ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2011 года N 245-п
В целях реализации государственной политики в интересах одарённых детей и организации межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей в Ярославской области Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей в Ярославской области.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
КОНЦЕПЦИЯ
межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей
в Ярославской области
1. Общие положения
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утверждённой Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. N Пр-271, материалами заседания президиумов Государственного совета Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию от 22.04.2010 одним из основных направлений работы, проводимой одновременно с реализацией федерального государственного образовательного стандарта общего образования, является развитие системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» акцентируется внимание на необходимости многообразия форм и содержания образования в новой образовательной системе для развития потенциала разных типов одарённости и склонностей детей, а работа по развитию системы поддержки талантливых детей определяется как одна из основных составляющих развития общего образования.
Обращение к проблеме целенаправленной работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Реализовать эту потребность возможно только путём сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одарённые дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они - национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала личности.
Последний период социально-экономического развития нашей страны характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, учреждении культуры, спорта, но и в рамках системы более высокого порядка - в муниципальной или региональной системах образования, муниципальном и региональном пространствах. Одарённый ребенок в процессе своего развития выходит за рамки учреждения, выбирает услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений системы образования, культуры и спорта.
Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационного образовательного пространства региона на основе межведомственного взаимодействия систем образования, культуры, спорта, работы с молодежью, что позволит создать новые условия и средства, способствующие развитию одарённых и талантливых детей в регионе.
2. Анализ состояния работы с одарёнными детьми в Ярославской области
В соответствии с Законом Ярославской области от 8 октября 2009 г. N 50-з «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области» и областной целевой программой «Семья и дети Ярославии», утверждённой постановлением Правительства области от 23.12.2010 N 1000-п «Об областной целевой программе «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы» (далее - областная целевая программа «Семья и дети Ярославии»), управление по социальной и демографической политике Правительства области (далее - управление по социальной и демографической политике), департамент образования Ярославской области (далее - департамент образования), департамент культуры Ярославской области (далее - департамент культуры), департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области (далее - департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту) реализуют комплекс мер по созданию условий для выявления и поддержки одарённых детей и их творческого развития, повышению квалификации специалистов, работающих с одарёнными детьми.
В Ярославской области основные направления работы с одарёнными детьми и молодёжью реализуют образовательные учреждения разных типов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения дополнительного образования детей (далее - УДОД), учреждения начального и среднего профессионального образования, а также учреждения культуры, физической культуры и спорта. С одарёнными детьми в системе образования работают 114 УДОД, в том числе 7 государственных и 107 муниципальных; 8 гимназий, 14 школ с углублённым изучением предметов, 4 лицея, 74 школы с обучением на профильном уровне. Система образовательных учреждений сферы культуры включает 38 муниципальных УДОД (детских музыкальных, художественных школ и школ искусств), 3 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования (музыкальное, художественное училища и училище культуры), 1 федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (театральный институт). В сфере физической культуры и спорта работает 65 спортивных школ.
Координацию работы с одарёнными детьми в системе образования осуществляют: государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области «Центр образования школьников «Олимп» (далее - Центр «Олимп»), государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области Центр детей и юношества (далее - Центр детей и юношества), государственное образовательное учреждение Ярославской области Центр детско-юношеского технического творчества, государственное образовательное учреждение Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области «Центр развития творчества детей и юношества».
В системе культуры координатором работы с одарёнными детьми выступает государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области» (далее - Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства), в системе физической культуры и спорта - государственное учреждение Ярославской области Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства», государственное образовательное учреждение Ярославской области «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва».
Осуществляется финансовая поддержка УДОД из областного бюджета на обеспечение уставной деятельности, а также целевое финансирование инновационных проектов системы дополнительного образования детей, областного конкурса педагогических проектов по работе с одарёнными детьми.
Реализуется областная целевая программа «Семья и дети Ярославии», в которой предусмотрены средства на поддержку участия одарённых детей во всероссийских, межрегиональных, международных мероприятиях. Ежегодно проводится более 450 областных творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций, выставок, мастер-классов, спортивных соревнований для 52 тысяч обучающихся.
В системе художественного образования постоянно проводятся открытые областные конкурсы пианистов им. А.Д. Львовой, Алексея Наседкина, исполнителей на духовых и народных инструментах им. В.Н. Городовской, на струнно-смычковых инструментах, на ударных инструментах «Отражение в ритме», конкурсы детского творчества «Восходящие звездочки», «Кладовая радости», вокальные и хоровые конкурсы, олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам, истории искусств. Реализуются комплексные проекты: летняя творческая школа «Взгляд на мир через культуру», мастер-классы «Урок даёт маэстро», Ярославская летняя фортепианная академия «ЛЯ_ФА». Ежегодно на конкурсной основе формируется команда Ярославской области для участия в молодёжных Дельфийских играх России.
Осуществляется олимпиадное движение, организатором и координатором которого выступает Центр «Олимп». Накоплен опыт реализации программ по развитию одарённости: программа Центра детей и юношества «Одарённые дети», Ярославская городская программа «Открытие» и другие.
Более 15000 обучающихся Ярославской области занимаются исследовательской деятельностью. Ежегодно организуются областные летние профильные лагеря для 2000 детей. Выплачивается 60 ежемесячных стипендий Губернатора области одарённым детям и 60 поощрительных премий их педагогам-наставникам, премии Губернатора области выпускникам, окончившим школу с золотой медалью, 28 ежемесячных стипендий департамента образования, 45 ежегодных областных стипендий департамента культуры для обучающихся и студентов образовательных учреждений культуры.
Создана интернет-система «Одарённые дети». Государственное учреждение Ярославской области Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании (далее - Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании) выполняет функции специализированного учреждения по работе с одарёнными детьми в Центральном федеральном округе.
Развивается система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одарёнными детьми, на базе: государственного образовательного учреждения Ярославской области «Институт развития образования», Центра «Олимп», Центра детей и юношества, Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, Учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства, федераций и союзов по видам спорта. Подготовлена и издана серия брошюр, сборников статей по работе с одарёнными детьми.
На территории области проводились мероприятия федерального уровня: заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике и математике, Первенство России по автомодельному спорту, Всероссийский лагерь туристов-краеведов, ежегодная Российская научная конференция школьников «Открытие», международный фестиваль детского анимационного кино «Золотая рыбка», Шестые молодёжные Дельфийские игры России, серия турниров и чемпионатов федерального и межрегионального уровня по видам спорта и другие.
Вместе с тем проведённый анализ позволил выявить проблемы, главной из которых является отсутствие системности и межведомственного взаимодействия в организации сопровождения развития одарённых детей на территории Ярославской области, в том числе:
- недостаточно организована межведомственная и внутриотраслевая интеграция в работе с одарёнными детьми;
- недостаточно выстроены связи в структуре регион - муниципальное образование - образовательное учреждение, обеспечивающие непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка в социуме и регионе;
отсутствует система в подготовке педагогических и управленческих кадров разных ведомств к организации сопровождения развития одарённого ребёнка;
слабо ведётся работа по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одарённости;
- недостаточно осуществляется мотивационная поддержка работы с одарёнными детьми в регионе;
- не отработана система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одарённых детей, отсутствует мониторинг их продвижения в социуме и регионе;
- не создана информационная база сопровождения одарённых детей в регионе.
По результатам проведённого анализа выявлена потребность в разработке модели процесса сопровождения одарённых детей, позволяющей отобразить региональные особенности этой деятельности, а именно:
- сформировать социальный заказ и региональную идею развития одарённых детей, направленную на получение социального и экономического эффекта в развитии Ярославской области;
- согласовать общее понимание одарённости, договориться, на каком уровне и с какими детьми будет организована работа: с одарёнными, с признаками одарённости или интеллектуальной элитой;
- создать ресурсные центры на базе учреждений разных ведомств региона, имеющих возможности в обеспечении отдельных направлений работы с одарёнными детьми;
- найти новые формы и методы сопровождения одарённых детей, разработать «сквозные» программы работы с одарёнными детьми в регионе;
- создать экспериментальные площадки по отработке новых технологий социально-педагогического адресного сопровождения одарённых детей;
- организовать систематическую пропаганду детских достижений в социуме через средства массовой информации;
- определить критерии и показатели эффективности процесса сопровождения развития одарённых детей в регионе.
Результаты анализа с учётом возможностей и особенностей социально-экономического развития Ярославской области вошли в основу данной Концепции.
3. Цели и задачи межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей в регионе
Цели межведомственного взаимодействия:
- обеспечить системный подход к участию способных и одарённых детей, подростков, молодёжи Ярославской области в массовых мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других) различного уровня, направленных на выявление дарований и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей;
- разработать механизмы оценки эффективности работы с одарёнными детьми в условиях взаимодействия учреждений различных ведомств;
- создать единую информационную базу выявления и сопровождения развития одарённых детей в Ярославской области;
- обеспечить доступность ресурсов Ярославской области и эффективное их использование для всех категорий одарённых детей;
- создать единую систему мотивационной поддержки одарённых детей и педагогических кадров разных ведомств, обеспечивающих сопровождение развития одарённых детей на территории Ярославской области;
- обеспечить поиск новых возможностей для финансирования сопровождения одарённых детей на территории Ярославской области из различных источников;
- обновить нормативную правовую базу, учитывающую особенности межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одарённых детей на территории Ярославской области.
Задачи межведомственного взаимодействия:
- формирование единой региональной политики на основе межведомственного взаимодействия, способствующей полноценному развитию личности каждого ребёнка (одарённого и с признаками одарённости), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одарённых детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности региона;
- рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одарённых детей, при этом отбор целей, содержания и форм работы с одарёнными детьми должен производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации и обеспечивать непрерывность развития одарённого ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одарённых учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов учреждений, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);
- рассмотрение межведомственного взаимодействия в регионе как механизма интеграции всех видов образования, учреждений разных ведомств, работающих с одарёнными детьми, ведущего к целостности этой системы, что позволит создать благоприятные условия для педагогического сопровождения развития одарённых детей;
- определение информационного пространства важнейшим компонентом образовательной среды, нахождение в котором позволит ребёнку осуществить выбор вида деятельности, её содержания, способа своего участия в ней;
- поддержка традиционно эффективной деятельности на уровне образовательных учреждений, муниципальных образований, региона и разработка эффективных форм работы, позволяющих создать новый опыт работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.
4. Направления работы с одарёнными детьми в процессе межведомственного взаимодействия в Ярославской области
Направления | Департамент образования | Департамент культуры | Департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Создание комплекса методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одарённых детей региона | создание ресурсных центров: | создание условий для выявления одарённых детей через систему конкурсов, фестивалей и других мероприятий в рамках системы культуры Ярославской области. | создание условий для выявления одарённых детей через систему конкурсов, соревнований и других мероприятий в рамках системы физической культуры и спорта Ярославской области. |
2. | Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках региональной системы образования, создание педагогических комплексов для работы с одарёнными детьми | организация работы инновационного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области «Новая школа». | организация взаимодействия с органами местного самоуправления (органами управления культурой муниципальных районов и городских округов области) и инициирование межведомственных инновационных проектов по работе с одарёнными детьми. | организация взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований области (органами управления физической культурой и спортом муниципальных районов и городских округов области) и инициирование межведомственных инновационных проектов по работе с одарёнными детьми. |
3. | Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках региональной системы образования | создание ресурсного центра организационной поддержки олимпиад школьников. | создание ресурсных центров организационной поддержки детского творчества в сфере культуры и искусства. | создание ресурсных центров организационной поддержки детского спорта. |
4. | Подготовка педагогических кадров к работе с одарёнными детьми | создание ресурсного центра по подготовке, повышению квалификации педагогических кадров разных ведомств в вопросах сопровождения одарённого ребёнка. | организация и проведение семинаров, «круглых столов» для педагогических кадров разных ведомств по проблемам сопровождения одарённых детей в сфере культуры и искусства. | организация и проведение семинаров для педагогических кадров разных ведомств по проблемам сопровождения одарённых детей в сфере физической культуры и спорта. |
5. | Мотивационная поддержка работы с одарёнными детьми в регионе | проведение межведомственных конкурсов инновационных проектов по работе с одарёнными детьми. | разработка системы доплат педагогам учреждений культуры за работу с одарёнными детьми. | разработка системы доплат педагогам учреждений физической культуры и спорта за работу с одарёнными детьми. |
6. | Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей в региональной системе образования | создание ресурсного центра информационной поддержки и организации работы интернет-портала «Одарённые дети», в том числе предоставление информации по системе образования региона. | участие в работе информационного интернет-портала «Одарённые дети»: предоставление информации, её анализ, применение в системе культуры региона. | участие в работе информационного интернет-портала «Одарённые дети»: предоставление информации, её анализ, применение в системе физической культуры и спорта региона. |
5. Управление реализацией Концепции
Направления работы | Управление по социальной и демографической политике | Департамент образования | Департамент культуры | Департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Координация работы с одарёнными детьми в региональном образовательном пространстве | подготовка заданий на изучение и формирование государственного и социального заказов на работу с одарёнными детьми, изучение потребностей | структурирование и организация межведомственного взаимодействия в вопросах сопровождения одарённых детей в Ярославской области. | обеспечение участия в реализации Концепции и координация деятельности учреждений, подведомственных департаменту культуры | организация участия в реализации Концепции и координация деятельности учреждений, |
2. | Нормативное обеспечение сопровождения одарённых детей в региональном образовательном пространстве | совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с одарёнными детьми в регионе. | разработка комплекса положений о конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях для детей разного возраста, организуемых департаментом образования. | разработка комплекса положений о конкурсах, фестивалях и других мероприятиях для детей разного возраста, организуемых департаментом культуры, согласованных на уровне региона, муниципального образования области, образовательных учреждений. | разработка комплекса положений о конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях для детей разного возраста, организуемых департаментом по делам молодёжи, физической культуре и спорту, согласованных на уровне региона, муниципального образования области, образовательных учреждений. |
3. | Финансовое обеспечение сопровождения одарённых детей в региональном образовательном пространстве | участие в финансировании мероприятий с одарёнными детьми (в рамках областной целевой программы «Семья и дети Ярославии») | укрепление материально-технической базы учреждений образования, приобретение материалов и инструментов для обеспечения сопровождения одарённых детей. | укрепление материально-технической базы учреждений культуры, приобретение материалов и инструментов для обеспечения сопровождения одарённых детей. | укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта, приобретение материалов и инструментов для обеспечения сопровождения одарённых детей. |