КОНЦЕПЦИЯ
Областной целевой программы развития информатизации Ярославской области
на 2011-2013 годы и перспективу до 2015 года
1. Описание проблемы и обоснование целесообразности её решения в рамках Областной целевой программы развития
информатизации Ярославской области на 2011-2013 годы и перспективу до 2015 года
Современные тенденции развития человечества приводят к постепенному переходу от индустриального общества к информационному, в котором научное знание и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни общества. Необходимым условием построения информационного общества является процесс информатизации, означающий широкомасштабное применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во всех сферах жизни общества для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства. Социальная направленность информатизации выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг.
Существующая информационно-телекоммуникационная инфраструктура Ярославской области в настоящее время еще далека от уровня, обеспечивающего ее максимально эффективное использование. Это препятствует развитию информационного общества на территории региона. Для достижения существенного прогресса в развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона необходимы целенаправленные усилия органов государственной власти, граждан и бизнеса.
В 2009 году проблема перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде была озвучена руководством Российской Федерации как важная государственная задача. Целями перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид являются повышение их качества и доступности для населения, повышение уровня открытости и социальной ориентированности государственного управления и местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации предъявляет к регионам высокие требования в сфере информатизации. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённая Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, предусматривает доведение к 2015 году доли государственных услуг, которые население может получить с использованием ИКТ, в общем объеме государственных услуг до 100 процентов. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р 58 первоочередных государственных и муниципальных услуг должны быть переведены в электронный вид уже к 01 января 2014 года.
По итогам 2008 года Ярославская область заняла 15 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню готовности к информационному обществу (рейтинг проводился Институтом развития информационного общества). В Ярославской области ведется Электронный региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области, утвержденный постановлением Правительства области от 02.06.2010 N 374-п «Об Электронном региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области», действует Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Ярославской области, начат процесс перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
Для обеспечения своевременного и качественного перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид необходимы координация усилий всех органов исполнительной власти области, планомерная работа под контролем Правительства области, эффективное межведомственное взаимодействие. Осуществление этой работы в рамках реализации Областной целевой программы развития информатизации Ярославской области на 2011-2013 годы и перспективу до 2015 года (далее - Программа) позволит качественно и в установленные Правительством Российской Федерации сроки достичь необходимых результатов.
Сохраняется высокий уровень цифрового неравенства муниципальных образований области в использовании ИКТ. Отсутствие конкурентного рынка связи в ряде сельских районов приводит к неравномерному использованию сети Интернет и доступу к ней домашних хозяйств и организаций. Другими причинами существенного неравенства при использовании ИКТ являются низкие доходы и низкий уровень компьютерной грамотности ряда социальных групп населения.
Сохраняется низкий уровень оснащенности средствами ИКТ государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры и образования, необходимо развитие инфраструктуры их доступа к информационным ресурсам с использованием сети Интернет. Кроме того, требует решения проблема недостаточной грамотности работников государственных и муниципальных учреждений в области информационных технологий (далее - ИТ).
Сохраняются значительные различия между органами государственной власти в использовании ИКТ в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. На начальной стадии развития находятся многие государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля за её использованием также создает угрозу нарушения прав граждан.
SWОT-анализ процесса развития информатизации Ярославской области представлен в приложении 1 к Концепции.
Как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающих экономических систем, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост, прежде всего, обеспечивают факторы, стимулирующие распространение новых технологий.
С развитием Российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) появилась возможность использовать результаты космической деятельности для решения ряда задач социально-экономического развития региона: повышения эффективности управления движением транспортных средств по территории области и уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, повышения точности и сокращения времени проведения геодезических и кадастровых работ.
Современным инструментом повышения конкурентоспособности, в том числе инструментом, стимулирующим распространение новых технологий, является кластерный подход.
Одним из перспективных кластеров, создаваемых на территории Ярославской области, может стать ИТ-кластер. Для его создания существуют все предпосылки, так как основные направления деятельности ИТ-кластера связаны с наиболее развитыми на территории области ИКТ-отраслями, такими как:
разработка и производство суперкомпьютеров на базе Института программных систем Российской академии наук имени А.К. Айламазяна;
разработка прикладного программного обеспечения (в Ярославской области существуют как разработчики готовых систем, так и большое количество малых предприятий, занимающихся офшорным программированием).
Создание ИТ-кластера в Ярославской области позволит повысить социально-экономический потенциал области, обеспечит повышение конкурентоспособности высокотехнологичных и информационных отраслей экономики области, позволит расширить рынки и объемы сбыта ИТ-продуктов и ИТ-услуг, создаст благоприятные условия для развития кадрового потенциала в сфере ИТ.
2. Цели, задачи, исполнители и сроки реализации Программы
Цели Программы:
- создание системы государственной поддержки привлечения инвестиций в ИТ-отрасль на территории Ярославской области;
- создание условий для развития информационного общества на территории Ярославской области;
- обеспечение доступности для граждан информации о деятельности органов власти и оказываемых ими государственных и муниципальных услугах;