Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2016 ГОДЫ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 26.11.2008 N 626-П (с изменениями на: 18.01.2017)

КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2014 ГОДЫ


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является одной из важных сфер экономики Ярославской области, которая тесно связана с обеспечением жизнедеятельности населения, предприятий и организаций области. Общество предъявляет справедливые требования, желая видеть в ЖКХ безаварийную, более "прозрачную" по формам работы отрасль.

В течение последних лет отрасль претерпевает серьезные изменения, осуществляется ее дальнейшее развитие на основе проведения реформирования ЖКХ, являющегося составной частью преобразований экономики области и неразрывно связанного с целями и задачами территориального планирования Ярославской области.

Анализ изменений, произошедших в ЖКХ области, показывает, что факторами успеха (сильными сторонами) в отрасли являются:

- создание правовых и организационных основ государственной политики в отрасли, определение ее приоритетных направлений и отработка механизмов реализации;

- постепенное повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг с одновременным применением мер адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;

- завершение приемки-передачи ведомственного жилищного фонда и объектов социальной сферы в муниципальную собственность;

- формирование конкурентной среды;

- осуществление постепенного перехода к новым формам управления жилищным фондом;

- реализация мероприятий по газификации, модернизации объектов инженерной инфраструктуры и энергоресурсосбережению, основной целью которых является рациональное использование энергоресурсов, исключение непроизводительных затрат при производстве коммунальных услуг.

Вместе с тем наряду с положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в сфере ЖКХ и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания населения, что обусловлено наличием слабых сторон (проблем) отрасли ЖКХ.

До недавнего времени имело место негативное изменение экономических условий функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения.

Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении ЖКХ области. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

- недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;

- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

- высокий процент износа объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, составляющий около 60 процентов;

- высокий уровень потерь тепловой энергии (более 18 процентов) в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Потери прежде всего связаны с техническим состоянием сетей, более трети которых нуждаются в замене;

- низкий коэффициент использования основных фондов отрасли;

- недостаточный объем средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;

- наличие сверхнормативных затрат энергетических ресурсов на производство коммунальных услуг;

- низкий уровень газификации жилищного фонда, особенно в сельской местности (20,3 процента);

- высокая доля тепла (около 27 процентов) производится котельными, работающими на дорогостоящем жидком топливе, цены на которое не регулируются;

- высокая доля непроизводительных расходов;

- низкая эффективность системы управления в ЖКХ, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными;

- сложное финансовое состояние организаций ЖКХ.

Указанные слабые стороны отрасли усугубляются одновременным проведением реформы местного самоуправления и передачей полномочий в сфере ЖКХ на уровень вновь образованных поселений в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Выявление сильных и слабых сторон в области ЖКХ важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.

К угрозам следует отнести: