ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2011 года N 704-п
В целях создания условий для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Ярославской области как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на 2012 - 2014 годы (далее - Программа).
2. Департаменту промышленной политики Ярославской области обеспечить разработку проекта Программы и в срок до 01 декабря 2011 года представить на утверждение Правительству области.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
КОНЦЕПЦИЯ
Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных
художественных промыслов Ярославской области
на 2012 - 2014 годы
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Краткое описание анализа ситуации | приведено в приложении 1 к Концепции, |
Возможные варианты решения | приведены в приложении 3 к Концепции |
Дата начала Программы | 01.01.2012 |
Дата окончания Программы | 31.12.2014 |
Ответственный исполнитель Программы | департамент промышленной политики Ярославской области |
Исполнители Программы | департамент экономического развития Ярославской области, |
Участники Программы | органы местного самоуправления муниципальных образований области, |
Куратор Программы | заместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович |
Ответственные лица для контактов | директор департамента промышленной политики Ярославской области |
II. Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования | Единица | Предельный объем финансирования | |||
всего | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||
Областной бюджет | млн. руб. | 44,76 | 10,71 | 14,5 | 19,55 |
Внебюджетные источники | млн. руб. | 43,5 | 8,5 | 15,0 | 20,0 |
Справочно: | |||||
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
Местные бюджеты | млн. руб. | 1,6 | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
Всего | млн. руб. | 89,86 | 19,71 | 30,0 | 40,15 |
Механизм финансирования ОЦП приведён в приложении 4 к Концепции.
III. Цель Программы
Наименование | Показатель | Обоснование плановых значений показателя | ||||||
наименование | единица измерения | весовой коэффициент | значение | |||||
базовое | планируемое | |||||||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Сохранение, | количество организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в народных художественных промыслах Ярославской области | ед. | 0,5 | 94 | 100 | 108 | 120 | регистрация индивидуально работающих мастеров в качестве индивидуальных предпринимателей. В Российской Федерации изготовлением изделий народных художественных промыслов занимается |
общий объем отгруженных изделий народных художественных промыслов(нарастающим итогом) | млн. руб. | 0,3 | 266 | 273 | 280 | 295 | увеличение спроса на изделия народных художественных промыслов и расширение внутреннего и внешнего рынков сбыта (Нижегородская область - | |
численность работников, занятых в сфере народных художественных промыслов | человек | 0,2 | 1500 | 1600 | 1660 | 1750 | увеличение численности работающих в сфере народных художественных промыслов за счет расширения производства изделий народных художественных промыслов (Республика Дагестан - 2000 чел., Нижегородская область - |
IV. Задачи Программы
N | Наименование задачи | Весовой коэффициент | Результат | |||||
наименование | единица | значение | ||||||
базовое | планируемое | |||||||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Информационно-аналитическое обеспечение развития отрасли народных художественных промыслов | 0,1 | количество информированных организаций, индивидуальных предпринимателей, в том числе по налогообложению и финансовой поддержке (нарастающим итогом) | ед. | 94 | 300 | 500 | 600 |
2. | Обеспечение финансовой государственной поддержки развития отрасли народных художественных промыслов | 0,4 | доля организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших поддержку в рамках Программы (нарастающим итогом) | % | 0 | 30 | 60 | 90 |
3. | Маркетинговая поддержка продвижения продукции, производимой субъектами народных художественных промыслов Ярославской области, на российский и международный рынки и стимулирование её сбыта | 0,2 | количество участников мероприятий, проводимых в рамках Программы (нарастающим итогом) | ед. | 150 | 702 | 770 | 920 |
4. | Развитие кадрового обеспечения отрасли народных художественных промыслов | 0,2 | количество человек, прошедших обучение (нарастающим итогом) | ед. | 0 | 150 | 250 | 320 |
V. Риски Программы
Наименование риска | Балл |
Невыполнение объёмов финансирования | 2 (маловероятно) х 3 (среднее) = 6 |
Срыв сроков реализации мероприятий | 2 (маловероятно) х 4 (значительное) = 8 |
Анализ
состояния и основные проблемы сохранения, возрождения и развития народных
художественных промыслов Ярославской области
Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью культурного наследия и традиций народного искусства, развивающихся на основе преемственности местных художественно-стилевых и технических особенностей, обогащаемых современным художественным опытом.
Народные художественные промыслы Ярославской области являются национальным достоянием и предметом гордости населения региона. Они представляют собой особую культурно-историческую ценность, так как обладают индивидуальными особенностями и не повторяют изделия народных художественных промыслов других регионов. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, обладающих комплексом уникальных по количеству и разнообразию видов и стилистических особенностей, охватывающих практически все виды техники и прикладного искусства, является важной государственной задачей.
В Ярославской области наиболее развиты такие виды народных промыслов, как художественная обработка металлов, производство художественной керамики, художественная вышивка, художественная обработка дерева и других растительных материалов, художественное ручное ткачество, в меньшей степени - художественное ручное вязание, художественное ручное кружево, производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов, изготовление изделий из войлока и овечьей шерсти, производство ювелирных изделий. В соответствии с федеральным законодательством постановлением Правительства области от 16.12.2009 N 1191-п «Об утверждении Порядка отнесения изделий, изготавливаемых на территории Ярославской области, к изделиям народных художественных промыслов и о перечне мест традиционного бытования народных художественных промыслов» определены места традиционного бытования народных художественных промыслов в Ярославской области.
По состоянию на 01 января 2011 года в Ярославской области осуществляют деятельность в сфере народных художественных промыслов 17 организаций и 77 индивидуальных предпринимателей. Численность работающих во всех организациях, производящих изделия народных художественных промыслов, - 1500 человек. Кроме того, более 500 мастеров работают вне организаций (на дому) как индивидуальные мастера без регистрации в налоговых органах. Организациями народных художественных промыслов, расположенных на территории Ярославской области, в 2010 году изготовлено изделий народных художественных промыслов на сумму 266544 тыс. рублей, рост к 2009 году составил 103,3 процента.
В 2007 году в 64 субъектах Российской Федерации произведено изделий народных художественных промыслов в фактических ценах на сумму 3,8 млрд. рублей. Объём изделий народных художественных промыслов, произведённых в Нижегородской области, в общем объеме производства изделий народных художественных промыслов в Российской Федерации составляет 15,4 процента, Ярославской области - 7 процентов.
Из 17 организаций, производящих изделия народных художественных промыслов, 9 организаций относятся к организациям народных художественных промыслов, и производимые ими изделия пользуются спросом у населения региона и за его пределами. В регионе существует резерв для роста числа организаций, которые могут увеличить долю изделий народных художественных промыслов в общем объеме производства и реализации до 50 и более процентов и перейти из разряда потенциальных организаций народных художественных промыслов в организации народных художественных промыслов. Кроме того, нужно создавать условия для регистрации индивидуально работающих мастеров в качестве индивидуальных предпринимателей. Планируется привлечение инвалидов и других маломобильных групп населения в область народных художественных промыслов для изготовления изделий народных художественных промыслов.
По данным мониторинга, в 2010 году количество индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере народных художественных промыслов, по сравнению с 2009 годом увеличилось с 60 до 77, что связано с регистрацией индивидуально работающих мастеров в качестве индивидуальных предпринимателей (количество индивидуальных мастеров в 2009 году - 520 чел., в 2010 году - 503 чел.). Сохраняется негативная тенденция сокращения численности работников, занятых на предприятиях народных художественных промыслов области. Так, по сравнению с 2009 годом численность работников сократилась на 6,4 процента. Выросла кредиторская задолженность на 5,2 процента.
Поддержка организаций народных художественных промыслов, осуществляемая на федеральном уровне, в последние годы значительно сократилась. В перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в 2011 году, утверждённый приказом Минпромторга России от 22.06.2010 N 509 «Об утверждении перечня организации народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в 2011 году», включены только 4 предприятия Ярославской области: закрытое акционерное общество «Фабрика «Ростовская финифть» (г. Ростов), закрытое акционерное общество «Новый мир» (г. Переславль-Залесский), закрытое акционерное общество «Переславская керамика» (г. Переславль-Залесский), общество с ограниченной ответственностью «Мастерская майолики Павловой и Шепелева» (г. Ярославль).
В сфере народных художественных промыслов области сохраняются негативные тенденции: сокращение количества организаций, численности работающих на них, низкий уровень рентабельности производства и заработной платы, сложности, связанные с возрастающими ценами на сырье, энергоносители, аренду помещений, недобросовестной конкуренцией и значительным количеством поступающей на потребительский рынок фальсифицированной продукции. В 2010 году отмечается снижение объемов отгруженных изделий народных художественных промыслов по большинству организаций народных художественных промыслов: на закрытом акционерном обществе «Новый мир» в 2009 году отгружено изделий народных художественных промыслов в сумме 36613 тыс. рублей, в 2010 году - 31894 тыс. рублей, то есть произошло снижение объёмов на 12,8 процента, на федеральном государственном унитарном предприятии «Русские ремесла» - снижение на 29,2 процента, обществе с ограниченной ответственностью «Мастерская майолики Павловой и Шепелева» - на 29,1 процента и т.д.
Специфика структуры себестоимости изделий народных промыслов заключается в большом удельном весе расходов на оплату труда, так как одной из особенностей производства изделий народных художественных промыслов является широкое и обязательное применение творческого, преимущественно ручного, труда художников и мастеров. Отсюда в отрасли народных художественных промыслов чрезвычайно мала выработка продукции на одного работающего, а механизация процесса творческого ручного труда недопустима в связи с самой спецификой художественных промыслов. Таким образом, в отрасли народных художественных промыслов затраты на оплату труда вместе со страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды составляют около 50 процентов всех затрат. Кроме того, значительную долю в затратах занимает потребление энергетических ресурсов (от 15 до 30 процентов). Всё это приводит к тому, что организациям и мастерам народных художественных промыслов сложно конкурировать с предприятиями, использующими автоматизированный труд.
Финансово-экономический кризис 2009 года усугубил негативные тенденции в сфере народных художественных промыслов. Для того чтобы в неблагоприятных социально-экономических условиях поддержать отрасль, необходимы дополнительные виды государственной поддержки народных художественных промыслов.
Основными причинами отрицательных тенденций являются:
- техническая и технологическая отсталость производств и, как следствие, низкая конкурентоспособность изделий;
- постоянное повышение цен на энергоносители и сырье;
- высокие процентные ставки по банковским кредитам;
- отсутствие единой эффективной системы государственной поддержки народных художественных промыслов на федеральном, региональном и местном уровнях;