ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
развития туризма и отдыха в Ярославской области
на 2011-2014 годы
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Заказчик ОЦП | Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель | департамент экономического развития Ярославской области |
Исполнители ОЦП | органы местного самоуправления муниципальных образований области |
Участники ОЦП | ═ |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП | юридические лица, работающие в сфере туризма, услуг и транспорта |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП | - инвесторы, участники проекта ГЧП по развитию туристской инфраструктуры; |
Дата начала ОЦП | 01.01.2011 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2014 |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области И.С. Елфимов |
Ответственные лица для контактов | консультант отдела развития туризма департамента экономического развития Ярославской области Цапук Дмитрий Анатольевич, тел. 400-119 |
Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/der/Pages/razvturizm.aspx |
II. ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Источники финансирования | Единица измерения | Потребность | ||||
всего | в том числе по годам | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||
Областной бюджет | тыс. руб. | 152072 | 24472 | 71800 | 27000 | 27000 |
Справочно: | ||||||
федеральный бюджет | тыс. руб. | 925000 | - | 295000 | 310000 | 320000 |
местные бюджеты* | тыс. руб. | 92070 | 21110 | 27320 | 20724,8 | 22915,2 |
внебюджетные источники | тыс. руб. | 11426000 | 2153000 | 2701000 | 4294000 | 2278000 |
Всего | тыс. руб. | 12595142 | 2198582 | 3095120 | 4651724,8 | 2647915,2 |
* Объемы софинансирования за счет средств местных бюджетов будут уточнены по итогам принятия муниципальными образованиями области муниципальных целевых программ развития туризма.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Развитие туризма и его значимость для Ярославской области определяются богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Ярославская область по туристическому потенциалу занимает высокое 17-е место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, для охоты и рыбалки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона.
Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 8 лет, начиная с 2002 года, почти в 3 раза (с 476 до 1390 тысяч) увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, более чем в 4,5 раза (с 230 до 1100 млн. рублей) увеличить объем туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по данным Федерального агентства по туризму, занимает в Центральном федеральном округе 4-е место по числу посетителей после Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2009 году область приняла 1392 тысячи туристов и экскурсантов, в том числе более 240 тысяч иностранных граждан.
По данным мониторинга туристской сферы, в 2009 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму 1100 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 3,5 млрд. рублей, что составляет около 1,8 процента валового регионального продукта Ярославской области. При этом поступления от туристской индустрии Ярославской области в бюджеты всех уровней составили более 200 млн. рублей, а бюджетная эффективность развития туризма составляет более 3,5 рубля на один вложенный рубль.
Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области показали, что туристы планировали потратить в нашем регионе почти в два раза больше, чем они потратили на самом деле. Эффективность функционирования туристской индустрии сдерживается недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма, недостатком инвестиций в туристскую инфраструктуру, слабым использованием таких современных форм взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Недостаток понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.
Основной проблемой является отсутствие достаточных условий для резкого повышения социально-экономической эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области.
В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии региона.
Сегодня область стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования своего туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объему туристского потока опережает Владимирская область за счет большого приема гостей в городах Владимире и Суздале, достигают Тверская, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.
В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учета при этом сильных и слабых сторон сферы туризма в Ярославской области.
К сильным сторонам развития туризма в области относятся:
- выгодное экономико-географическое положение;
- богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов;
- принадлежность к популярному туристскому маршруту «Золотое кольцо России»;
- наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона;
- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;
- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;