ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2010 года N 490-п
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Областной целевой программы развития информатизации Ярославской области на 2011-2013 годы и перспективу до 2015 года.
2. Департаменту информатизации и связи Ярославской области разработать проект Областной целевой программы развития информатизации Ярославской области на 2011-2013 годы и перспективу до 2015 года в срок до 31 августа 2010 года.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Бушуева А.В.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
КОНЦЕПЦИЯ
Областной целевой программы развития информатизации Ярославской области
на 2011-2013 годы и перспективу до 2015 года
1. Описание проблемы и обоснование целесообразности её решения в рамках Областной целевой программы развития
информатизации Ярославской области на 2011-2013 годы и перспективу до 2015 года
Современные тенденции развития человечества приводят к постепенному переходу от индустриального общества к информационному, в котором научное знание и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни общества. Необходимым условием построения информационного общества является процесс информатизации, означающий широкомасштабное применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во всех сферах жизни общества для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства. Социальная направленность информатизации выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг.
Существующая информационно-телекоммуникационная инфраструктура Ярославской области в настоящее время еще далека от уровня, обеспечивающего ее максимально эффективное использование. Это препятствует развитию информационного общества на территории региона. Для достижения существенного прогресса в развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона необходимы целенаправленные усилия органов государственной власти, граждан и бизнеса.
В 2009 году проблема перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде была озвучена руководством Российской Федерации как важная государственная задача. Целями перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид являются повышение их качества и доступности для населения, повышение уровня открытости и социальной ориентированности государственного управления и местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации предъявляет к регионам высокие требования в сфере информатизации. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённая Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, предусматривает доведение к 2015 году доли государственных услуг, которые население может получить с использованием ИКТ, в общем объеме государственных услуг до 100 процентов. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р 58 первоочередных государственных и муниципальных услуг должны быть переведены в электронный вид уже к 01 января 2014 года.
По итогам 2008 года Ярославская область заняла 15 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню готовности к информационному обществу (рейтинг проводился Институтом развития информационного общества). В Ярославской области ведется Электронный региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области, утвержденный постановлением Правительства области от 02.06.2010 N 374-п «Об Электронном региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области», действует Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Ярославской области, начат процесс перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
Для обеспечения своевременного и качественного перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид необходимы координация усилий всех органов исполнительной власти области, планомерная работа под контролем Правительства области, эффективное межведомственное взаимодействие. Осуществление этой работы в рамках реализации Областной целевой программы развития информатизации Ярославской области на 2011-2013 годы и перспективу до 2015 года (далее - Программа) позволит качественно и в установленные Правительством Российской Федерации сроки достичь необходимых результатов.
Сохраняется высокий уровень цифрового неравенства муниципальных образований области в использовании ИКТ. Отсутствие конкурентного рынка связи в ряде сельских районов приводит к неравномерному использованию сети Интернет и доступу к ней домашних хозяйств и организаций. Другими причинами существенного неравенства при использовании ИКТ являются низкие доходы и низкий уровень компьютерной грамотности ряда социальных групп населения.
Сохраняется низкий уровень оснащенности средствами ИКТ государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры и образования, необходимо развитие инфраструктуры их доступа к информационным ресурсам с использованием сети Интернет. Кроме того, требует решения проблема недостаточной грамотности работников государственных и муниципальных учреждений в области информационных технологий (далее - ИТ).
Сохраняются значительные различия между органами государственной власти в использовании ИКТ в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. На начальной стадии развития находятся многие государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля за её использованием также создает угрозу нарушения прав граждан.
SWОT-анализ процесса развития информатизации Ярославской области представлен в приложении 1 к Концепции.
Как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающих экономических систем, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост, прежде всего, обеспечивают факторы, стимулирующие распространение новых технологий.
С развитием Российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) появилась возможность использовать результаты космической деятельности для решения ряда задач социально-экономического развития региона: повышения эффективности управления движением транспортных средств по территории области и уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, повышения точности и сокращения времени проведения геодезических и кадастровых работ.
Современным инструментом повышения конкурентоспособности, в том числе инструментом, стимулирующим распространение новых технологий, является кластерный подход.
Одним из перспективных кластеров, создаваемых на территории Ярославской области, может стать ИТ-кластер. Для его создания существуют все предпосылки, так как основные направления деятельности ИТ-кластера связаны с наиболее развитыми на территории области ИКТ-отраслями, такими как:
разработка и производство суперкомпьютеров на базе Института программных систем Российской академии наук имени А.К. Айламазяна;
разработка прикладного программного обеспечения (в Ярославской области существуют как разработчики готовых систем, так и большое количество малых предприятий, занимающихся офшорным программированием).
Создание ИТ-кластера в Ярославской области позволит повысить социально-экономический потенциал области, обеспечит повышение конкурентоспособности высокотехнологичных и информационных отраслей экономики области, позволит расширить рынки и объемы сбыта ИТ-продуктов и ИТ-услуг, создаст благоприятные условия для развития кадрового потенциала в сфере ИТ.
2. Цели, задачи, исполнители и сроки реализации Программы
Цели Программы:
- создание системы государственной поддержки привлечения инвестиций в ИТ-отрасль на территории Ярославской области;
- создание условий для развития информационного общества на территории Ярославской области;
- обеспечение доступности для граждан информации о деятельности органов власти и оказываемых ими государственных и муниципальных услугах;
- построение эффективной системы доставки информации для принятия управленческих решений, в том числе за счет создания интегрированного информационного пространства и использования ИКТ;
- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг на основе перевода их в электронный вид.
Для достижения указанных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- создание условий для развития ИТ-кластера на основе привлечения в область стратегических партнеров в сфере ИКТ и стимулирования активности уже действующих в регионе компаний;
- создание условий для повышения компьютерной грамотности населения;
- внедрение и развитие элементов электронного правительства;
- внедрение ИКТ в отраслях социальной сферы;
- обучение специалистов, работающих в социальной сфере, пользованию ИКТ;
- создание и развитие центров общественного доступа к информационным ресурсам и услугам;
- развитие высокоскоростной мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети (далее-МИТС) органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области;
- обеспечение эффективного использования результатов космической деятельности для социально-экономического развития региона;
- развитие корпоративной телефонной сети органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области;
- создание технологической инфраструктуры реализации поэтапного перехода к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- разработка информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- разработка нормативной правовой документации, регулирующей процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид с учетом их совершенствования;
- обеспечение информационной поддержки реализации Программы.
Куратором Программы является заместитель Губернатора области Бушуев А.В.
Ответственным исполнителем Программы является департамент информатизации и связи Ярославской области.
Исполнители Программы: департамент информационно-аналитического обеспечения Ярославской области, департамент информатизации и связи Ярославской области, департамент экономического развития Ярославской области, департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, департамент образования Ярославской области, департамент культуры Ярославской области, департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области, инспекция государственного строительного надзора Ярославской области, департамент строительства Ярославской области, управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области, управление по делам архивов Правительства области, Управление внутренних дел по Ярославской области, Главное управление МЧС России по Ярославской области.
Программа будет реализовываться в два этапа:
первый этап - 2011-2013 годы.
второй этап - 2014-2015 годы.
3. Основные механизмы реализации Программы
На первом этапе (2011-2013 годы) будет создана организационная структура процесса перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, основные компоненты технологической инфраструктуры, разработаны информационные системы, обеспечивающие предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработана и усовершенствована нормативная правовая документация, регулирующая процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В эти сроки планируется максимально наполнить информацией и сервисами Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Ярославской области, перевести в электронный вид первоочередные государственные и муниципальные услуги.
Кроме того, на первом этапе реализации Программы с использованием механизма государственно-частного партнерства будут созданы условия для формирования и развития на территории Ярославской области ИТ-кластера.
Будут заложены основы корпоративных телекоммуникационных сетей в отраслях социальной сферы с созданием единых сетевых центров.
На втором этапе (2014-2015 годы) будет продолжена работа по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид вплоть до обеспечения для населения возможности получения всех государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Также будет происходить сокращение цифрового неравенства между муниципальными образованиями области на основе подключения бюджетных учреждений к телекоммуникационным сетям и развития информационных систем.
Работа в рамках Программы будет вестись как самостоятельно органами исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований области, так и с привлечением сторонних организаций, компаний, специализирующихся в сфере ИТ-технологий и управленческого консалтинга.
При возникновении новых задач Программа будет дополняться подпрограммами.
Кроме того, по мере перевода услуг в электронный вид будет проводиться аудит отдельных муниципальных образований области с целью выявления и конкретизации их потребностей. По итогам аудита Программа также может быть дополнена новыми мероприятиями.
4. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счёт средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Наименование ресурсов | Потребность (млн. руб.) | |||||
всего | в том числе по годам | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Финансовые ресурсы - всего | 2162,6 | 501,0 | 511,8 | 426,7 | 372,6 | 350,5 |
в том числе: | ||||||
- областной бюджет | 1999,6 | 461,0 | 478,8 | 396,7 | 342,6 | 320,5 |
- внебюджетные источники | 163,0 | 40,0 | 33,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
Распределение средств по направлениям / задачам: