Действующий

Об утверждении Концепции областной целевой программы «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011 - 2012 годы

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 26.04.2010 N 234-п


КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области
квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы



1. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения программно-целевыми методами


Система государственных учреждений начального и среднего профессионального образования Ярославской области включает 41 образовательное учреждение, функционально подчинённое департаменту образования Ярославской области, в том числе 33 учреждения начального и 8 учреждений среднего профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования обучается по всем формам обучения 11139 человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 4851 человек. Также на территории Ярославской области функционирует 4 учреждения среднего профессионального образования регионального подчинения и 12 учреждений среднего профессионального образования федерального подчинения.

Основное предназначение системы начального и среднего профессионального образования - удовлетворение потребностей населения в начальном и среднем профессиональном образовании и обеспечение экономики области квалифицированными рабочими кадрами. Выполнить свое предназначение система профессионального образования может при условии ее постоянного обновления и развития.

Сильными сторонами системы начального и среднего профессионального образования области являются:

- территориальная доступность и широкий спектр услуг, предлагаемых учреждениями начального и среднего профессионального образования населению области;

- достаточный уровень профессионализма педагогических коллективов учреждений начального и среднего профессионального образования, их готовность к поиску новых форм развития.

Слабыми сторонами системы начального и среднего профессионального образования области являются:

- отсутствие в системе профессионального образования механизмов, позволяющих оперативно реагировать на изменение потребностей экономики и социальной сферы области, как следствие - невостребованность отдельных профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда;

- устаревшая материально-техническая база большинства учреждений профессионального образования, не соответствующая требованиям современного производства и сферы услуг;

- нерациональная в современных социально-экономических условиях структура сети учреждений начального и среднего профессионального образования, несоответствие их типов и видов новым требованиям экономики региона;

- недостаточная привлекательность для населения начального профессионального образования в связи с низким имиджем рабочих профессий.

Возможности для развития системы начального и среднего профессионального образования области, связанные с действием внешних факторов:

- достаточный уровень нормативно-правового обеспечения для повышения качества и доступности профессионального образования (наличие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе профессионального образования, нормативов бюджетного финансирования на предоставление образовательных услуг);

- применение государственных заданий образовательным учреждениям для формирования их профессионально-квалификационной структуры;

- использование ресурсов работодателей для подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- готовность органов власти муниципальных образований содействовать развитию профессионального образования.

Риски со стороны внешних факторов:

- ориентация большинства выпускников общеобразовательных школ на получение высшего профессионального образования, как следствие - снижение спроса населения на начальное и среднее профессиональное образование;

- высокий уровень безработицы, наличие на региональном рынке труда специалистов с уровнем подготовки, превышающим современный стандарт подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- дефицит средств регионального бюджета, связанный с кризисными явлениями в экономике области;

- планируемое реформирование системы профессионального образования в Российской Федерации.

Анализ слабых сторон системы начального и среднего профессионального образования, действия внешних факторов позволяют выявить главную проблему в ее развитии - нарастающее несоответствие требованиям экономики региона. Особенно отстает подготовка рабочих кадров для сфер металлообработки, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обслуживания.

Данная проблема может быть представлена в следующих аспектах.

Открытие новых профессий и специальностей под приоритетные направления развития экономики региона сдерживается отсутствием прогноза развития рынка труда и выявлением конкретных профилей подготовки квалифицированных кадров. Сдерживающим фактором для обновления профессиональной структуры является также действующая система нормативного подушевого финансирования, которая не предусматривает больших единовременных затрат.

Обеспечение потребностей муниципальных рынков труда в широком спектре профессий и специальностей требует модернизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования путём создания ресурсных центров, многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений.

Введение стандартов качества предоставления государственных услуг требует резкого изменения материально-технического, информационного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, достижения образовательными учреждениями современного уровня предоставления начального и среднего профессионального образования.