ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2012 года N 945-п


ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ


(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 27.02.2013 N 176-п, от 20.12.2013 N 1685-п,
от 24.04.2014 N 376-п, от 06.08.2014 N 764-п)


В соответствии с постановлением Правительства области от 30.11.2011 N 953-п "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.

2. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления субсидий на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.

2<1>. Утвердить прилагаемый Порядок возврата субсидий на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

(п. 2<1> введен Постановлением Правительства ЯО от 27.02.2013 N 176-п)

3. Образовать комиссию по вопросам предоставления субсидий на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы и утвердить ее состав (прилагается).

4. Утвердить прилагаемое Положение о проведении конкурсов проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках исполнения областной целевой программы "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Грибова А.С.

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 27.02.2013 N 176-п)

6. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 19.09.2012 N 945-п

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ


(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 27.02.2013 N 176-п, от 20.12.2013 N 1685-п,
от 24.04.2014 N 376-п, от 06.08.2014 N 764-п)

Паспорт ОЦП

(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 20.12.2013 N 1685-п)

Сроки реализации ОЦП

2012 - 2014 годы

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области Грибов А.С., тел. (4852) 78-60-14

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент общественных связей Ярославской области

заместитель директора департамента общественных связей Ярославской области Шабров И.В., тел. (4852) 40-15-14

Исполнители ОЦП

агентство по делам молодежи Ярославской области

руководитель агентства по делам молодежи Ярославской области Цветков М.А., тел. (4852) 40-19-16

департамент информатизации и связи Ярославской области

директор департамента информатизации и связи Ярославской области Лысенко Э.А., тел. (4852) 40-16-34

департамент образования Ярославской области

директор департамента образования Ярославской области Груздев М.В., тел. (4852) 40-08-88

департамент территориального развития Ярославской области

директор департамента территориального развития Ярославской области Бойко Ю.А., тел. (4852) 40-14-95

управление массовых коммуникаций Правительства области

начальник управления массовых коммуникаций Правительства области Костикова А.А., тел. (4852) 40-07-87

управление Правительства области по взаимодействию с законодательными органами

заместитель начальника управления Правительства области по взаимодействию с законодательными органами Штарев П.В., тел. (4852) 40-14-80

Электронный адрес размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/dos/tmpPages/programs.aspx


Общая потребность в финансовых ресурсах

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 06.08.2014 N 764-п)

Источники финансирования

Плановый объем финансирования, тыс. руб.

всего

2012 год

2013 год

2014 год

Областной бюджет

9000,0

2000,0

4000,0

3000,0

Внебюджетные источники

820,0

170,0

430,0

220,0

Федеральный бюджет

435,4

-

-

435,4

Итого по ОЦП

10255,4

2170,0

4430,0

3655,4


I. Описание текущей ситуации и обоснование
необходимости реализации ОЦП

1. Основные понятия, используемые в ОЦП

В ОЦП используются следующие основные понятия:

ксенофобия - навязчивый страх перед незнакомыми лицами, иностранцами, нетерпимость к чужому, непривычному;

межэтническая гармонизация - оптимизация национальной политики, сбалансированные на научной основе межэтнические процессы;

миграция населения - перемещение населения, изменение его места жительства;

мониторинг - система постоянных наблюдений, анализа и оценки этнических процессов и явлений с целью определения характера, тенденций и закономерностей в их развитии;

общественные объединения - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;

социально ориентированные некоммерческие организации - социально ориентированные некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие в соответствии с учредительными документами различные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации (далее - СО НКО);

толерантность - ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

этническая диаспора - компактное проживание представителей народа вне страны своего происхождения, своей исторической родины;

этническая дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по этническим признакам;

этническая интеграция - сохранение разными этническими группами, находящимися в межкультурном взаимодействии, присущих им культурных индивидуальностей при объединении их в одно общество на иных основаниях;

этническая культура - совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференцирующую функцию;

этнические обычаи и традиции - компоненты психического склада этноса, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение;

этнические ценности - система приоритетов определенной этнической группы;

этнический компонент - этнокультурное содержание учебного материала, отражающее национально-культурную специфику территории края с компактным проживанием населения той или иной национальности;

этнический конфликт - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются и действуют по принципу этнических различий;

этничность - совокупность характерных культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой;

этнокультурный - понятие, включающее в себя национальный этнический аспект как важный и неотъемлемый элемент социокультурных традиций и образа жизни народов.

2. Содержание проблемы

ОЦП разработана на период 2012 - 2014 годов и определяет приоритеты и мероприятия, ориентированные на сохранение этнополитической стабильности в регионе посредством формирования межэтнической интеграции жителей Ярославской области на основе духовных и нравственных устоев многонационального российского общества.

Сохранение народной культуры является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в подростковой и молодежной среде, воспитания духовности и нравственности, минимизации рисков в сфере межэтнических отношений.

Актуальность задачи гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области обусловлена наличием на стратегической карте Ярославской области цели вовлечения жителей области в решение социально-экономических и общественно-политических задач региона. При этом данная задача является поддерживающей для таких стратегических целей, как:

- развитие потенциала трудовых ресурсов и культуры постоянного совершенствования преимущественно среди молодежи;

- гарантирование жителям стандарта жизнеобеспечения;

- создание конкурентоспособных условий жизнедеятельности трудовым ресурсам в точках роста;

- активное формирование целевого образа региона;

- обеспечение стратегического единства регионального и муниципального управления.

Потребность в решении проблемы гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области обусловлена необходимостью создания благоприятной социальной среды на территории Ярославской области, развития экономики и социальной сферы.

Напряженные межнациональные отношения в бывших союзных республиках СССР, массовые столкновения, военные конфликты усилили территориальную подвижность населения. По данным исследований, наша область приняла значительное число русскоязычных беженцев. В решении этой проблемы участвуют многие организации.

По данным Института социально-политических исследований Российской академии наук, Ярославская область относится к регионам со средней степенью национальной напряженности. По результатам исследования, 36 процентов респондентов отмечают национальную напряженность, а 46 процентов характеризуют ситуацию как стабильную.

Однако есть признаки роста межнациональной напряженности: случаи столкновений интересов коренного населения и представителей других национальностей, произошедшие в Мышкине, Угличе, Ростове, Ярославле.

Нельзя не отметить усиление националистических настроений, возникновение группировок, объединенных идеей освобождения России от неславянских народов вплоть до насильственного их вытеснения. В Ярославле нет четко оформленных групп такой направленности, но отдельные проявления националистических настроений налицо. Время от времени появляются листовки, надписи на стенах домов.

По данным переписи населения в Ярославской области, произошло незначительное снижение удельного веса русских.

Из других национальностей наиболее многочисленными в количественном отношении (в порядке убывания) являются украинцы, армяне, азербайджанцы, татары, езиды, белорусы, узбеки, цыгане, таджики, грузины, немцы и евреи. Отмечено увеличение численности чеченцев, ингушей, лезгин, даргинцев, осетин (преимущественно мужчин).

Таблица 1


Этнический состав Ярославской области
(по данным переписи 2010 года)

Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется по области следующими данными:

Человек

В процентах к указавшим национальную принадлежность

2010 год

2002 год

2010 год

2002 год

Все население

1272468

1367398

в том числе:

указавшие национальную принадлежность:

1221467

1355568

100

100

русские

1172188

1301130

95,97

95,98

украинцы

9492

13155

0,78

0,97

армяне

7158

5993

0,59

0,44

азербайджанцы

5327

5667

0,43

0,42

татары

4982

6175

0,41

0,46

езиды

3287

2718

0,27

0,20

белорусы

2937

4275

0,24

0,31

узбеки

1397

687

0,11

0,05

цыгане

1348

1308

0,11

0,10

таджики

1219

725

0,10

0,05

грузины

820

1169

0,07

0,09

немцы

750

1042

0,06

0,08

евреи

688

1014

0,05

0,07

Другие национальности

9874

10510

0,81

0,78

Лица, не указавшие национальную принадлежность, включая лиц, по которым сведения получены из административных источников

51001

11830

x

x

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»