Охрана материнства, отцовства и детства - безусловные приоритеты в современной государственной политике России. Об этом свидетельствует направленность ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 - 2011 годов.
Укрепление в общественном сознании значения семейного образа жизни как одной из основных национальных ценностей, государственная поддержка семьи как наиболее естественной, благоприятной и безопасной среды для ребенка, улучшение качества жизни детей и семей с несовершеннолетними детьми продолжают оставаться основными стратегическими задачами Российской Федерации.
Современная социально-экономическая ситуация требует структурированного, межсекторального и скоординированного подхода к решению социальных проблем детей и семей с несовершеннолетними детьми. Назрела необходимость совершенствования существующей системы социальной и экономической поддержки семей с детьми, правовой защищенности детей, улучшения качества жизни семей и детей. Защита прав и интересов детей, обеспечение их полноценного физического, психического, интеллектуального развития должны стать ключевыми приоритетами федеральной и региональной семейной политики.
Улучшение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, выявление, развитие, поддержка и сопровождение одаренных детей, организация отдыха и оздоровления детей являются неотъемлемой частью региональной семейной политики, политики в интересах детей и приоритетными направлениями социально-экономического развития Ярославской области.
В области в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов детей. Реализуются нормативные правовые акты о правах ребенка, о порядке создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, о дополнительных гарантиях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе направленные на стимулирование семейных форм их устройства и воспитания.
В регионе разработаны и успешно выполняются программы, направленные на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
Стратегия действий в интересах детей Ярославской области на 2012 - 2017 годы (далее - региональная стратегия) разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, в соответствии с приоритетами и задачами Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года и в целях дальнейшего развития региональной семейной политики и политики в интересах детей.
Региональная стратегия определяет приоритеты для осуществления действий в интересах детей и семей с несовершеннолетними детьми на территории Ярославской области на период до 2017 года. Документ необходим для формирования в области единого подхода органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества к целям, задачам, направлениям деятельности и первоочередным мерам по решению наиболее актуальных проблем семьи и детства.
При формировании основных направлений региональной стратегии был проведен SWOT-анализ ситуации, сложившейся в сфере поддержки семей с несовершеннолетними детьми и категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства с учетом сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, существующих в Ярославской области.
К сильным сторонам можно отнести:
- политическую поддержку инновационных решений и технологий, направленных на повышение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, со стороны руководства области;
- наличие действующей региональной нормативной правовой базы;
- наличие кадровых ресурсов для решения проблем семей и детей, нуждающихся в поддержке государства;
- наличие системы учреждений и организаций различных форм собственности, работающих с семьями и детьми;
- наличие положительного опыта межведомственного взаимодействия при решении проблем семей и детей, в том числе по выявлению и реабилитации семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении;
- наличие региональной системы профилактики детского и семейного неблагополучия;
- наличие развитых форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- наличие региональной межведомственной системы по выявлению, развитию, поддержке и сопровождению одаренных детей;
- наличие развитой системы организации отдыха и оздоровления детей;
- наличие условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного;
- наличие необходимых условий для обучения и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Среди слабых сторон можно отметить:
- недостаточную координацию работы по ранней профилактике семейного неблагополучия, преодолению социального сиротства;
- отсутствие многоуровневой системы профилактики, работающей на сохранение семьи для ребенка. Помощь семьям и детям группы риска по социальному сиротству осуществляется различными ведомствами разрозненно, по разным критериям и основаниям и из-за отсутствия эффективного взаимодействия не представляет собой единого комплекса мероприятий;
- недостаточное нормативное обеспечение деятельности по реабилитации и сопровождению детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- отсутствие стандартов и регламентов работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей;
- недостаточно развита система включения детей группы риска по социальному сиротству в систему дополнительного образования и досуговую деятельность;
- недостаточно развита система психолого-педагогического просвещения молодых родителей, отсутствие программ по формированию у молодежи ответственного отношения к созданию семьи и рождению ребенка;