Действующий

Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области

Приложение 1
к Концепции

SWOT-анализ социально-экономического положения Ярославской области  


Возможности:
- политическая и методическая поддержка создания и развития кластеров на федеральном уровне;
- возможность получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации (Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Российская венчурная компания и т.д.) а также субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, разработку и реализацию проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП);
- интерес российских и иностранных инвесторов к реализации инвестиционных проектов по открытию новых промышленных производств и бизнес-структур в регионах Российской Федерации;
- доступ к информационным ресурсам, объединяющим наиболее успешный мировой и российский опыт формирования и развития научно-производственных кластеров и кластеров в сфере услуг (туризма) в мире и Российской Федерации

Угрозы:
- сложное финансово-экономическое состояние предприятий и организаций - хозяйствующих субъектов, субъектов малого и среднего предпринимательства - потенциальных участников создаваемых кластеров в связи с мировым экономическим кризисом;
- недоступность для хозяйствующих субъектов кредитных ресурсов для финансирования операционной деятельности и для реализации инвестиционных проектов и программ развития;
- ограниченный набор механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации, ограниченность объема средств из федерального бюджета и институтов развития Российской Федерации;
- активная деятельность в данных сферах других субъектов Российской Федерации;
- в связи с демографическими тенденциями сокращение числа высокопрофессиональных рабочих кадров в ряде отраслей экономики;
- вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и высокая конкуренция мировых производителей на глобальном рынке

Сильные стороны:
- выгодное географическое положение региона: близость к Москве и относительная близость к Санкт-Петербургу, расположение на пересечении основных автомобильных, водных и воздушных путей, магистральных нефте- и газопроводов;
- высокоразвитая промышленная база и сбалансированная структура промышленности, наличие практики заключения соглашений с вертикально интегрированными холдингами для согласования основных направлений развития входящих в них предприятий области;
- развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный и инновационный потенциал;
- квалифицированные трудовые ресурсы в различных отраслях экономики;
- значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности, включающая механизм привлечения и сопровождения инвесторов, реализующих проекты строительства на территории региона новых промышленных предприятий;
- развитие системы индустриальных парков и перспективных инвестиционных площадок для привлечения прямых промышленных инвестиций;
- эффективно действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрение в регионе механизмов аутсорсинга и субконтрактации;
- понимание необходимости использования кластерного подхода в деятельности Правительства области для развития региональной экономики и наличие политической воли со стороны руководства области к его осуществлению;
- опыт подготовительной работы по созданию кластеров в сфере производства технического текстиля, льнопереработки и производства лакокрасочных материалов

Использование сильных сторон для получения отдачи от возможностей
Активизация действий Правительства области в таких направлениях, как:
- изучение потенциала существующих экономических субъектов, учебных заведений и научных организаций, а также инвестиционного и кадрового потенциала муниципальных образований области для создания кластеров;
- пропаганда и организация активного общественного обсуждения преимуществ кластерного подхода как эффективного инструмента активной промышленной политики на региональном уровне;
- развитие индустриальных парков и подготовка перспективных инвестиционных площадок позволит перейти к системным действиям по использованию существующих возможностей для создания и развития кластеров, а именно:
- определение наиболее перспективных (или пилотных) потенциальных кластеров, используя сбалансированный подход между развитием традиционных секторов региональной экономики и поиском новых возможностей;
- создание организаций по содействию образованию и развитию перспективных кластеров, согласование и определение приоритетов развития их потенциальных участников с возможностью разработки стратегии развития кластеров;
- разработка региональных инвестиционных проектов с участием потенциальных участников кластеров для получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из федерального бюджета;
- выбор и активное «точечное» привлечение инвесторов для локализации их предприятий на территории Ярославской области с целью «доукомплектования» создаваемых перспективных кластеров

Использование сильных сторон для устранения угроз
Экономический, кадровый и инвестиционный потенциал Ярославской области является одним из важнейших конкурентных преимуществ региона для активного привлечения прямых промышленных инвестиций и экономических субъектов для развития бизнеса на территории области. Для устранения угроз деятельность Правительства области должна включать в себя следующие направления:
- привлечение прямых промышленных инвестиций для создания в экономике региона предприятий-производителей конечных продуктов, конкурентоспособных на российском и международном уровне;
- содействие действующим экономическим субъектам в получении доступных кредитных ресурсов для финансирования их инвестиционных проектов и программ развития в рамках создаваемых кластеров;
- совершенствование и расширение возможностей системы государственной поддержки малого предпринимательства в Ярославской области в части поддержки деятельности экономических субъектов в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) и внедрении инноваций в производство новых конкурентоспособных видов продукции;
- выдвижение на федеральный уровень инициатив по расширению механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации;
- постоянный мониторинг и изучение деятельности других субъектов Российской Федерации по созданию и развитию кластеров на своих территориях для использования наиболее успешного опыта в аналогичной деятельности на территории Ярославской области;
- проведение качественного анализа возможных последствий вступления России в ВТО для региональной экономики и активное лоббирование на федеральном уровне интересов действующих экономических субъектов - потенциальных участников кластеров

Слабые стороны:
- отсутствие сформированных кластеров в экономике Ярославской области;
- отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики Правительства области;
- высокий износ основных фондов предприятий области (от 47 до 63 процентов) и существенные затраты на модернизацию или переоборудование производственных мощностей;
- значительная доля промышленной продукции, выпускаемой в регионе, не является конечным продуктом, что увеличивает зависимость хозяйствующих субъектов от маркетинговой политики конечного производителя и снижает рентабельность производства;
- часть выпускаемой в регионе промышленной продукции проходит стадии жизненного цикла - зрелость и/или спад и имеет невысокую конкурентоспособность на мировом уровне;
- индивидуальная и зачастую краткосрочная стратегия развития промышленных предприятий региона;
- неразвитая система государственной поддержки инновационной деятельности в Ярославской области, медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции;
- недостаток у хозяйствующих субъектов (промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов и научно-исследовательских институтов (далее - НИИ) информации о преимуществах и мерах государственной поддержки развития бизнеса в рамках кластеров; отсутствие мер, ориентированных на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в согласовании форм и долей участия в организациях по формированию кластеров и управлению ими;
- отсутствие у хозяйствующих субъектов опыта и собственных средств для разработки документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Российской Федерации и Ярославской области;
- нестабильные связи между промышленными предприятиями, вузами и НИИ в процессе создания новых конкурентоспособных видов продукции, проведения научных исследований и внедрения разработок в производство;
- нехватка подготовленных инвестиционных площадок для развития существующих и создания новых предприятий;
- ограниченность существующей транспортной и инженерной инфраструктуры в существующих и перспективных инвестиционных площадках для реализации инвестиционных проектов по созданию и модернизации промышленных предприятий;
- отсутствие системной информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики

Преодоление слабых сторон за счет возможностей
При содействии Министерства экономического развития Российской Федерации необходимо разработать и принять пакет нормативно-правовых актов по кластерной политике Правительства области.
Разработка региональных инвестиционных проектов с участием потенциальных участников кластеров для получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из федерального бюджета на модернизацию или переоборудование производственных мощностей экономических субъектов - потенциальных участников кластеров, а также развитие инфраструктуры и подготовку инвестиционных площадок и создаваемых индустриальных парков.
Проведение комплексного анализа продукции и услуг, производимых (оказываемых) на территории региона, для определения потенциала развития экономики Ярославской области и возможных механизмов и форм получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из федерального бюджета, реализации проектов ГЧП и т.д.
Согласование с собственниками вертикально-интегрированных структур (холдингов) условий вхождения принадлежащих им крупных промышленных предприятий в создаваемые кластеры и определение приоритетных направлений развития данных предприятий в рамках кластеров.
Активное привлечение экономических субъектов - потенциальных участников кластеров и лоббирование их интересов на федеральном уровне для получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из федерального бюджета на НИОКР и внедрение инноваций в производство новых конкурентоспособных видов продукции. Создание эффективной региональной системы государственной поддержки инновационной деятельности в Ярославской области.
Оказание содействия экономических субъектов - потенциальных участников кластеров в разработке необходимой документации для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Российской Федерации и Ярославской области.
Создание Правительством области системы информационной и методической поддержки экономических субъектов - потенциальных участников кластеров, проведение семинаров и конференций по вопросам кластерной политики с участием специалистов Министерства экономического развития Российской Федерации

Преодоление слабых сторон и предотвращение угроз
Существующие угрозы Правительство области должно использовать для повышения заинтересованности существующих экономических субъектов в объединении усилий по созданию кластеров, а также налаживании тесных взаимовыгодных связей между промышленными предприятиями, вузами и научно-исследовательскими институтами (далее - НИИ) по созданию новых конкурентоспособных видов продукции, проведении НИОКР и внедрении инноваций в производство новых конкурентоспособных видов продукции.
Угрозы должны подтолкнуть Правительство области к активным действиям по использованию потенциала действующих экономических субъектов для повышения конкурентоспособности в рамках создаваемых кластеров и привлечения прямых промышленных инвестиций для создания на территории региона новой инновационной экономики и повышения доли новых видов выпускаемой продукции, в первую очередь конечных продуктов, конкурентоспособных на российском и международном уровнях