ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2012 года N 972-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 06.03.2013 N 205-п, от 27.06.2014 N 620-п, от 08.11.2016 N 1185-п, от 03.10.2017 N 746-п)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в целях улучшения качества жизни детей и семей с несовершеннолетними детьми, соблюдения прав и законных интересов детей
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей Ярославской области на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия).
2. Органам исполнительной власти Ярославской области организовать работу по реализации Стратегии.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении деятельности, направленной на поддержку детей и семей с несовершеннолетними детьми, защиту прав и законных интересов детей.
4. Управлению по социальной и демографической политике Правительства области совместно со структурными подразделениями аппарата Правительства области и иными органами исполнительной власти области разработать проекты плана мероприятий по реализации Стратегии на 2013 - 2014 годы - до 31 декабря 2012 года, плана мероприятий по реализации Стратегии на 2015 - 2017 годы - до 31 декабря 2014 года.
5. Образовать координационный совет по реализации Стратегии.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 06.03.2013 N 205-п)
5<1>. Утвердить прилагаемое Положение о координационном совете по реализации Стратегии.
(п. 5<1> введен Постановлением Правительства Ярославской области от 06.03.2013 N 205-п)
5<2>. Управлению по социальной и демографической политике Правительства области осуществлять координацию действий по реализации Стратегии.
(п. 5<2> введен Постановлением Правительства Ярославской области от 06.03.2013 N 205-п)
6. Органам исполнительной власти Ярославской области и структурным подразделениям аппарата Правительства области при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий Стратегии, реализуемых в рамках областных и ведомственных целевых программ, направленных на улучшение качества жизни детей и семей с несовершеннолетними детьми.
7. Управлению массовых коммуникаций Правительства области осуществлять информационное сопровождение мероприятий по реализации Стратегии.
8. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 03.10.2017 N 746-п)
9. Постановление вступает в силу с момента его подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 27.06.2014 N 620-п, от 08.11.2016 N 1185-п, от 03.10.2017 N 746-п)
Охрана материнства, отцовства и детства - безусловные приоритеты в современной государственной политике России. Об этом свидетельствует направленность ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 - 2011 годов.
Укрепление в общественном сознании значения семейного образа жизни как одной из основных национальных ценностей, государственная поддержка семьи как наиболее естественной, благоприятной и безопасной среды для ребенка, улучшение качества жизни детей и семей с несовершеннолетними детьми продолжают оставаться основными стратегическими задачами Российской Федерации.
Современная социально-экономическая ситуация требует структурированного, межсекторального и скоординированного подхода к решению социальных проблем детей и семей с несовершеннолетними детьми. Назрела необходимость совершенствования существующей системы социальной и экономической поддержки семей с детьми, правовой защищенности детей, улучшения качества жизни семей и детей. Защита прав и интересов детей, обеспечение их полноценного физического, психического, интеллектуального развития должны стать ключевыми приоритетами федеральной и региональной семейной политики.
Улучшение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, выявление, развитие, поддержка и сопровождение одаренных детей, организация отдыха и оздоровления детей являются неотъемлемой частью региональной семейной политики, политики в интересах детей и приоритетными направлениями социально-экономического развития Ярославской области.
В области в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов детей. Реализуются нормативные правовые акты о правах ребенка, о порядке создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, о дополнительных гарантиях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе направленные на стимулирование семейных форм их устройства и воспитания.
В регионе разработаны и успешно выполняются программы, направленные на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
Стратегия действий в интересах детей Ярославской области на 2012 - 2017 годы (далее - региональная стратегия) разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, в соответствии с приоритетами и задачами Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года и в целях дальнейшего развития региональной семейной политики и политики в интересах детей.
Региональная стратегия определяет приоритеты для осуществления действий в интересах детей и семей с несовершеннолетними детьми на территории Ярославской области на период до 2017 года. Документ необходим для формирования в области единого подхода органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества к целям, задачам, направлениям деятельности и первоочередным мерам по решению наиболее актуальных проблем семьи и детства.
При формировании основных направлений региональной стратегии был проведен SWOT-анализ ситуации, сложившейся в сфере поддержки семей с несовершеннолетними детьми и категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства с учетом сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, существующих в Ярославской области.
К сильным сторонам можно отнести:
- политическую поддержку инновационных решений и технологий, направленных на повышение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, со стороны руководства области;
- наличие действующей региональной нормативной правовой базы;
- наличие кадровых ресурсов для решения проблем семей и детей, нуждающихся в поддержке государства;
- наличие системы учреждений и организаций различных форм собственности, работающих с семьями и детьми;
- наличие положительного опыта межведомственного взаимодействия при решении проблем семей и детей, в том числе по выявлению и реабилитации семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении;
- наличие региональной системы профилактики детского и семейного неблагополучия;
- наличие развитых форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- наличие региональной межведомственной системы по выявлению, развитию, поддержке и сопровождению одаренных детей;
- наличие развитой системы организации отдыха и оздоровления детей;
- наличие условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного;
- наличие необходимых условий для обучения и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Среди слабых сторон можно отметить:
- недостаточную координацию работы по ранней профилактике семейного неблагополучия, преодолению социального сиротства;
- отсутствие многоуровневой системы профилактики, работающей на сохранение семьи для ребенка. Помощь семьям и детям группы риска по социальному сиротству осуществляется различными ведомствами разрозненно, по разным критериям и основаниям и из-за отсутствия эффективного взаимодействия не представляет собой единого комплекса мероприятий;
- недостаточное нормативное обеспечение деятельности по реабилитации и сопровождению детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- отсутствие стандартов и регламентов работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей;
- недостаточно развита система включения детей группы риска по социальному сиротству в систему дополнительного образования и досуговую деятельность;
- недостаточно развита система психолого-педагогического просвещения молодых родителей, отсутствие программ по формированию у молодежи ответственного отношения к созданию семьи и рождению ребенка;
- слабое развитие служб экстренной психологической помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социальных служб по ранней профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства;
- отсутствие современных технологий, направленных на формирование потребности у молодежи в здоровом образе жизни, укрепление репродуктивного здоровья молодежи, пропаганду здорового образа жизни;
- ориентация специализированных учреждений для несовершеннолетних на работу с хроническими семейными кризисами в ущерб профилактической деятельности по их предупреждению;
- отсутствие эффективных форм и методов профилактики суицидального поведения среди детей и подростков;
- недостаточное количество центров реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- устаревшая материально-техническая база детских загородных оздоровительных учреждений, учреждений дополнительного образования, осуществляющих работу, в том числе с одаренными детьми;
- недостаточное финансирование за счет средств муниципальных бюджетов мероприятий, направленных на поддержку семей с несовершеннолетними детьми и детской оздоровительной кампании;
- снижение количества учреждений, организующих отдых и оздоровление детей;
- тенденция старения и оттока кадров из детского здравоохранения и образования;
- высокая распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
- слабая материальная база учреждений, предоставляющих различные виды услуг детям и семьям с несовершеннолетними детьми, что не позволяет расширять спектр и повышать качество предоставляемых услуг;
- недостаточная кадровая обеспеченность учреждений, оказывающих различного вида услуги детям и семьям с несовершеннолетними детьми;
- отсутствие единой системы обучения специалистов различных ведомств, работающих с семьей и детьми, обеспечивающей использование в повседневной деятельности общих подходов, форм и методов работы.
К возможностям реализации региональной стратегии следует отнести:
- внимание федеральных органов власти к проблемам семьи, материнства, отцовства и детства, политическая и методическая поддержка в решении проблем детей и семей с несовершеннолетними детьми;
- наличие федеральной и региональной нормативной правовой базы;
- возможность привлечения средств федерального и муниципальных бюджетов, средств внебюджетных источников;
- использование передового российского и зарубежного опыта поддержки детей и семей с несовершеннолетними детьми;
- наличие в регионе учебной базы для подготовки специалистов;
- возможность межведомственного взаимодействия при решении вопросов детствосбережения.
Выполнению поставленных в региональной стратегии задач могут помешать следующие риски:
- зависимость от социально-экономической ситуации;
- недостаточное финансирование мероприятий областных целевых и ведомственных программ за счет средств бюджетов всех уровней;
- отсутствие возможности получения поддержки в решении проблем детей и семей с несовершеннолетними детьми за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников;
- нарастание социальной напряженности в обществе;
- ценовые риски, связанные с непредвиденными изменениями тарифов на энергоресурсы, индексов изменения базисной стоимости работ на новое строительство и реконструкцию объектов, стоимость строительных материалов и, как следствие, увеличение числа малообеспеченных семей.
За последние несколько лет в области наметилась положительная тенденция в улучшении демографической ситуации: увеличилась рождаемость, снизился уровень общей смертности, сохраняется достаточно низкий уровень младенческой смертности, улучшилось социально-экономическое положение семей с несовершеннолетними детьми, повышается доступность образования и медицинской помощи детям.
Рост рождаемости в Ярославской области наблюдается с 2000 года, уровень рождаемости за этот период повысился в 1,6 раза. В течение трех последних лет наблюдается стабильное количество рождений, которое держится на уровне 14 тысяч.
В области сохраняется тенденция снижения младенческой смертности. В 2011 году показатель младенческой смертности в Ярославской области уменьшился на 17,4 процента по сравнению с предыдущим годом и составил 5,7 промилле, что на 1,6 промилле ниже, чем в Российской Федерации и на 0,7 промилле, чем в Центральном федеральном округе. Но вместе с тем вызывают тревогу показатели смертности детей от неестественных причин и травматизма.