ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 31 августа 2009 года N 4-з
О внесении изменений в приказ департамента государственной службы
занятости населения Ярославской области от 13.11.2008 N 3-з
В связи с изменением ситуации на рынке труда Ярославской области и в соответствии с Федеральным законом от 28 апреля 2009 года N 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2009 г. N 316 «О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации» Департамент государственной службы занятости населения Ярославской области
приказывает:
1. Внести в ведомственную целевую программу «Содействие занятости населения Ярославской области» на 2009-2011 годы, утвержденную приказом департамента государственной службы занятости населения Ярославской области от 13.11.2008 N 3-з «Об утверждении ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Ярославской области» на 2009-2011 годы», изменения согласно приложению.
2. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента
Ю.Н.Бородин
Изменения, вносимые в ведомственную целевую программу
«Содействие занятости населения Ярославской области» на 2009-2011 годы
1. В позиции «Объёмы и источники финансирования Программы» паспорта Программы цифры «358666,0» заменить цифрами «716395,4», цифры «15100» - цифрами «16519,5», цифры «23720» - цифрами «45830,9».
2. Разделы I - IV изложить в следующей редакции:
«I. Характеристика тактической задачи
В соответствии с перспективными направлениями развития Ярославской области предусматривается создание условий для стабилизации и дальнейшего роста численности населения на основе снижения смертности, повышения рождаемости и притока экономически активного населения. Важнейшим условием сохранения и развития человеческого капитала является занятость населения.
Реализация Программы направлена на достижение задач, определенных основными направлениями деятельности Правительства Ярославской области до 2020 года, таких как обеспечение сохранения и развития трудового потенциала области и создание системы управления качеством государственных, муниципальных и бюджетных услуг.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» и Положением о департаменте государственной службы занятости населения Ярославской области, утвержденным постановлением Администрации области от 28.12.2006 N 352 «О департаменте государственной службы занятости населения Ярославской области», одними из основных задач департамента государственной службы занятости населения Ярославской области (далее - департамент) являются проведение единой государственной политики и осуществление государственного управления в сфере занятости населения области, разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
Государственные услуги, оказываемые органами службы занятости населения в соответствии с административными регламентами, направлены на обеспечение гарантий государства в реализации права граждан на труд. Постоянно повышается доступность и качество услуг. Перспективная потребность в государственных услугах определяется департаментом на основании достигнутых показателей работы государственных учреждений Ярославской области центров занятости населения (далее - центры занятости), анализа и прогноза ситуации на рынке труда и утверждается программами содействия занятости населения Ярославской области.
В рамках реализации мероприятий Программы, направленных на создание системы управления качеством государственных, муниципальных и бюджетных услуг предусматривается решение следующих задач:
1. Оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, включая иностранных работников (оказание государственной услуги направлено на повышение уровня трудоустройства граждан, содействие комплектованию организаций кадрами);
- информирование о положении на рынке труда Ярославской области (оказание государственной услуги направлено на обеспечение необходимого уровня информированности граждан и работодателей о ситуации на рынке труда для повышения эффективности поиска работы гражданами и подбора работников работодателями);
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (оказание государственной услуги направлено на предоставление гражданам возможности самостоятельного подбора работы);
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения (оказание государственной услуги способствует эффективной занятости населения, достижению сбалансированности между профессиональными интересами человека и возможностями рынка труда, прогнозированию профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности, реализации индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни и достойного благосостояния);
- психологическая поддержка безработных граждан (государственная услуга направлена на повышение мотивации безработного гражданина к труду, активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству, полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих занятости человека);
- организация проведения оплачиваемых общественных работ (государственная услуга направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребности граждан в работе и заработке; общественные работы организуются в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу);
- организация временного трудоустройства (государственная услуга направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение, удовлетворение потребностей несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в работе и заработке в свободное от учёбы время, приобретении опыта и навыков работы; безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - в работе и заработке, сохранении мотивации к труду; безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - в приобретении опыта и навыков работы, закреплении на первом рабочем месте);
- содействие самозанятости безработных граждан (государственная услуга направлена на расширение сферы приложения труда и включает предоставление безработным гражданам комплекса организационно-консультационных услуг, оказание финансовой помощи для организации предпринимательской деятельности);
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (государственная услуга направлена на обеспечение гарантий социальной поддержки безработных граждан (выплата пособия по безработице, стипендий в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости); обеспечение возможности оформления пенсии досрочно безработным гражданам предпенсионного возраста, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации; обеспечение возможностей для оказания материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости);
- выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан.
2. Повышение эффективности оказываемых услуг, результативности бюджетных расходов. Планируется регулярное осуществление мониторинга удовлетворенности получателей государственных услуг в сфере занятости населения их полнотой и качеством, контроля за предоставлением государственных услуг, исполнением государственных функций в сфере занятости населения, расходованием финансовых ресурсов.
Обеспечение сохранения и развития трудового потенциала области планируется достичь при решении следующих задач в рамках Программы:
1. Повышение конкурентоспособности безработных и незанятых граждан на рынке труда. Решение подзадачи планируется посредством реализации мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства, профессиональной мобильности безработных граждан на рынке труда, минимизацию сроков поиска работы, преодоление безработными гражданами последствий длительной безработицы и повышение мотивации к трудовой деятельности.
2. Содействие занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Решение подзадачи планируется посредством оказания адресной поддержки при трудоустройстве отдельных категорий граждан, предувольнительных консультационных услуг работодателям и гражданам.
3. Развитие регионального рынка труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы. Планируется регулярное осуществление мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, включающее, в том числе, определение объёмов и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы для обеспечения инвестиционных объектов трудовыми ресурсами; реализация мероприятий, направленных на повышение трудовой мобильности граждан.
Реализация мероприятий Программы, направленных на сохранение и развитие трудового потенциала области, содействие занятости населения, повышение качества и доступности государственных услуг, позволит внести определенный вклад в достижение целей и задач, предусмотренных основными направлениями деятельности Правительства области до 2020 года. Мероприятия Программы реализуются за счёт средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, а также привлечения на договорной основе средств работодателей и органов местного самоуправления муниципальных образований области.
II. Содержание проблемы
Концепцией действий на рынке труда на 2008-2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. N 1193-р, в качестве ключевой задачи государственной политики в области регулирования рынка труда определено создание условий для повышения эффективности занятости населения.
Анализ ситуации на регистрируемом рынке труда области выявил его сильные и слабые стороны.
К сильным сторонам, в частности, относятся:
- достаточно высокий уровень занятости населения области: среди восемнадцати регионов, входящих в Центральный федеральный округ, Ярославская область занимает пятое место по уровню занятости населения;
- постоянное повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, оказываемых населению и работодателям в соответствии с административными регламентами;
- регулярный мониторинг ситуации на локальных рынках труда и разработка необходимых мер.
Среди слабых сторон можно отметить:
- увеличение числа безработных граждан в связи с кризисными явлениями в экономике (особенно в сложной ситуации находятся пять муниципальных образований области: г. Ярославль, г. Рыбинск, г. Переславль-Залесский, Тутаевский и Гаврилов-Ямский муниципальные районы, где по сравнению с прошлым годом численность безработных, состоящих на учете, возросла в 2,8-7,1 раза);
- сокращение количества вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости области (коэффициент напряжённости на рынке труда области составляет 1,7 человека на одну вакансию);
- несоответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе.
Выявление сильных и слабых сторон рынка труда области важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и внешних факторов, которые могут оказать влияние на реализацию мероприятий по содействию занятости населения.
К возможностям следует отнести:
- внедрение информационных коммуникационных технологий, позволяющих гражданам самим получать доступ к интересующей их информации и прочим справочным материалам о возможностях трудоустройства, а также следить за появляющимися вакансиями;
- перераспределение бюджетных средств с учетом ситуации на локальных рынках труда.
Перечень внешних факторов (угроз), которые могут оказать влияние на реализацию Программы:
- дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости населения в отдельных отраслях экономики области по независящим от них обстоятельствам, что может привести к массовому увольнению работников;
- изменение величины минимального и максимального размеров пособия по безработице;
- изменение объема субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных региону полномочий в области содействия занятости населения;
- изменение законодательства о занятости населения.
Прогноз развития ситуации на рынке труда области в 2009 году включает два варианта - оптимистичный и пессимистичный. Прогнозная оценка оптимистичного варианта развития ситуации на рынке труда области предполагает, что численность зарегистрированных безработных на конец года может составить 32,0 тыс. чел., уровень безработицы - 4,5 процента. По пессимистичному варианту прогноза предполагается, что численность зарегистрированных безработных на конец года может составить 36,0 тыс. чел., уровень безработицы - 5,0 процента.
Целевые индикаторы Программы уточняются в зависимости от ситуации на рынке труда области.
Разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, относится к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и является одной из мер повышения уровня материальной обеспеченности населения.
III. Перечень программных мероприятий и целевых индикаторов
N | Наименование задачи (подзадачи), мероприятия | Наименование целевого индикатора, единица измерения | Значение целевого индикатора | Сумма расходов (тыс.рублей) | |||||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2007 |
|
| 2010 | 2011 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
1. | Проведение единой государственной политики и осуществление государственного управления в сфере занятости населения области, | уровень регистрируемой безработицы, % |
|
|
|
|
| 262143,8 | 296102,9 | 716395,4 | 375569,6 | 383866,1 | |
численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, тыс. чел. | 51,5 | 49,3 | 33,4 | 49,4 | 49,5 | ||||||||
средний период безработицы, | 4,4 | 4,2 | 4,0 | 4,4 | 4,4 | ||||||||
1.1. Оказание государственных услуг в соответствии с законодательством о занятости населения | |||||||||||||
1.1.1. | Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (обеспечение деятельности центров занятости) | получателей услуг, тыс. чел. |
|
|
|
|
| 73567,0 | 96310,3 | 109081,7 | 122293,8 | 133291,9 | |
оказано услуг работодателям, | 4018 | 3930 | 4000 | 3980 | 4000 | ||||||||
1.1.2. | Информирование о положении на рынке труда в Ярославской области | получателей | 37,4 | 41,5 | 49,8 | 46,4 | 46,4 | 931,0 | 963,0 | 1245,8 | 861,5 | 776,0 | |
1.1.3. | Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения | получателей услуг, | 38,7 | 36,3 | 33,5 | 31,0 | 30,4 | 119,0 | 633,6 | 177,6 | 209,0 | 206,7 | |
1.1.4. | Психологическая поддержка безработных граждан | получателей услуг, человек | 2711 | 2345 | 3200 | 2290 | 2300 | - | - | - | - | - | |
1.1.5. | Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест | количество | 388 | 609 | 545 | 500 | 500 | 519,0 | 521,8 | 198,7 | 514,9 | 514,9 | |
1.1.6. | Организация проведения оплачиваемых общественных работ | получателей | 2720 | 2424 | 6890 | 2306 | 2308 | 2538,0 | 3325,7 | 15687,0 | 3624,0 | 3701,5 | |
1.1.7. | Содействие самозанятости безработных граждан (оказание финансовой помощи) | получателей | 37 | 24 | 26 | 37 | 35 | 71, 0 | 52,0 | 30,8 | 55,8 | 70,4 | |
1.1.8. | Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы | получателей | 775 | 741 | 400 | 720 | 720 | 1747,0 | 1982,5 | 1553,4. | 2370,8 | 2439,0 | |
1.1.9. | Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые | получателей | 240 | 169 | 100 | 200 | 186 | 621,0 | 467,1 | 362,8 | 630,2 | 606,4 | |
1.1.10. | Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время | получателей | 7840 | 8202 | 7407 | 6551 | 6606 | 5445,0 | 7368,2 | 6727,1 | 5996,3 | 6370,4 | |
1.1.11. | Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными | получателей | 38,5 | 36,2 | 71,0 | 35,1 | 35,1 | 168907,8 | 172240,4 | 533843,3 | 226178,8 | 222278,1 | |
1.1.12. | Выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации | получателей услуг, | 82 | 92 | 90 | 220 | 240 | - | - | - | - | - | |
1.2. Повышение эффективности оказываемых услуг, результативности бюджетных расходов | |||||||||||||
1.2.1. | Повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения на основе внедрения административных регламентов | степень удовлетворённости получателей услуг, | 82,0 | 98,0 | 87,0 | 87,0 | 90,0 | - | - | - | - | - | |
1.2.2. | Повышение эффективности надзора и контроля за: | ||||||||||||
- обеспечением гарантий в области занятости населения; | наличие | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||
- полнотой и качеством предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения | количество проверок, | 10 | 15 | 16 | 18 | 20 | - | - | - | - | - | ||
1.3. Повышение конкурентоспособности безработных и незанятых граждан на рынке труда | |||||||||||||
1.3.1. | Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан | получателей | 1613 | 2113 | 7000 | 2169 | 2149 | 7629,0 | 12155,3 | 47386,4 | 12720,0 | 13460,0 | |
1.3.2. | Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда | получателей | 720 | 719 | 800 | 700 | 700 | 49,0 | 83,0 | 100,8 | 114,5 | 150,8 | |
1.3.3. | Осуществление оценки профессиональной компетентности граждан | участников, | 84 | 29 | 30 | 60 | 60 | - | - | - | - | - | |
1.3.4. | Привлечение работодателей к организации производственной практики, стажировок для безработных граждан, завершивших профессиональное обучение | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
1.4. Содействие занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы | |||||||||||||
1.4.1. | Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан | безработных граждан, | 37,3 | 34,3 | 68,5 | 35,1 | 35,2 | - | - | - | - | - | |
1.4.2. | Содействие занятости женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей | оказано содействие, | 105 | 165 | 357 | 105 | 105 | - | - | - | - | - | |
1.4.3. | Содействие трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места | оказано содействие, | 158 | 60 | 20 | 135 | 140 | - | - | - | - | - | |
1.4.4. | Профессиональная ориентация молодежи в целях формирования структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда | оказано | 11,2 | 13,3 | 14,5 | 10,0 | 10,0 | - | - | - | - | - | |
1.4.5. | Оказание предувольнительных консультационных услуг работодателям и гражданам, подлежащим увольнению в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата организаций | оказано услуг, | 2100 | 6482 | 15000 | 3000 | 3000 | - | - | - | - | - | |
1.5. Развитие регионального рынка труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы | |||||||||||||
1.5.1. | Проведение регулярного мониторинга и разработка прогноза спроса и предложения рабочей силы на рынке труда области | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
1.5.2. | Участие в работе по приведению структуры, объёмов и профилей профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствие с потребностями рынка труда | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
1.5.3. | Формирование и сопровождение областного банка вакансий, ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения с использованием программного комплекса «Катарсис» | вакансий, | 71,0 | 70,4 | 60,0 | 70,5 | 71,0 | - | - | - | - | - | |
1.5.4. | Содействие гражданам в трудоустройстве в другой местности, в том числе в переселении для работы в сельской местности | оказано | 2000 | 1429 | 2000 | 1950 | 2000 | - | - | - | - | - | |
1.5.5. | Обеспечение экономии расходования бюджетных средств при оказании государственных услуг и выполнении государственных функций в области содействия занятости населения | экономия бюджетных средств, | 438,0 | 740,5 | 1000,0 | 340,0 | 350,0 | - | - | - | - | - |