ВИ - внебюджетные источники финансирования
ГСО - генеральная схема очистки
ДЖКК - департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области
ДООСиП - департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
ДЭиРТ - департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
ДИП - департамент инвестиционной плитики Ярославской области
МБ - местный бюджет
ОБ - областной бюджет
ОМС - органы местного самоуправления муниципальных образований области
ОАО - открытое акционерное общество
ТБС - территориальная балансовая схема обращния с твёрдыми бытовыми отходами Ярославской области.
Приложение 1
к ОЦП
SWOT-АНАЛИЗ
ситуации в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами на
территории Ярославской области
| |
Сильные стороны | Возможности |
- опыт реализации природоохранных проектов, в том числе строительства полигонов ТБО, сортировочных станций, положительный опыт раздельного сбора ТБО в городах Переславле-Залесском и Рыбинске, в том числе опыт международного сотрудничества;
- наличие в области разработанной и утверждённой типовой проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО для населённых пунктов с населением от 100 до 5000 человек;
- заинтересованность подавляющей части населения, органов местного самоуправления муниципальных образований области и органов исполнительной власти области в решении проблем загрязнения территорий ТБО;
- наличие научного и кадрового потенциала;
- наличие сети образовательных и общественных экологических организаций, работающих в том числе с детьми;
- наличие генеральных планов сельских поселений;
- проведение органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области мероприятий, направленных на осуществление постепенного перехода к новым формам управления, которые обеспечат устойчивое функционирование системы обращения с ТБО | - наличие федеральной законодательной базы, определяющей полномочия субъекта в области обращения с отходами;
- приоритетность природоохранных задач на всех уровнях власти;
- создание типовых схем и методик для муниципальных образований области;
- привлечение средств инвесторов, в том числе на основе механизма ГЧП;
- применение передовых технологий сбора и переработки ТБО;
- регулирование тарифов на утилизацию ТБО;
- наличие современных информационных технологий в сфере управления ТБО;
- доступность изучения практик российского и зарубежного опыта |
Слабые стороны | Угрозы |
- недостаточная региональная нормативно-правовая и методическая база обращения с ТБО, в том числе отсутствие механизма долгосрочного регулирования тарифов на утилизацию ТБО;
- ограниченность ресурсов и отсутствие полномочий по контролю в сфере обращения с ТБО у органов местного самоуправления муниципальных образований области;
- недостаточный охват населения, проживающего в частном секторе, и хозяйствующих субъектов услугами по сбору, вывозу и захоронению ТБО;
- отсутствие раздельного сбора ТБО и недостаточное развитие (или отсутствие) их сортировки;
- низкая степень вовлечения ТБО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки ТБО;
- низкая привлекательность сферы обращения с ТБО для бизнеса;
- низкое качество работы объектов по захоронению ТБО и несоблюдение санитарных и экологических норм при их эксплуатации, несоответствие технологий по сбору, вывозу и захоронению ТБО современным требованиям;
- низкий уровень учёта материальных и финансовых потоков в сфере обращения с ТБО на уровне поселений и муниципальных районов области;
- отсутствие генеральных схем очистки муниципальных образований области и территориальной балансовой схемы Ярославской области;
- недостаточное внимание органов местного самоуправления сельских поселений к решению вопросов организации сбора и вывоза ТБО;
- низкая экологическая культура населения и слабая информированность населения по вопросам безопасного обращения с ТБО | - отказ населения от предлагаемых схем обращения с ТБО вследствие социальных или культурных причин;
- колебания спроса и уровня цен на вторичные материальные ресурсы;
- снижение инвестиционной привлекательности сферы обращения с ТБО;
- высокие издержки на транспортировку ТБО и поддержание работоспособности транспорта вследствие состояния дорожной сети;
- недостаточность и изменчивость федерального законодательства в области нормативного правового и методического регулирования в сфере обращения с ТБО |
Список используемых сокращений
ГЧП - государственно-частное партнерство
ТБО - твёрдые бытовые отходы
Приложение 2
к ОЦП
ТАБЛИЦА АНАЛИЗА РИСКОВ
| | | | |
N п/п | Наименование риска | Величина риска (балл) | Предупредительные меры (предупреждающие действия) | Меры по исправлению (корректирующие действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Невыполнение объёмов финансирования: | | | |
1.1. | Из местных бюджетов | 12 | заключение соглашений между ответственным исполнителем ОЦП и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области о порядке выделения субсидий | корректировка ОЦП |
1.2. | Из областного бюджета | 15 | мониторинг изменения областного законодательства | корректировка ОЦП |
1.3. | Из внебюджетных источников | 12 | - заключение соглашений с инвестором;
- отслеживание и контроль сроков проведения мероприятий;
- создание базы альтернативных инвесторов | поиск нового инвестора;
корректировка ОЦП |
2. | Срыв крайних сроков реализации мероприятий | | - оказание методической и консультативной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований области;
- ежемесячный контроль за выполнением графика производства работ;
- взаимодействие с надзорными, экспертными органами и координация действий с заказчиками, застройщиками, подрядными организациями | корректировка ОЦП |
3. | Изменение федерального законодательства и связанное с этим перераспределение полномочий в области охраны окружающей среды | 20 | - мониторинг федерального законодательства;
- взаимодействие с профильными комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации | корректировка ОЦП |