Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2011 года N 245-п


О Концепции межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения
одарённых детей в Ярославской области



В целях реализации государственной политики в интересах одарённых детей и организации межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей в Ярославской области Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей в Ярославской области.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 15.04.2011 N 245-п

     

КОНЦЕПЦИЯ
межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей
в Ярославской области

     

1. Общие положения


В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утверждённой Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. N Пр-271, материалами заседания президиумов Государственного совета Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию от 22.04.2010 одним из основных направлений работы, проводимой одновременно с реализацией федерального государственного образовательного стандарта общего образования, является развитие системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» акцентируется внимание на необходимости многообразия форм и содержания образования в новой образовательной системе для развития потенциала разных типов одарённости и склонностей детей, а работа по развитию системы поддержки талантливых детей определяется как одна из основных составляющих развития общего образования.

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Реализовать эту потребность возможно только путём сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одарённые дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они - национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала личности.

Последний период социально-экономического развития нашей страны характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, учреждении культуры, спорта, но и в рамках системы более высокого порядка - в муниципальной или региональной системах образования, муниципальном и региональном пространствах. Одарённый ребенок в процессе своего развития выходит за рамки учреждения, выбирает услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений системы образования, культуры и спорта.

Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационного образовательного пространства региона на основе межведомственного взаимодействия систем образования, культуры, спорта, работы с молодежью, что позволит создать новые условия и средства, способствующие развитию одарённых и талантливых детей в регионе.

     2. Анализ состояния работы с одарёнными детьми в Ярославской области


В соответствии с Законом Ярославской области от 8 октября 2009 г. N 50-з «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области» и областной целевой программой «Семья и дети Ярославии», утверждённой постановлением Правительства области от 23.12.2010 N 1000-п «Об областной целевой программе «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы» (далее - областная целевая программа «Семья и дети Ярославии»), управление по социальной и демографической политике Правительства области (далее - управление по социальной и демографической политике), департамент образования Ярославской области (далее - департамент образования), департамент культуры Ярославской области (далее - департамент культуры), департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области (далее - департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту) реализуют комплекс мер по созданию условий для выявления и поддержки одарённых детей и их творческого развития, повышению квалификации специалистов, работающих с одарёнными детьми.

В Ярославской области основные направления работы с одарёнными детьми и молодёжью реализуют образовательные учреждения разных типов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения дополнительного образования детей (далее - УДОД), учреждения начального и среднего профессионального образования, а также учреждения культуры, физической культуры и спорта. С одарёнными детьми в системе образования работают 114 УДОД, в том числе 7 государственных и 107 муниципальных; 8 гимназий, 14 школ с углублённым изучением предметов, 4 лицея, 74 школы с обучением на профильном уровне. Система образовательных учреждений сферы культуры включает 38 муниципальных УДОД (детских музыкальных, художественных школ и школ искусств), 3 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования (музыкальное, художественное училища и училище культуры), 1 федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (театральный институт). В сфере физической культуры и спорта работает 65 спортивных школ.

Координацию работы с одарёнными детьми в системе образования осуществляют: государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области «Центр образования школьников «Олимп» (далее - Центр «Олимп»), государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области Центр детей и юношества (далее - Центр детей и юношества), государственное образовательное учреждение Ярославской области Центр детско-юношеского технического творчества, государственное образовательное учреждение Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области «Центр развития творчества детей и юношества».

В системе культуры координатором работы с одарёнными детьми выступает государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области» (далее - Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства), в системе физической культуры и спорта - государственное учреждение Ярославской области Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства», государственное образовательное учреждение Ярославской области «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва».

Осуществляется финансовая поддержка УДОД из областного бюджета на обеспечение уставной деятельности, а также целевое финансирование инновационных проектов системы дополнительного образования детей, областного конкурса педагогических проектов по работе с одарёнными детьми.

Реализуется областная целевая программа «Семья и дети Ярославии», в которой предусмотрены средства на поддержку участия одарённых детей во всероссийских, межрегиональных, международных мероприятиях. Ежегодно проводится более 450 областных творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций, выставок, мастер-классов, спортивных соревнований для 52 тысяч обучающихся.

В системе художественного образования постоянно проводятся открытые областные конкурсы пианистов им. А.Д. Львовой, Алексея Наседкина, исполнителей на духовых и народных инструментах им. В.Н. Городовской, на струнно-смычковых инструментах, на ударных инструментах «Отражение в ритме», конкурсы детского творчества «Восходящие звездочки», «Кладовая радости», вокальные и хоровые конкурсы, олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам, истории искусств. Реализуются комплексные проекты: летняя творческая школа «Взгляд на мир через культуру», мастер-классы «Урок даёт маэстро», Ярославская летняя фортепианная академия «ЛЯ_ФА». Ежегодно на конкурсной основе формируется команда Ярославской области для участия в молодёжных Дельфийских играх России.

Осуществляется олимпиадное движение, организатором и координатором которого выступает Центр «Олимп». Накоплен опыт реализации программ по развитию одарённости: программа Центра детей и юношества «Одарённые дети», Ярославская городская программа «Открытие» и другие.

Более 15000 обучающихся Ярославской области занимаются исследовательской деятельностью. Ежегодно организуются областные летние профильные лагеря для 2000 детей. Выплачивается 60 ежемесячных стипендий Губернатора области одарённым детям и 60 поощрительных премий их педагогам-наставникам, премии Губернатора области выпускникам, окончившим школу с золотой медалью, 28 ежемесячных стипендий департамента образования, 45 ежегодных областных стипендий департамента культуры для обучающихся и студентов образовательных учреждений культуры.

Создана интернет-система «Одарённые дети». Государственное учреждение Ярославской области Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании (далее - Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании) выполняет функции специализированного учреждения по работе с одарёнными детьми в Центральном федеральном округе.

Развивается система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одарёнными детьми, на базе: государственного образовательного учреждения Ярославской области «Институт развития образования», Центра «Олимп», Центра детей и юношества, Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, Учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства, федераций и союзов по видам спорта. Подготовлена и издана серия брошюр, сборников статей по работе с одарёнными детьми.

На территории области проводились мероприятия федерального уровня: заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике и математике, Первенство России по автомодельному спорту, Всероссийский лагерь туристов-краеведов, ежегодная Российская научная конференция школьников «Открытие», международный фестиваль детского анимационного кино «Золотая рыбка», Шестые молодёжные Дельфийские игры России, серия турниров и чемпионатов федерального и межрегионального уровня по видам спорта и другие.

Вместе с тем проведённый анализ позволил выявить проблемы, главной из которых является отсутствие системности и межведомственного взаимодействия в организации сопровождения развития одарённых детей на территории Ярославской области, в том числе:

- недостаточно организована межведомственная и внутриотраслевая интеграция в работе с одарёнными детьми;

- недостаточно выстроены связи в структуре регион - муниципальное образование - образовательное учреждение, обеспечивающие непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка в социуме и регионе;

отсутствует система в подготовке педагогических и управленческих кадров разных ведомств к организации сопровождения развития одарённого ребёнка;

слабо ведётся работа по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одарённости;

- недостаточно осуществляется мотивационная поддержка работы с одарёнными детьми в регионе;

- не отработана система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одарённых детей, отсутствует мониторинг их продвижения в социуме и регионе;

- не создана информационная база сопровождения одарённых детей в регионе.

По результатам проведённого анализа выявлена потребность в разработке модели процесса сопровождения одарённых детей, позволяющей отобразить региональные особенности этой деятельности, а именно:

- сформировать социальный заказ и региональную идею развития одарённых детей, направленную на получение социального и экономического эффекта в развитии Ярославской области;

- согласовать общее понимание одарённости, договориться, на каком уровне и с какими детьми будет организована работа: с одарёнными, с признаками одарённости или интеллектуальной элитой;

- создать ресурсные центры на базе учреждений разных ведомств региона, имеющих возможности в обеспечении отдельных направлений работы с одарёнными детьми;

- найти новые формы и методы сопровождения одарённых детей, разработать «сквозные» программы работы с одарёнными детьми в регионе;

- создать экспериментальные площадки по отработке новых технологий социально-педагогического адресного сопровождения одарённых детей;

- организовать систематическую пропаганду детских достижений в социуме через средства массовой информации;

- определить критерии и показатели эффективности процесса сопровождения развития одарённых детей в регионе.

Результаты анализа с учётом возможностей и особенностей социально-экономического развития Ярославской области вошли в основу данной Концепции.

    3. Цели и задачи межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей в регионе


Цели межведомственного взаимодействия:

- обеспечить системный подход к участию способных и одарённых детей, подростков, молодёжи Ярославской области в массовых мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других) различного уровня, направленных на выявление дарований и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей;

- разработать механизмы оценки эффективности работы с одарёнными детьми в условиях взаимодействия учреждений различных ведомств;

- создать единую информационную базу выявления и сопровождения развития одарённых детей в Ярославской области;

- обеспечить доступность ресурсов Ярославской области и эффективное их использование для всех категорий одарённых детей;

- создать единую систему мотивационной поддержки одарённых детей и педагогических кадров разных ведомств, обеспечивающих сопровождение развития одарённых детей на территории Ярославской области;

- обеспечить поиск новых возможностей для финансирования сопровождения одарённых детей на территории Ярославской области из различных источников;

- обновить нормативную правовую базу, учитывающую особенности межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей на территории Ярославской области.

Задачи межведомственного взаимодействия:

- формирование единой региональной политики на основе межведомственного взаимодействия, способствующей полноценному развитию личности каждого ребёнка (одарённого и с признаками одарённости), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одарённых детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности региона;

- рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одарённых детей, при этом отбор целей, содержания и форм работы с одарёнными детьми должен производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации и обеспечивать непрерывность развития одарённого ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одарённых учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов учреждений, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);

- рассмотрение межведомственного взаимодействия в регионе как механизма интеграции всех видов образования, учреждений разных ведомств, работающих с одарёнными детьми, ведущего к целостности этой системы, что позволит создать благоприятные условия для педагогического сопровождения развития одарённых детей;

- определение информационного пространства важнейшим компонентом образовательной среды, нахождение в котором позволит ребёнку осуществить выбор вида деятельности, её содержания, способа своего участия в ней;

- поддержка традиционно эффективной деятельности на уровне образовательных учреждений, муниципальных образований, региона и разработка эффективных форм работы, позволяющих создать новый опыт работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.

     4. Направления работы с одарёнными детьми в процессе межведомственного взаимодействия в Ярославской области

Направления
работы

Департамент образования

Департамент культуры

Департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту

1

2

3

4

5

1.

Создание комплекса методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одарённых детей региона

создание ресурсных центров:
- по разработке системы диагностики одарённости детей и консультационной помощи детям, их родителям, педагогам и специалистам разных ведомств;
- по ведению адресного мониторинга достижений детей;
- по консультированию детей по вопросам трудоустройства и самоопределения.
Создание условий для выявления одарённых детей через систему конкурсов, фестивалей и других мероприятий в рамках системы образования Ярославской области.
Формирование единого календаря областных массовых мероприятий для детей

создание условий для выявления одарённых детей через систему конкурсов, фестивалей и других мероприятий в рамках системы культуры Ярославской области.
Ведение адресного мониторинга достижений одарённых детей в сфере культуры и искусства.
Участие в формирование единого календаря областных массовых мероприятий для детей

создание условий для выявления одарённых детей через систему конкурсов, соревнований и других мероприятий в рамках системы физической культуры и спорта Ярославской области.
Ведение адресного мониторинга достижений одарённых детей в сфере физической культуры и спорта.
Участие в формировании единого календаря областных массовых мероприятий для детей

2.

Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках региональной системы образования, создание педагогических комплексов для работы с одарёнными детьми

организация работы инновационного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области «Новая школа».
Организация взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющими управление в сфере образования, и инициирование межведомственных инновационных проектов по работе с одарёнными детьми.
Организация и проведение областных межведомственных научно-практических конференций по проблемам сопровождения одарённых детей в региональном образовательном пространстве (совместно с вузами Ярославской области).
Организация взаимодействия с вузами и научно-исследовательскими организациями в вопросах сопровождения одарённых детей в сфере образования (обобщение опыта, ведение научных исследований и другое).
Развитие форм реабилитации, поддержания и восстановления здоровья одарённых детей: санаториев, профилакториев и других

организация взаимодействия с органами местного самоуправления (органами управления культурой муниципальных районов и городских округов области) и инициирование межведомственных инновационных проектов по работе с одарёнными детьми.
Организация взаимодействия с вузами и научно-исследовательскими организациями в вопросах сопровождения одарённых детей в сфере культуры и искусства.
Организация взаимодействия с организациями культуры и искусства региона в вопросах сопровождения одарённых детей

организация взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований области (органами управления физической культурой и спортом муниципальных районов и городских округов области) и инициирование межведомственных инновационных проектов по работе с одарёнными детьми.
Организация взаимодействия с вузами и научно-исследовательскими организациями в вопросах сопровождения одарённых детей в сфере физической культуры и спорта.
Организация взаимодействия с организациями физической культуры и спорта региона в вопросах сопровождения одарённых детей.
Развитие форм реабилитации, поддержания и восстановления здоровья одарённых детей средствами физической культуры и спорта

3.

Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках региональной системы образования

создание ресурсного центра организационной поддержки олимпиад школьников.
Создание ресурсных центров организационной поддержки детского творчества в сфере технического творчества, туризма, экологии и др. направлений, реализуемых в системе образования региона.
Формирование календаря массовых мероприятий с одарёнными детьми в регионе.
Создание системы конкурсов, олимпиад и других мероприятий по творческим видам деятельности, согласованных на уровне региона, муниципального образования области, образовательных учреждений.
Обеспечение каникулярного отдыха одарённых детей, организация образовательного досуга.
Проведение конкурсов исследовательских работ и проектов обучающихся.
Организация исследований по вопросам социально-педагогического сопровождения одарённых детей в рамках региона и поддержки одарённости.
Создание областных экспериментальных площадок по апробации новых технологий сопровождения одарённых детей в сфере образования

создание ресурсных центров организационной поддержки детского творчества в сфере культуры и искусства.
Создание системы конкурсов, выставок и других мероприятий творческой деятельности детей в сфере искусства и культуры, согласованных на уровне региона, муниципального образования области, образовательных учреждений.
Создание областных инновационных площадок по апробации новых технологий сопровождения одарённых детей в сфере культуры

создание ресурсных центров организационной поддержки детского спорта.
Создание ресурсного центра поддержки одарённых детей.
Создание системы спортивных мероприятий, согласованных на уровне региона, муниципального образования, образовательных учреждений.
Развитие здоровьесберегающих технологий для детей с признаками одарённости, помощь в формировании образовательного и развивающего спорта.
Создание областных экспериментальных площадок по апробации новых технологий сопровождения одарённых детей в сфере физической культуры и спорта

4.

Подготовка педагогических кадров к работе с одарёнными детьми

создание ресурсного центра по подготовке, повышению квалификации педагогических кадров разных ведомств в вопросах сопровождения одарённого ребёнка.

Разработка и апробация новой
позиции педагога в работе с одарёнными детьми: позиции тьютора, модератора, фасилитатора и других.
Организация обучения руководителей и специалистов органов управления, руководителей образовательных учреждений разных ведомств по организации сопровождения развития одарённых детей.
Организация стажёрских площадок для учреждений разных ведомств по направлениям детского творчества в сфере образования.
Методическая поддержка педагогов, руководителей образовательных учреждений в вопросах сопровождения одарённых детей.
Обобщение и распространение опыта работы учреждений образования по данному направлению

организация и проведение семинаров, «круглых столов» для педагогических кадров разных ведомств по проблемам сопровождения одарённых детей в сфере культуры и искусства.
Методическая поддержка педагогов, руководителей учреждений культуры в вопросах сопровождения одарённых детей.
Обобщение и распространение опыта работы учреждений культуры по данному направлению.
Организация стажёрских площадок для учреждений разных ведомств по направлениям детского творчества в сфере культуры

организация и проведение семинаров для педагогических кадров разных ведомств по проблемам сопровождения одарённых детей в сфере физической культуры и спорта.
Методическая поддержка педагогов, руководителей учреждений физической культуры и спорта в вопросах сопровождения одарённых детей.
Обобщение и распространение опыта работы учреждений физической культуры и спорта по данному направлению.
Организация стажёрских площадок для учреждений разных ведомств по направлениям детского творчества в сфере физической культуры и спорта

5.

Мотивационная поддержка работы с одарёнными детьми в регионе

проведение межведомственных конкурсов инновационных проектов по работе с одарёнными детьми.
Разработка системы доплат педагогам образовательных учреждений за работу с одарёнными детьми.
Разработка системы грантовой поддержки педагогов и учреждений образования

разработка системы доплат педагогам учреждений культуры за работу с одарёнными детьми.
Разработка системы грантовой поддержки педагогов и учреждений культуры

разработка системы доплат педагогам учреждений физической культуры и спорта за работу с одарёнными детьми.
Разработка системы грантовой поддержки педагогов и учреждений физической культуры и спорта

6.

Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей в региональной системе образования

создание ресурсного центра информационной поддержки и организации работы интернет-портала «Одарённые дети», в том числе предоставление информации по системе образования региона.
Размещение на сайте департамента образования документов и материалов по вопросам сопровождения одарённых детей.
Издание информационных буклетов, брошюр о мероприятиях с одарёнными детьми в сфере образования.
Поддержка специального телекоммуникационного проекта «Молодые таланты» совместно со средствами массовой информации, Молодёжным правительством Ярославской области.
Издание на CD-дисках методических материалов, творческих работ обучающихся и других материалов по направлениям работы с одарёнными детьми

участие в работе информационного интернет-портала «Одарённые дети»: предоставление информации, её анализ, применение в системе культуры региона.
Размещение на сайте департамента культуры документов и материалов по вопросам сопровождения одарённых детей.
Издание информационных буклетов, брошюр о мероприятиях с одарёнными детьми в сфере культуры и искусства.
Освещение работы с одарёнными детьми в средствах массовой информации

участие в работе информационного интернет-портала «Одарённые дети»: предоставление информации, её анализ, применение в системе физической культуры и спорта региона.
Размещение на странице департамента по делам молодёжи, физической культуре и спорту на официальном портале органов государственной власти Ярославской области документов и материалов по вопросам сопровождения одарённых детей.
Издание информационных буклетов, брошюр о спортивных и молодёжных мероприятиях с одарёнными детьми.
Освещение работы с одарёнными детьми в средствах массовой информации



5. Управление реализацией Концепции

Направления работы

Управление по социальной и демографической политике

Департамент образования

Департамент культуры

Департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту

1

2

3

4

5

6

1.

Координация работы с одарёнными детьми в региональном образовательном пространстве

подготовка заданий на изучение и формирование государственного и социального заказов на работу с одарёнными детьми, изучение потребностей
экономики региона в талантливых специалистах.
Издание ежегодного сборника «Одарённые дети Ярославской области»

структурирование и организация межведомственного взаимодействия в вопросах сопровождения одарённых детей в Ярославской области.
Обеспечение участия в реализации Концепции и координация деятельности учреждений, подведомственных департаменту образования

обеспечение участия в реализации Концепции и координация деятельности учреждений, подведомственных департаменту культуры

организация участия в реализации Концепции и координация деятельности учреждений,
подведомственных департаменту по делам молодёжи, физической культуре и спорту

2.

Нормативное обеспечение сопровождения одарённых детей в региональном образовательном пространстве

совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с одарёнными детьми в регионе.
Осуществление общего руководства по разработке и реализации программ межведомственного взаимодействия в работе с одарёнными детьми в регионе

разработка комплекса положений о конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях для детей разного возраста, организуемых департаментом образования.
Подготовка и утверждение нормативных правовых документов (в т.ч. положений о региональном ресурсном центре, тьюторе одарённого ребёнка, порядке межведомственного взаимодействия, о стимулировании работы с одарёнными детьми в регионе и других).
Внесение изменений в действующие нормативные документы с целью активизации работы с одарёнными детьми

разработка комплекса положений о конкурсах, фестивалях и других мероприятиях для детей разного возраста, организуемых департаментом культуры, согласованных на уровне региона, муниципального образования области, образовательных учреждений.
Внесение изменений в действующие нормативные документы с целью активизации работы с одарёнными детьми

разработка комплекса положений о конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях для детей разного возраста, организуемых департаментом по делам молодёжи, физической культуре и спорту, согласованных на уровне региона, муниципального образования области, образовательных учреждений.
Внесение изменений в действующие нормативные документы с целью активизации работы с одарёнными детьми

3.

Финансовое обеспечение сопровождения одарённых детей в региональном образовательном пространстве

участие в финансировании мероприятий с одарёнными детьми (в рамках областной целевой программы «Семья и дети Ярославии»)

укрепление материально-технической базы учреждений образования, приобретение материалов и инструментов для обеспечения сопровождения одарённых детей.
Поддержка социально значимых проектов.
Разработка системы грантов, целевых проектов.
Привлечение внебюджетных средств в качестве спонсорской поддержки работы с детьми

укрепление материально-технической базы учреждений культуры, приобретение материалов и инструментов для обеспечения сопровождения одарённых детей.
Поддержка социально значимых проектов.
Разработка системы грантов, целевых проектов.
Привлечение внебюджетных средств в качестве спонсорской поддержки работы с детьми

укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта, приобретение материалов и инструментов для обеспечения сопровождения одарённых детей.
Поддержка социально значимых проектов.
Разработка системы грантов, целевых проектов.
Привлечение внебюджетных средств в качестве спонсорской поддержки работы с детьми