Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007-2011 годы и признании утратившим силу постановления Администрации области от 26.06.2006 N 163 (утратило силу)

3. Подпрограмма «Поддержка личных подсобных хозяйств населения»

     

3.1. Содержание проблемы

    

ЛПХ - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином единолично либо совместно с проживающими и (или) совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в 2006 году в Ярославской области 385 тыс. семей имели ЛПХ, сады и огороды, общая площадь земельных участков которых составляла 82,7 тыс. га. На каждую семью приходится в среднем по 0,22 га земли. В этом секторе в целом по Ярославской области в 2005 году содержалось: 32,2 тыс. голов КРС или 18,9 процента от общего количества КРС в хозяйствах всех категорий, в том числе коров - 14,1 тыс. голов или 18,3 процента; а также свиней - 7,8 тыс. голов или 14,1 процента; овец и коз - 20,4 тыс. голов или 74 процента. Данная категория хозяйств в общем объёме производства картофеля по Ярославской области имеет удельный вес, составляющий 81 процент (243,6 тыс. тонн); овощей - 93 процента (218,4 тыс. тонн); мяса в убойном весе - 37 процентов (10,4 тыс. тонн); молока - 24 процента (65,1 тыс. тонн); яиц - 5 процентов (40,9 млн. шт.); шерсти - 76 процентов (12,0 тонн). По разным подсчётам, примерно 15-20 процентов произведённой продукции (в стоимостном выражении) ЛПХ направляют на реализацию.

В целом стоимость валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в ЛПХ за 2006 год и исчисленной в текущих ценах, составила 8,2 млрд. рублей, что составляет 58 процентов от стоимости всей сельскохозяйственной продукции Ярославской области. Таким образом, ЛПХ вносят существенный вклад в продовольственный баланс Ярославской области. В этой связи поддержка ЛПХ имеет немаловажное значение в развитии производства сельскохозяйственной продукции и снижении социальной напряжённости.

Сохранению и развитию ЛПХ в настоящее время в немалой степени способствует благоприятный налоговый климат, так как владельцу ЛПХ необходимо платить только налог на землю.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что ЛПХ может быть хорошей базой для дальнейшего развития фермерства и предпринимательства, так как объёмы производства во многих ЛПХ значительно выше, чем в некоторых КФХ.

Большее развитие ЛПХ наблюдается на тех сельских территориях, где расположены нерентабельные и низкорентабельные сельскохозяйственные предприятия. В структуре доходов работников экономически слабых сельскохозяйственных предприятий удельный вес заработной платы снижается, а уровень доходов от ЛПХ растёт. В связи с этим возрастает экономическая роль и значение ЛПХ для семей этих работников. Развитие ЛПХ, особенно на этих сельских территориях, является важным фактором (и вынужденной мерой) экономической защиты сельских жителей, так как сфера применения их труда в других направлениям существенно ограничена.

Дальнейший рост производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ сдерживают следующие основные проблемы:

- продолжающийся диспаритет цен, который снижает уровень доходов ЛПХ и усугубляет их финансовое положение;

- низкий уровень предоставляемых (как по количеству, так и по качеству) услуг (в первую очередь по сбору, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и материально-техническому снабжению). Реализация продукции собственными силами отнимает много времени и значительно увеличивает расходы (особенно транспортные). Ограниченная возможность в приобретении сортовых семян картофеля и высокопродуктивного маточного поголовья скота снижает эффективность производства сельскохозяйственной продукции.

- трудоемкость выполняемых работ в связи с отсутствием финансовой возможности для приобретения средств малой механизации;

- низкий уровень информационно-консультационного обеспечения;

- недостаточный уровень государственной поддержки из областного бюджета.

Кроме производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ, сельским жителям приходится немало сил и средств направлять на поддержание и улучшение своих социально-бытовых условий, которые по уровню развития значительно ниже городских.

3.2. Цель и задачи подпрограммы


Целью подпрограммы является обеспечение устойчивого производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ для полного обеспечения собственных нужд.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- расширение необходимых услуг, включая несельскохозяйственные, через организацию СПоК по различным видам деятельности;

- широкое участие ЛПХ в организации и деятельности СПоК;

- расширение информационно-консультационного обеспечения.

3.3. Перечень мероприятий подпрограммы


Для выполнения цели и задач данной подпрограммы определены мероприятия на 2007-2011 годы, перечисленные в разделе VI Программы, которые предусматривают:

- расширение необходимых услуг, включая несельскохозяйственные, через организацию СПоК по различным видам деятельности:

обеспечение широкого участия ЛПХ в организации и деятельности СПоК;

обеспечение поддержки по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения;

- расширение информационно-консультационного обеспечения: