ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2012 года N 945-п
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 27.02.2013 N 176-п, от 20.12.2013 N 1685-п,
от 24.04.2014 N 376-п, от 06.08.2014 N 764-п)
В соответствии с постановлением Правительства области от 30.11.2011 N 953-п "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.
2. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления субсидий на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.
2<1>. Утвердить прилагаемый Порядок возврата субсидий на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
(п. 2<1> введен Постановлением Правительства ЯО от 27.02.2013 N 176-п)
3. Образовать комиссию по вопросам предоставления субсидий на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы и утвердить ее состав (прилагается).
4. Утвердить прилагаемое Положение о проведении конкурсов проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Грибова А.С.
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 27.02.2013 N 176-п)
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 27.02.2013 N 176-п, от 20.12.2013 N 1685-п,
от 24.04.2014 N 376-п, от 06.08.2014 N 764-п)
Паспорт ОЦП
(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 20.12.2013 N 1685-п)
Сроки реализации ОЦП | 2012 - 2014 годы | |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Грибов А.С., тел. (4852) 78-60-14 | |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент общественных связей Ярославской области | заместитель директора департамента общественных связей Ярославской области Шабров И.В., тел. (4852) 40-15-14 |
Исполнители ОЦП | агентство по делам молодежи Ярославской области | руководитель агентства по делам молодежи Ярославской области Цветков М.А., тел. (4852) 40-19-16 |
департамент информатизации и связи Ярославской области | директор департамента информатизации и связи Ярославской области Лысенко Э.А., тел. (4852) 40-16-34 | |
департамент образования Ярославской области | директор департамента образования Ярославской области Груздев М.В., тел. (4852) 40-08-88 | |
департамент территориального развития Ярославской области | директор департамента территориального развития Ярославской области Бойко Ю.А., тел. (4852) 40-14-95 | |
управление массовых коммуникаций Правительства области | начальник управления массовых коммуникаций Правительства области Костикова А.А., тел. (4852) 40-07-87 | |
управление Правительства области по взаимодействию с законодательными органами | заместитель начальника управления Правительства области по взаимодействию с законодательными органами Штарев П.В., тел. (4852) 40-14-80 | |
Электронный адрес размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/dos/tmpPages/programs.aspx |
Общая потребность в финансовых ресурсах
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 06.08.2014 N 764-п)
Источники финансирования | Плановый объем финансирования, тыс. руб. | |||
всего | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Областной бюджет | 9000,0 | 2000,0 | 4000,0 | 3000,0 |
Внебюджетные источники | 820,0 | 170,0 | 430,0 | 220,0 |
Федеральный бюджет | 435,4 | - | - | 435,4 |
Итого по ОЦП | 10255,4 | 2170,0 | 4430,0 | 3655,4 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование
необходимости реализации ОЦП
1. Основные понятия, используемые в ОЦП
В ОЦП используются следующие основные понятия:
ксенофобия - навязчивый страх перед незнакомыми лицами, иностранцами, нетерпимость к чужому, непривычному;
межэтническая гармонизация - оптимизация национальной политики, сбалансированные на научной основе межэтнические процессы;
миграция населения - перемещение населения, изменение его места жительства;
мониторинг - система постоянных наблюдений, анализа и оценки этнических процессов и явлений с целью определения характера, тенденций и закономерностей в их развитии;
общественные объединения - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
социально ориентированные некоммерческие организации - социально ориентированные некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие в соответствии с учредительными документами различные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации (далее - СО НКО);
толерантность - ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
этническая диаспора - компактное проживание представителей народа вне страны своего происхождения, своей исторической родины;
этническая дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по этническим признакам;
этническая интеграция - сохранение разными этническими группами, находящимися в межкультурном взаимодействии, присущих им культурных индивидуальностей при объединении их в одно общество на иных основаниях;
этническая культура - совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференцирующую функцию;
этнические обычаи и традиции - компоненты психического склада этноса, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение;
этнические ценности - система приоритетов определенной этнической группы;
этнический компонент - этнокультурное содержание учебного материала, отражающее национально-культурную специфику территории края с компактным проживанием населения той или иной национальности;
этнический конфликт - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются и действуют по принципу этнических различий;
этничность - совокупность характерных культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой;
этнокультурный - понятие, включающее в себя национальный этнический аспект как важный и неотъемлемый элемент социокультурных традиций и образа жизни народов.
2. Содержание проблемы
ОЦП разработана на период 2012 - 2014 годов и определяет приоритеты и мероприятия, ориентированные на сохранение этнополитической стабильности в регионе посредством формирования межэтнической интеграции жителей Ярославской области на основе духовных и нравственных устоев многонационального российского общества.
Сохранение народной культуры является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в подростковой и молодежной среде, воспитания духовности и нравственности, минимизации рисков в сфере межэтнических отношений.
Актуальность задачи гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области обусловлена наличием на стратегической карте Ярославской области цели вовлечения жителей области в решение социально-экономических и общественно-политических задач региона. При этом данная задача является поддерживающей для таких стратегических целей, как:
- развитие потенциала трудовых ресурсов и культуры постоянного совершенствования преимущественно среди молодежи;
- гарантирование жителям стандарта жизнеобеспечения;
- создание конкурентоспособных условий жизнедеятельности трудовым ресурсам в точках роста;
- активное формирование целевого образа региона;
- обеспечение стратегического единства регионального и муниципального управления.
Потребность в решении проблемы гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области обусловлена необходимостью создания благоприятной социальной среды на территории Ярославской области, развития экономики и социальной сферы.
Напряженные межнациональные отношения в бывших союзных республиках СССР, массовые столкновения, военные конфликты усилили территориальную подвижность населения. По данным исследований, наша область приняла значительное число русскоязычных беженцев. В решении этой проблемы участвуют многие организации.
По данным Института социально-политических исследований Российской академии наук, Ярославская область относится к регионам со средней степенью национальной напряженности. По результатам исследования, 36 процентов респондентов отмечают национальную напряженность, а 46 процентов характеризуют ситуацию как стабильную.
Однако есть признаки роста межнациональной напряженности: случаи столкновений интересов коренного населения и представителей других национальностей, произошедшие в Мышкине, Угличе, Ростове, Ярославле.
Нельзя не отметить усиление националистических настроений, возникновение группировок, объединенных идеей освобождения России от неславянских народов вплоть до насильственного их вытеснения. В Ярославле нет четко оформленных групп такой направленности, но отдельные проявления националистических настроений налицо. Время от времени появляются листовки, надписи на стенах домов.
По данным переписи населения в Ярославской области, произошло незначительное снижение удельного веса русских.
Из других национальностей наиболее многочисленными в количественном отношении (в порядке убывания) являются украинцы, армяне, азербайджанцы, татары, езиды, белорусы, узбеки, цыгане, таджики, грузины, немцы и евреи. Отмечено увеличение численности чеченцев, ингушей, лезгин, даргинцев, осетин (преимущественно мужчин).
Этнический состав Ярославской области
(по данным переписи 2010 года)
Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется по области следующими данными:
Человек | В процентах к указавшим национальную принадлежность | |||
2010 год | 2002 год | 2010 год | 2002 год | |
Все население | 1272468 | 1367398 | ||
в том числе: | ||||
указавшие национальную принадлежность: | 1221467 | 1355568 | 100 | 100 |
русские | 1172188 | 1301130 | 95,97 | 95,98 |
украинцы | 9492 | 13155 | 0,78 | 0,97 |
армяне | 7158 | 5993 | 0,59 | 0,44 |
азербайджанцы | 5327 | 5667 | 0,43 | 0,42 |
татары | 4982 | 6175 | 0,41 | 0,46 |
езиды | 3287 | 2718 | 0,27 | 0,20 |
белорусы | 2937 | 4275 | 0,24 | 0,31 |
узбеки | 1397 | 687 | 0,11 | 0,05 |
цыгане | 1348 | 1308 | 0,11 | 0,10 |
таджики | 1219 | 725 | 0,10 | 0,05 |
грузины | 820 | 1169 | 0,07 | 0,09 |
немцы | 750 | 1042 | 0,06 | 0,08 |
евреи | 688 | 1014 | 0,05 | 0,07 |
Другие национальности | 9874 | 10510 | 0,81 | 0,78 |
Лица, не указавшие национальную принадлежность, включая лиц, по которым сведения получены из административных источников | 51001 | 11830 | x | x |