ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Чистая вода Ярославской области» на 2010-2014 годы
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Заказчик ОЦП | Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области |
Исполнители ОЦП | органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области |
Участник ОЦП | департамент экономического развития Ярославской области |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП | юридические и физические лица, занимающиеся реконструкцией и строительством сооружений водоснабжения и водоотведения, население области |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП | департамент финансов Ярославской области; финансовые органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений области; |
Дата начала ОЦП | 01.01.2010 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2014 |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области А.В. Епанешников |
Ответственные лица для контактов | заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области Кузнецова Татьяна Юрьевна телефон (4852) 40-05-51 |
Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/dzkh/tmpPages/ programs.aspx |
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | |||||
всего | в том числе по годам | ||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||
Финансовые ресурсы: | млн. руб. | 8738,9* | 142,1* | 184,5* | 2299,0* | 2505,5* | 3607,8* |
-областной бюджет | млн. руб. | 491,0 | 121,5 | 124,5 | 67,9 | 67,9 | 109,2 |
внебюджетные источники | млн. руб. | 7438,0 | 0 | 0 | 2000,0 | 2200,0 | 3238,0 |
Справочно: | |||||||
-федеральный бюджет | млн. руб. | 685,0 | 0 | 0 | 217,0 | 226,0 | 242,0 |
-местные бюджеты | млн. руб. | 124,9 | 20,6 | 60,0 | 14,1 | 11,6 | 18,6 |
*С учетом затрат федерального и местных бюджетов.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Ярославская область представляет собой промышленный регион, экономическое развитие которого было связано с размещением на его территории предприятий машиностроения, приборостроения, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Неблагоприятные экологические факторы, большой износ инженерных сооружений, технически устаревшее оборудование, а также недостаток финансовых средств и низкая эффективность использования имеющихся ресурсов привели к кризисному состоянию большинства систем коммунального водоснабжения и водоотведения.
В результате происходит дальнейшее загрязнение водных объектов, а питьевая вода на значительной части территории Ярославской области не отвечает установленным нормативам безопасности.
Численность населения, проживающего на территории Ярославской области, составляет более 1,32 млн. человек. Централизованным водоснабжением обеспечено 97 процентов городского и 65 процентов сельского населения. Поверхностными источниками водоснабжения являются реки Волга, Которосль, Уча, Сара, Устье, Сить, Печегда, озеро Плещеево, питьевой водой из указанных источников обеспечивается около 70 процентов жителей региона. Централизованным водоснабжением население области обеспечивается из 1336 источников, из них 26 источников - из поверхностных водных объектов. В области функционирует 5463 нецентрализованных источника водоснабжения, в основном в сельской местности, которыми пользуется около 10 процентов населения.
Качество питьевой воды как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям остаётся стабильно низким. Из 89 эксплуатируемых артезианских скважин лишь 37 имеют обеззараживающие установки. В 2008 году из подземных источников водоснабжения доля неудовлетворительных проб воды по санитарно-химическим показателям составила 65,2 процента, по микробиологическим показателям - 4,8 процента, из поверхностных источников водоснабжения по санитарно-химическим показателям - 38,8 процента, по микробиологическим показателям - 14,7 процента.
Анализ состояния систем и объектов водоснабжения и водоотведения выявил слабые стороны водного сектора, который характеризуется:
- недостаточным развитием централизованных систем водоснабжения (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, удельный вес жилой площади, оборудованной водопроводом, составляет в Ярославской области 78 процентов, в Центральном федеральном округе - 79,7 процента; удельный вес жилой площади, оборудованной системой водоотведения: в Ярославской области - 74,9 процента, в Центральном федеральном округе - 77,2 процента);
- несоответствием поверхностных и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения санитарным нормам и правилам, отсутствием зон санитарной охраны (удельный вес источников, не соответствующих санитарным правилам, в том числе по организации зон санитарной охраны, составляет 70 процентов от их общего количества; из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных значений доводится менее 30 процентов);
- отставанием от новейших мировых тенденций по внедрению современных информационных технологий управления и эффективной организации бизнес-процессов на предприятиях водного сектора;
- низкой инвестиционной привлекательностью водного сектора.
Наряду со слабыми сторонами существуют сильные стороны водного сектора. К ним относится наличие:
- значительных запасов месторождений подземных пресных вод;
- нормативных, правовых и организационных основ государственной политики в секторе водоснабжения и водоотведения, определяющих её приоритетные направления и механизм реализации;
- условий и предпосылок для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения на новой технологической основе, повышения качества предоставления услуг водохозяйственными организациями области;
- усилий со стороны органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, водохозяйственных предприятий и финансовых институтов, направленных на осуществление постепенного перехода к новым формам управления, которые обеспечат устойчивое развитие систем водоснабжения и водоотведения;
В последние годы водохозяйственная проблема приобрела еще большую остроту, поскольку из-за недостаточных темпов модернизации и развития системы водоснабжения и удаления сточных вод продолжают деградировать, население не обеспечивается питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве.
Выявление сильных и слабых сторон, характеризующих водный сектор, важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют или не позволяют реализоваться им в том или ином направлении.
К угрозам следует отнести:
- дефицит питьевой воды нормативного качества в населённых пунктах, удалённых от поверхностных источников водоснабжения;