ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2011 года N 65-п
В соответствии с Законом Ярославской области от 28 декабря 2010 г. N 54-з «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п «О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ» Правительство области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства области от 28.05.2010 N 366-п «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы» изменение, изложив областную целевую программу «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы, утверждённую постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области
квалифицированными кадрами рабочих и специалистов»
на 2011-2012 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | областная целевая программа «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Основания разработки Программы | |
Куратор Программы | заместитель Губернатора области Костин В.Г. |
Ответственный исполнитель Программы | департамент образования Ярославской области |
Исполнители Программы | департамент государственной службы занятости населения Ярославской области; |
Основной разработчик Программы | департамент образования Ярославской области |
Цель и задачи Программы | цель Программы - обеспечить приоритетные направления развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов; |
Важнейшие показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - доля квалифицированных кадров рабочих и специалистов, подготовленных в учреждениях начального и среднего профессионального образования для приоритетных отраслей экономики на основе договоров с работодателями, от общего числа подготовленных рабочих и специалистов; |
Сроки реализации Программы | 2011-2012 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы | - 203,23 млн. рублей, в том числе: в 2011 году - 98,68 млн. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - увеличение доли обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования на основе договоров с работодателями по профессиям, приоритетным для экономики области, до 80 процентов; |
Ответственные лица для контактов | директор департамента образования Ярославской области Степанова Т.А., тел. 40-18-95; |
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2011 | 2012 | |||
Финансовые ресурсы: | млн. руб. | 203,23 | 98,68 | 104,55 |
- областной бюджет | млн. руб. | 195,00 | 95,00 | 100,00 |
- внебюджетные источники | млн. руб. | 8,23 | 3,68 | 4,55 |
I. Содержание проблемы
Обеспечение экономики квалифицированными кадрами является одной из важнейших задач системы начального и среднего профессионального образования.
Система государственных учреждений начального и среднего профессионального образования Ярославской области включает 41 образовательное учреждение, функционально подчинённое департаменту образования Ярославской области, в том числе 33 учреждения начального и 8 учреждений среднего профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования обучается по всем формам обучения 11125 человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 4851 человек. Также на территории Ярославской области функционируют 4 учреждения среднего профессионального образования регионального подчинения и 12 учреждений среднего профессионального образования федерального подчинения.
Сильными сторонами системы начального и среднего профессионального образования области являются:
- территориальная доступность и широкий спектр услуг, предлагаемых учреждениями начального и среднего профессионального образования населению области;
- достаточный уровень профессионализма педагогических коллективов учреждений начального и среднего профессионального образования, их готовность к поиску новых форм развития.
Слабыми сторонами системы начального и среднего профессионального образования области являются:
- отсутствие в системе профессионального образования механизмов, позволяющих оперативно реагировать на изменение потребностей экономики и социальной сферы области, как следствие - невостребованность отдельных профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, на рынке труда;
- устаревшая материально-техническая база большинства учреждений начального и среднего профессионального образования, не соответствующая требованиям современного производства и сферы услуг;
- нерациональная в современных социально-экономических условиях структура сети учреждений начального и среднего профессионального образования, несоответствие их типов и видов новым требованиям экономики региона;
- недостаточная привлекательность для населения начального профессионального образования в связи с низким имиджем рабочих профессий;
- недостаточная компетентность работников учреждений начального и среднего профессионального образования в части соответствия новым требованиям современной экономики.
Возможности для развития системы начального и среднего профессионального образования области, связанные с действием внешних факторов:
- достаточный для повышения качества и доступности профессионального образования уровень нормативно-правового обеспечения (наличие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе профессионального образования, нормативов бюджетного финансирования на предоставление образовательных услуг);
- применение государственных заданий образовательным учреждениям для формирования их профессионально-квалификационной структуры;
- использование ресурсов работодателей для подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- готовность органов местного самоуправления муниципальных образований области содействовать развитию профессионального образования.
Риски со стороны внешних факторов:
- ориентация большинства выпускников общеобразовательных учреждений на получение высшего профессионального образования, как следствие - снижение спроса населения на начальное и среднее профессиональное образование;
- высокий уровень безработицы, наличие на региональном рынке труда специалистов с уровнем подготовки, превышающим современный стандарт подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- дефицит средств областного бюджета, связанный с кризисными явлениями в экономике региона;
- планируемое реформирование системы профессионального образования в Российской Федерации.
Анализ слабых сторон системы начального и среднего профессионального образования, действия внешних факторов позволяет выявить главную проблему в ее развитии - нарастающее несоответствие требованиям экономики региона. Особенно отстает подготовка рабочих кадров для сфер металлообработки, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обслуживания.
Данная проблема может быть представлена в следующих аспектах.
Открытие новых профессий и специальностей под приоритетные направления развития экономики региона сдерживается отсутствием прогноза развития рынка труда. Сдерживающим фактором для обновления профессиональной структуры является также отсутствие значительных финансовых и материальных средств, необходимых для создания учебно-материальной базы для новых форм подготовки рабочих и специалистов.
Обеспечение потребностей муниципальных рынков труда в широком спектре профессий и специальностей требует модернизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования - создания ресурсных центров, многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений.
Введение стандартов качества предоставления государственных услуг требует резкого изменения материально-технического, информационного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, достижения образовательными учреждениями современного уровня предоставления начального и среднего профессионального образования.
Коренное обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений не будет эффективно без повышения привлекательности для населения начального и среднего профессионального образования.
Комплекс новых задач, стоящих перед системой начального и среднего профессионального образования, не может быть решен без приобретения руководящими и педагогическими кадрами учреждений начального и среднего профессионального образования новых компетенций в соответствии с современными требованиями экономики региона.
Так как совокупность данных проблем в сфере начального и среднего профессионального образования носит системный характер, в соответствии с действующим порядком их эффективное решение возможно только в рамках областной целевой программы.
На основе выделенных приоритетов, согласованных действий органов государственной власти области, образовательных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных образований области, работодателей, применяя программно-целевой метод, можно достичь нового качественного состояния системы обеспечения экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов.
В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации Программы.
Первый вариант предполагает, что реализация Программы произойдет в условиях:
- стабилизации социально-экономической ситуации в стране и регионе и активизации рынка труда;
- улучшения демографической ситуации;
- отсутствия значительных изменений в законодательстве в сфере образования.
Данный вариант гарантирует полное и эффективное проведение всех мероприятий, предусмотренных Программой, и достижение ожидаемых результатов в полном объёме.
Второй (наиболее вероятный) вариант предполагает сужение сферы реализации Программы под влиянием отрицательных внешних факторов. В этом случае возможно достижение не в полном объёме запланированных результатов при выполнении Программы в целом.
Третий вариант предполагает возможность серьёзного влияния неблагоприятных внешних и внутренних факторов на реализацию мероприятий Программы: ухудшение социально-экономической обстановки, сокращение объёмов финансирования сферы образования, растягивание сроков реализации отдельных мероприятий. В этом случае возможны невыполнение запланированных мероприятий в значительном объёме и снижение эффективности реализации Программы.
Первый и второй варианты реализации Программы позволят более полно достичь поставленную цель и решить задачи Программы.
II. Цель и задачи Программы
Цель Программы - обеспечить приоритетные направления развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- формирование механизмов взаимодействия системы начального и среднего профессионального образования с экономикой на основе общественно-государственного заказа;
- развитие профилей подготовки квалифицированных кадров, приоритетных для экономики региона;
- модернизация организационной структуры учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития области, совершенствование учебно-материальной базы;
- создание механизмов повышения привлекательности приоритетных для экономики области профессий и специальностей для потребителей образовательных услуг;
- повышение квалификации руководящих и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с современными требованиями экономики региона.
III. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в течение 2011 и 2012 годов.
Прогнозируемые целевые показатели реализации Программы:
N п/п | Наименование показателя | Базовый уровень на момент начала реализации Программы | Плановое значение | |
2010 год | 2011 год | 2012 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Доля квалифицированных кадров рабочих и специалистов, подготовленных в учреждениях начального и среднего профессионального образования для приоритетных отраслей экономики на основе договоров с работодателями, от общего числа подготовленных рабочих и специалистов, в процентах | 60 | 70 | 80 |
2. | Доля образовательных программ, сформированных с участием работодателей, от общего количества основных образовательных программ, реализуемых в учреждениях начального и среднего профессионального образования области, в процентах | 4 | 15 | 30 |
3. | Доля обучающихся, принятых на обучение по профессиям, приоритетным для экономики области, от общей численности обучающихся, принятых на обучение в учреждения начального и среднего профессионального образования, в процентах | 31 | 40 | 45 |
4. | Доля выпускников, получивших повышенный квалификационный разряд, от общей численности выпускников, обучавшихся по программам начального профессионального образования, в процентах | 30 | 40 | 45 |
5. | Доля реструктурированных учреждений начального и среднего профессионального образования от общей численности учреждений начального и среднего профессионального образования, в процентах | 39 | 60 | 80 |
6. | Доля выпускников всех форм обучения, удовлетворённых полученным профессиональным образованием, от общей численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, в процентах | 57 | 60 | 65 |
7. | Доля руководящих и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, овладевших новыми компетенциями в соответствии с требованиями экономики региона | 0 | 10 | 20 |