме:
------------------------------------------------------------------
¦ ¦ в т.ч., предприя-
¦Всего ¦ тия, основанные
¦ ¦ на частной форме
¦ ¦ собственности
------------------------------------------------------------------
1. Количество проверенных предприятий
2. Количество предприятий, в которых
выявлены нарушения применения роз-
ничных цен, в т.ч. за счет непра-
вильного применения:
- снабженческо-сбытовых надбавок
- торговых надбавок
- доплат
3. Удельный вес ( в % к числу прове-
ренных ), в которых выявлены нару-
шения применения розничных цен
4. Количество проверенных розничных
цен на предприятии
5. Выявлено неправильно установленных
(количество)
6. То же, в % к числу проверенных
7. Общая сумма примененных экономи-
ческих санкций, в т.ч. штрафы
Начальник Госинспекции по
контролю за ценами
С.П.Тришин