| Возможности: - политическая и методическая поддержка создания и развития кластеров на федеральном уровне; - возможность получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации (Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Российская венчурная компания и т.д.) а также субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, разработку и реализацию проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП); - интерес российских и иностранных инвесторов к реализации инвестиционных проектов по открытию новых промышленных производств и бизнес-структур в регионах Российской Федерации; - доступ к информационным ресурсам, объединяющим наиболее успешный мировой и российский опыт формирования и развития научно-производственных кластеров и кластеров в сфере услуг (туризма) в мире и Российской Федерации | Угрозы: - сложное финансово-экономическое состояние предприятий и организаций - хозяйствующих субъектов, субъектов малого и среднего предпринимательства - потенциальных участников создаваемых кластеров в связи с мировым экономическим кризисом; - недоступность для хозяйствующих субъектов кредитных ресурсов для финансирования операционной деятельности и для реализации инвестиционных проектов и программ развития; - ограниченный набор механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации, ограниченность объема средств из федерального бюджета и институтов развития Российской Федерации; - активная деятельность в данных сферах других субъектов Российской Федерации; - в связи с демографическими тенденциями сокращение числа высокопрофессиональных рабочих кадров в ряде отраслей экономики; - вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и высокая конкуренция мировых производителей на глобальном рынке |
Сильные стороны: - выгодное географическое положение региона: близость к Москве и относительная близость к Санкт-Петербургу, расположение на пересечении основных автомобильных, водных и воздушных путей, магистральных нефте- и газопроводов; - высокоразвитая промышленная база и сбалансированная структура промышленности, наличие практики заключения соглашений с вертикально интегрированными холдингами для согласования основных направлений развития входящих в них предприятий области; - развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный и инновационный потенциал; - квалифицированные трудовые ресурсы в различных отраслях экономики; - значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности, включающая механизм привлечения и сопровождения инвесторов, реализующих проекты строительства на территории региона новых промышленных предприятий; - развитие системы индустриальных парков и перспективных инвестиционных площадок для привлечения прямых промышленных инвестиций; - эффективно действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрение в регионе механизмов аутсорсинга и субконтрактации; - понимание необходимости использования кластерного подхода в деятельности Правительства области для развития региональной экономики и наличие политической воли со стороны руководства области к его осуществлению; - опыт подготовительной работы по созданию кластеров в сфере производства технического текстиля, льнопереработки и производства лакокрасочных материалов | Использование сильных сторон для получения отдачи от возможностей Активизация действий Правительства области в таких направлениях, как: - изучение потенциала существующих экономических субъектов, учебных заведений и научных организаций, а также инвестиционного и кадрового потенциала муниципальных образований области для создания кластеров; - пропаганда и организация активного общественного обсуждения преимуществ кластерного подхода как эффективного инструмента активной промышленной политики на региональном уровне; - развитие индустриальных парков и подготовка перспективных инвестиционных площадок позволит перейти к системным действиям по использованию существующих возможностей для создания и развития кластеров, а именно: - определение наиболее перспективных (или пилотных) потенциальных кластеров, используя сбалансированный подход между развитием традиционных секторов региональной экономики и поиском новых возможностей; - создание организаций по содействию образованию и развитию перспективных кластеров, согласование и определение приоритетов развития их потенциальных участников с возможностью разработки стратегии развития кластеров; - разработка региональных инвестиционных проектов с участием потенциальных участников кластеров для получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из федерального бюджета; - выбор и активное «точечное» привлечение инвесторов для локализации их предприятий на территории Ярославской области с целью «доукомплектования» создаваемых перспективных кластеров | Использование сильных сторон для устранения угроз Экономический, кадровый и инвестиционный потенциал Ярославской области является одним из важнейших конкурентных преимуществ региона для активного привлечения прямых промышленных инвестиций и экономических субъектов для развития бизнеса на территории области. Для устранения угроз деятельность Правительства области должна включать в себя следующие направления: - привлечение прямых промышленных инвестиций для создания в экономике региона предприятий-производителей конечных продуктов, конкурентоспособных на российском и международном уровне; - содействие действующим экономическим субъектам в получении доступных кредитных ресурсов для финансирования их инвестиционных проектов и программ развития в рамках создаваемых кластеров; - совершенствование и расширение возможностей системы государственной поддержки малого предпринимательства в Ярославской области в части поддержки деятельности экономических субъектов в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) и внедрении инноваций в производство новых конкурентоспособных видов продукции; - выдвижение на федеральный уровень инициатив по расширению механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации; - постоянный мониторинг и изучение деятельности других субъектов Российской Федерации по созданию и развитию кластеров на своих территориях для использования наиболее успешного опыта в аналогичной деятельности на территории Ярославской области; - проведение качественного анализа возможных последствий вступления России в ВТО для региональной экономики и активное лоббирование на федеральном уровне интересов действующих экономических субъектов - потенциальных участников кластеров |
Слабые стороны: - отсутствие сформированных кластеров в экономике Ярославской области; - отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики Правительства области; - высокий износ основных фондов предприятий области (от 47 до 63 процентов) и существенные затраты на модернизацию или переоборудование производственных мощностей; - значительная доля промышленной продукции, выпускаемой в регионе, не является конечным продуктом, что увеличивает зависимость хозяйствующих субъектов от маркетинговой политики конечного производителя и снижает рентабельность производства; - часть выпускаемой в регионе промышленной продукции проходит стадии жизненного цикла - зрелость и/или спад и имеет невысокую конкурентоспособность на мировом уровне; - индивидуальная и зачастую краткосрочная стратегия развития промышленных предприятий региона; - неразвитая система государственной поддержки инновационной деятельности в Ярославской области, медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции; - недостаток у хозяйствующих субъектов (промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов и научно-исследовательских институтов (далее - НИИ) информации о преимуществах и мерах государственной поддержки развития бизнеса в рамках кластеров; отсутствие мер, ориентированных на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в согласовании форм и долей участия в организациях по формированию кластеров и управлению ими; - отсутствие у хозяйствующих субъектов опыта и собственных средств для разработки документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Российской Федерации и Ярославской области; - нестабильные связи между промышленными предприятиями, вузами и НИИ в процессе создания новых конкурентоспособных видов продукции, проведения научных исследований и внедрения разработок в производство; - нехватка подготовленных инвестиционных площадок для развития существующих и создания новых предприятий; - ограниченность существующей транспортной и инженерной инфраструктуры в существующих и перспективных инвестиционных площадках для реализации инвестиционных проектов по созданию и модернизации промышленных предприятий; - отсутствие системной информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики | Преодоление слабых сторон за счет возможностей При содействии Министерства экономического развития Российской Федерации необходимо разработать и принять пакет нормативно-правовых актов по кластерной политике Правительства области. Разработка региональных инвестиционных проектов с участием потенциальных участников кластеров для получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из федерального бюджета на модернизацию или переоборудование производственных мощностей экономических субъектов - потенциальных участников кластеров, а также развитие инфраструктуры и подготовку инвестиционных площадок и создаваемых индустриальных парков. Проведение комплексного анализа продукции и услуг, производимых (оказываемых) на территории региона, для определения потенциала развития экономики Ярославской области и возможных механизмов и форм получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из федерального бюджета, реализации проектов ГЧП и т.д. Согласование с собственниками вертикально-интегрированных структур (холдингов) условий вхождения принадлежащих им крупных промышленных предприятий в создаваемые кластеры и определение приоритетных направлений развития данных предприятий в рамках кластеров. Активное привлечение экономических субъектов - потенциальных участников кластеров и лоббирование их интересов на федеральном уровне для получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из федерального бюджета на НИОКР и внедрение инноваций в производство новых конкурентоспособных видов продукции. Создание эффективной региональной системы государственной поддержки инновационной деятельности в Ярославской области. Оказание содействия экономических субъектов - потенциальных участников кластеров в разработке необходимой документации для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Российской Федерации и Ярославской области. Создание Правительством области системы информационной и методической поддержки экономических субъектов - потенциальных участников кластеров, проведение семинаров и конференций по вопросам кластерной политики с участием специалистов Министерства экономического развития Российской Федерации | Преодоление слабых сторон и предотвращение угроз Существующие угрозы Правительство области должно использовать для повышения заинтересованности существующих экономических субъектов в объединении усилий по созданию кластеров, а также налаживании тесных взаимовыгодных связей между промышленными предприятиями, вузами и научно-исследовательскими институтами (далее - НИИ) по созданию новых конкурентоспособных видов продукции, проведении НИОКР и внедрении инноваций в производство новых конкурентоспособных видов продукции. Угрозы должны подтолкнуть Правительство области к активным действиям по использованию потенциала действующих экономических субъектов для повышения конкурентоспособности в рамках создаваемых кластеров и привлечения прямых промышленных инвестиций для создания на территории региона новой инновационной экономики и повышения доли новых видов выпускаемой продукции, в первую очередь конечных продуктов, конкурентоспособных на российском и международном уровнях |