Действующий

Об утверждении новой редакции областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" на 2008-2010 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации и Правительства области

I. Содержание проблемы


Современное жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) Ярославской области - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Всего в этом секторе задействовано 354 предприятия и организации, из которых 209, или более 59 процентов, - частной и смешанной форм собственности. Потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса являются практически все население области, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики.

Жилищный фонд Ярославской области, 29 процентов которого находится в муниципальной собственности, составляет 29,5 млн. квадратных метров. В частной собственности граждан и юридических лиц находится 68 процентов жилых помещений. Почти половина жилищного фонда Ярославской области имеет износ от 31 до 65 процентов.

В течение последних лет отрасль претерпевает серьезные изменения, осуществляется её дальнейшее развитие путём проведения реформирования ЖКХ, являющегося составной частью преобразований экономики области и неразрывно связанного с целями и задачами территориального планирования Ярославской области.

Анализ изменений, произошедших в ЖКХ области, показывает, что факторами успеха (сильными сторонами) в отрасли являются:

- создание правовых и организационных основ государственной политики в отрасли, определение приоритетных направлений и отработка механизмов её реализации;

- постепенное повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг с одновременным применением мер адресной социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения;

- завершение приёмки-передачи ведомственного жилищного фонда и объектов социальной сферы в муниципальную собственность;

- формирование конкурентной среды;

- реализация мероприятий по газификации, модернизации объектов инженерной инфраструктуры и энергоресурсосбережению, основной целью которых является рациональное использование энергоресурсов, исключение непроизводительных затрат при производстве коммунальных услуг, установка приборов учета потребления коммунальных услуг;

- наличие высококвалифицированных инженерно-технических специалистов.

Наряду с положительными результатами преобразований, пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в сфере ЖКХ и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания населения вследствие наличия следующих слабых сторон (проблем) отрасли:

- низкий коэффициент использования основных фондов отрасли;

- недостаточные объемы государственного и частного инвестирования в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;

-ограниченность собственных средств предприятий на капитальный ремонт, реконструкцию и обновление основных фондов;

- наличие сверхнормативных затрат энергетических ресурсов на производство коммунальных услуг;

- низкий уровень оборудования жилищного фонда индивидуальными приборами учёта коммунальных ресурсов;

- высокий процент износа объектов коммунальной инфраструктуры, который составляет около 65-70 процентов;

- высокий уровень потерь воды (20 процентов) и тепловой энергии (более 30 процентов) в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Потери, прежде всего, связаны с техническим состоянием сетей, более трети которых нуждаются в замене;

- низкий уровень газификации жилищного фонда (67 процентов), особенно в сельской местности (18 процентов);

- высокая доля тепла (около 27 процентов) производится котельными, работающими на дорогостоящем жидком топливе, цены на которое не регулируются;

- проблемы в обеспечении населения Ярославской области качественной питьевой водой, соответствующей санитарным и эпидемиологическим нормам;

- высокая доля непроизводительных расходов;

- сложное финансовое состояние организаций ЖКХ;

- наличие не оформленных в установленном порядке аварийных и непригодных для проживания жилых домов;

- увеличение доли аварийного жилищного фонда из-за недоремонта и физического износа многоквартирных домов.

В настоящее время большинство муниципальных предприятий ЖКХ являются убыточными, что приводит к инициированию налоговыми органами процедур банкротства. Существенным препятствием для реформирования ЖКХ является значительный объём накопленной дебиторской (около 3,5 млрд. рублей) и кредиторской (3,9 млрд. рублей) задолженности организаций ЖКХ, из-за наличия которой большая часть средств расходуется на выплату штрафов и пеней.

Указанные слабые стороны отрасли усугубляются одновременным проведением реформы местного самоуправления и передачей полномочий в сфере ЖКХ вновь образованным поселениям в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Важно выявить сильные и слабые стороны ЖКХ с целью анализа возможностей и угроз и определения дальнейшего пути развития ЖКХ.