ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2011 года N 682-п

О внесении изменений в постановление Правительства области
от 12.11.2009 N 1101-п



     Правительство области

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства области от 12.11.2009 N 1101-п «Об областной целевой программе «Чистая вода Ярославской области» на 2010-2014 годы» изменение, изложив областную целевую программу «Чистая вода Ярославской области» на 2010-2014 годы, утверждённую постановлением, в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков

  
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 12.11.2009 N 1101-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 16.09.2011 N 682-п)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Чистая вода Ярославской области» на 2010-2014 годы

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Заказчик ОЦП

Правительство Ярославской области

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области

Исполнители ОЦП

органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области

Участник ОЦП

департамент экономического развития Ярославской области

Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП

юридические и физические лица, занимающиеся реконструкцией и строительством сооружений водоснабжения и водоотведения, население области

Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП

департамент финансов Ярославской области; финансовые органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений области;
юридические и физические лица, осуществляющие реконструкцию и строительство сооружений водоснабжения и водоотведения

Дата начала ОЦП

01.01.2010

Дата окончания ОЦП

31.12.2014

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области А.В. Епанешников

Ответственные лица для контактов

 заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области Кузнецова Татьяна Юрьевна телефон (4852) 40-05-51

Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/dzkh/tmpPages/ programs.aspx

     

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2010

2011

2012

2013

2014

Финансовые ресурсы:

млн. руб.

8738,9*

142,1*

184,5*

2299,0*

2505,5*

3607,8*

-областной бюджет

млн. руб.

491,0

121,5

124,5

67,9

67,9

109,2

внебюджетные источники

млн. руб.

7438,0

0

0

2000,0

2200,0

3238,0

Справочно:

-федеральный бюджет

млн. руб.

685,0

0

0

217,0

226,0

242,0

-местные бюджеты

млн. руб.

124,9

20,6

60,0

14,1

11,6

18,6


*С учетом затрат федерального и местных бюджетов.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ярославская область представляет собой промышленный регион, экономическое развитие которого было связано с размещением на его территории предприятий машиностроения, приборостроения, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Неблагоприятные экологические факторы, большой износ инженерных сооружений, технически устаревшее оборудование, а также недостаток финансовых средств и низкая эффективность использования имеющихся ресурсов привели к кризисному состоянию большинства систем коммунального водоснабжения и водоотведения.

В результате происходит дальнейшее загрязнение водных объектов, а питьевая вода на значительной части территории Ярославской области не отвечает установленным нормативам безопасности.

Численность населения, проживающего на территории Ярославской области, составляет более 1,32 млн. человек. Централизованным водоснабжением обеспечено 97 процентов городского и 65 процентов сельского населения. Поверхностными источниками водоснабжения являются реки Волга, Которосль, Уча, Сара, Устье, Сить, Печегда, озеро Плещеево, питьевой водой из указанных источников обеспечивается около 70 процентов жителей региона. Централизованным водоснабжением население области обеспечивается из 1336 источников, из них 26 источников - из поверхностных водных объектов. В области функционирует 5463 нецентрализованных источника водоснабжения, в основном в сельской местности, которыми пользуется около 10 процентов населения.

Качество питьевой воды как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям остаётся стабильно низким. Из 89 эксплуатируемых артезианских скважин лишь 37 имеют обеззараживающие установки. В 2008 году из подземных источников водоснабжения доля неудовлетворительных проб воды по санитарно-химическим показателям составила 65,2 процента, по микробиологическим показателям - 4,8 процента, из поверхностных источников водоснабжения по санитарно-химическим показателям - 38,8 процента, по микробиологическим показателям - 14,7 процента.

Анализ состояния систем и объектов водоснабжения и водоотведения выявил слабые стороны водного сектора, который характеризуется:

- недостаточным развитием централизованных систем водоснабжения (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, удельный вес жилой площади, оборудованной водопроводом, составляет в Ярославской области 78 процентов, в Центральном федеральном округе - 79,7 процента; удельный вес жилой площади, оборудованной системой водоотведения: в Ярославской области - 74,9 процента, в Центральном федеральном округе - 77,2 процента);

- несоответствием поверхностных и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения санитарным нормам и правилам, отсутствием зон санитарной охраны (удельный вес источников, не соответствующих санитарным правилам, в том числе по организации зон санитарной охраны, составляет 70 процентов от их общего количества; из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных значений доводится менее 30 процентов);

- отставанием от новейших мировых тенденций по внедрению современных информационных технологий управления и эффективной организации бизнес-процессов на предприятиях водного сектора;

- низкой инвестиционной привлекательностью водного сектора.

Наряду со слабыми сторонами существуют сильные стороны водного сектора. К ним относится наличие:

- значительных запасов месторождений подземных пресных вод;

- нормативных, правовых и организационных основ государственной политики в секторе водоснабжения и водоотведения, определяющих её приоритетные направления и механизм реализации;

- условий и предпосылок для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения на новой технологической основе, повышения качества предоставления услуг водохозяйственными организациями области;

- усилий со стороны органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, водохозяйственных предприятий и финансовых институтов, направленных на осуществление постепенного перехода к новым формам управления, которые обеспечат устойчивое развитие систем водоснабжения и водоотведения;

В последние годы водохозяйственная проблема приобрела еще большую остроту, поскольку из-за недостаточных темпов модернизации и развития системы водоснабжения и удаления сточных вод продолжают деградировать, население не обеспечивается питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве.

Выявление сильных и слабых сторон, характеризующих водный сектор, важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют или не позволяют реализоваться им в том или ином направлении.

К угрозам следует отнести:

- дефицит питьевой воды нормативного качества в населённых пунктах, удалённых от поверхностных источников водоснабжения;

- рост антропогенной нагрузки на источники питьевого водоснабжения, их техногенное загрязнение, снижение самоочищающей способности рек - факторы, негативно влияющие на состояние здоровья и продолжительность жизни населения;

- неэффективность водного сектора, выражающуюся в росте эксплуатационных расходов и увеличении износа основных фондов;

- высокие требования кредитно-финансовых организаций к водохозяйственным предприятиям при обеспечении их кредитами, высокие процентные ставки по кредитам.

Эффективное решение системных проблем в водном секторе будет возможно при следующих условиях:

- государственная финансовая поддержка реализации мероприятий программы развития и совершенствования систем водоснабжения и водоотведения;

- наличие энергоресурсосберегающих и инновационных технологий;

- сформированные основы нормативной правовой базы, позволяющей реализовывать программные мероприятия;

- заинтересованность и готовность органов местного самоуправления муниципальных образований области и предприятий области к участию в совместной работе по решению имеющихся проблем;

- передача в муниципальную собственность бесхозных систем и объектов водоснабжения и водоотведения;

- использование институтов частно-государственного партнёрства в целях обеспечения устойчивого развития водного сектора.

Если имеющиеся проблемы не будут решены до 2014 года, прогноз развития ситуации в водном секторе области предполагает:

- возникновение угрозы экологической безопасности водной среды, влияющей на здоровье и продолжительность жизни населения;

- низкие темпы модернизации систем водоснабжения и водоотведения, которые не позволят обеспечить требуемой санитарной надежности разводящей сети и гарантированной подачи населению питьевой воды нормативного качества и в требуемых количествах;

- сохранение недостаточной эффективности водной отрасли, выражающейся в одновременном росте эксплуатационных расходов и увеличении износа основных фондов до 80 процентов;

- увеличение потребления энергетических ресурсов в результате увеличения потерь в процессе производства и доставки питьевой воды потребителям;

- необеспечение технического перевооружения и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, уменьшения выбросов загрязняющих веществ при сбросе сточных вод;

- снижение инвестиционной привлекательности водного сектора.

Проведенный SWOT- анализ позволяет сделать вывод, что организация процесса развития водного сектора региона в рамках ОЦП позволит:

- повысить эффективность капитальных вложений в наиболее важные, первоочередные объекты областной и муниципальной собственности благодаря концентрации ресурсов различных уровней бюджетной системы;

- обеспечить долгосрочное планирование развития водного сектора, что соответствует принципам федерального законодательства, предусматривающего возможность предоставления субсидий на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности исключительно в рамках долгосрочных областных целевых программ.

Мероприятия ОЦП направлены на решение стратегических целей Правительства области по созданию условий для привлечения инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры, повышению эффективности использования природных ресурсов, обеспечению качества окружающей среды и экологических условий жизни населения.

Таблица анализа рисков ОЦП, связанных с реализацией мероприятий, направленных на развитие водного сектора региона, приведена в приложении 1 к ОЦП.

III. ЦЕЛЬ ОЦП

Наименование цели

Показатель

Обоснование планового значения показателя

наименование

весовой коэффициент

единица измерения

значение

базовое

плановое

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Повышение обеспеченности населения Ярославской области питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, и снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами

- доля проб воды из водопроводов, не отвечающих гигиеническим нормативам:

величина плановых показателей определена методом экстраполяции на основе данных формы статистического наблюдения N 18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта РФ»

по санитарно-химическим показателям;

0,15

%

39,20

38,08

37,1

36,2

34,5

32,7

по микробиологическим показателям

0,15

%

4,49

5,38

5,2

5,0

4,0

3,0

- доля проб воды из сельских источников нецентрализованного водоснабжения, не отвечающих
гигиеническим нормативам:

по санитарно-химическим показателям;

0,15

%

55,09

55,04

54,9

по микробиологическим показателям

0,15

%

45,4

51,5

51,0

- обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения

0,15

%

79,0

79,2

79,4

79,7

80,0

80,5

величина плановых показателей определена методом экстраполяции на основе данных годовой формы федерального статистического наблюдения N 1-жилфонд «Сведения о жилищном фонде»

- обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения

0,15

%

74,8

74,9

75,0

75,1

75,3

75,5

- доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных, пропущенных через очистные сооружения

0,1

%

13,3

17,1

17,3

17,8

18,0

19,0

величина плановых показателей определена методом экстраполяции на основе данных годовой формы федерального статистического наблюдения N 1-канализация (годовая) «Сведения о работе канализации»

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»