Решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми является одной из актуальных задач органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области.
В Ярославской области сформирована законодательная база, направленная на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При разработке региональных нормативных правовых актов предусматриваются положения, касающиеся защиты прав детей. Так, в Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з"Социальный кодекс Ярославской области" включена норма об обеспечении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путевками в учреждения отдыха и оздоровления детей.
С 1996 года реализуется областная целевая программа "Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних". Вопросы профилактики детского и семейного неблагополучия нашли отражение и в других областных ведомственных программах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, молодёжи, культуры и спорта.
Сформирована областная база данных о безнадзорных, самовольно ушедших из семей и различных учреждений, подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей (или иных законных представителей), находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, учреждениях исполнения наказаний несовершеннолетних, а также детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
В соответствии с действующим законодательством координацию работы органов и учреждений системы профилактики осуществляют комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов. В области созданы 84 общественные комиссии при администрациях сельских поселений. Деятельность данных комиссий позволяет организовать работу по ранней профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. С целью информационно - аналитического и методического обеспечения деятельности комиссий всех уровней создан областной методический совет специалистов отделов и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В департаменте образования Ярославской области, департаменте труда и социальной поддержки населения Ярославской области работают межведомственные координационные советы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Приняты совместные приказы данных департаментов Ярославской области, Управления внутренних дел по Ярославской области по обеспечению межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики.
Действующим законодательством государственные полномочия Ярославской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав переданы органам местного самоуправления муниципальных образований области. Успешно реализуются данные полномочия в г. Ярославле, г. Рыбинске, г. Переславле-Залесском, в Даниловском, Угличском, Ростовском, Пошехонском, Первомайском, Рыбинском муниципальных районах.
В настоящее время на постоянной основе работают 82 специалиста (при нормативе - 1 специалист на 3 тысячи человек детского населения), которые осуществляют указанные переданные полномочия и обеспечивают функционирование 26 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Защиту прав детей осуществляют органы опеки и попечительства. Количество специалистов по опеке и попечительству составляет 115 человек (при нормативе - 1 специалист на 2 тысячи человек детского населения). В органах внутренних дел введены 75 должностей "школьный инспектор" и 2 должности "социальный инспектор".
Основным звеном системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является функционирующая в области сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации. В 2008 году в этих учреждениях оказана помощь 1577 детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно в области проводятся комплексные профилактические мероприятия "Дети", целью которых является выявление неорганизованных подростков, склонных к бродяжничеству, и родителей, допускающих безответственное отношение к воспитанию своих детей.
Одним из основных направлений деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является организация досуговой занятости. Департамент по делам молодёжи Ярославской области проводит конкурсы вариативных программ профилактической направленности. В 2008 году на таком конкурсе были представлены 115 программ. Из средств бюджета области профинансированы 72 программы на сумму 850 тысяч рублей. Важное значение в профилактической работе имеет возможность трудовой занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время. Ежегодно с привлечением средств областного бюджета создаются рабочие места и трудоустраиваются более 23 тысяч подростков. Приоритетным правом пользуются подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и органах внутренних дел.
В области осуществляется системный подход в организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2008 г. прошли оздоровление 14945 детей. Проводятся областные и муниципальные оздоровительные, реабилитационные и профильные лагеря для подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и органах внутренних дел. С 1996 года работает лагерь "Викинги" для несовершеннолетних с проблемами зависимости от психоактивных веществ, организована работа 7 военно-патриотических лагерей на базе воинских частей, расположенных на территории области.
Принимаются меры по повышению позитивной направленности в работе средств массовой информации при создании теле - радиопередач и публикаций для детей и их родителей. На областном телевидении выходит цикл телепередач "Понять, чтобы помочь", посвящённых проблемам несовершеннолетних, издаются региональные журналы "Наши дети", "Теплый дом".
Реализация мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области позволили достичь определенных положительных результатов и стабилизировать обстановку в области.
В последние годы наблюдается снижение количества безнадзорных детей. На 01.01.2009 в областном банке данных зарегистрировано 173 несовершеннолетних (в 2007 году - 209). Уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении. В настоящее время в области таких семей 3917, в них проживает 6365 детей (в 2007 году - 4733 семьи, 7389 детей). Соответствующий анализ оперативной обстановки преступности несовершеннолетних на территории области по итогам 2008 года говорит о снижении её уровня практически по всем показателям. С 2006 года в Ярославской области отмечается снижение уровня преступности несовершеннолетних и сокращение количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. В 2008 году по сравнению с предыдущим годом на 10,1 процента (с 1394 до 1253) уменьшилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. На 20,5 процента (с 1325 до 1053) сократилось число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. Удельный вес преступлений, совершённых несовершеннолетними в общей структуре расследованных снизился и составил 8,3 процента (в 2007 году - 9,1 процента). По Центральному федеральному округу он составляет 5,6 процента.
На 01.01.2009 в области создано 619 приёмных семей, в которых воспитывается 869 детей. В 2008 году передано на воспитание в семьи 789 детей, в том числе 425 - детей взяты под опеку, 247 - устроены в приёмные семьи, 103 - усыновлены, 14 - взяты на воспитание в патронатные семьи. Уменьшилось количество детей, оставленных родителями в лечебных учреждениях: в 2007 году - 117 детей, в 2008 году - 110 детей. В 2008 году 49 детей, лишившихся родительского попечения, из вновь выявленных, возвращены в кровные семьи.
Вместе с тем принимаемые меры не приводят пока к существенным изменениям ситуации с социальным неблагополучием детей и семей в области. В 2008 году на 24, 7 процента (с 287 до 358) увеличилось количество преступлений, совершенных подростками в общественных местах, на 13,7 процента (с 227 до 258) - совершённых на улице. На 4,4 процента по сравнению с 2007 годом (с 3974 до 4149) больше составлено протоколов об административной ответственности в отношении несовершеннолетних. В 2008 году произошёл рост подростковой преступности в Борисоглебском, Брейтовском, Гаврилов - Ямском, Некоузском, Некрасовском, Тутаевском муниципальных районах, Дзержинском районе города Ярославля. Не уменьшается количество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на 01.01.2009 их число составляет 5285 человек, 90 процентов из них - социальные сироты. Остаётся высоким число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 844, в 2007 году - 983). Ежегодно около 800 родителей лишаются родительских прав. Количество лиц, восстановленных в родительских правах, не увеличивается (в 2008 году - 22, в 2007 году - 27).
Актуальными остаются вопросы совершенствования некоторых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, раннего семейного неблагополучия. Дополнительного правового регулирования требует решение проблем по обслуживанию семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, а также дальнейшее совершенствование деятельности и оснащение действующей в области сети учреждений системы профилактики. Необходимым является открытие кризисных центров для женщин и несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению.
В 2008 году наблюдается рост количества несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей (иных законных представителей) (в 2007 году -111 детей, в 2008 году - 124). Не сокращается количество несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, психоактивные вещества, наркотические средства и состоящих под наблюдением в областной наркологической клинической больнице, где открыто отделение для подростков на 20 мест. Острой остаётся ситуация с пивным алкоголизмом среди несовершеннолетних. В учреждениях здравоохранения области только в 6 муниципальных образованиях работают детские психиатры-наркологи. Муниципальные учреждения здравоохранения недостаточно обеспечены тестами экспресс - диагностики на наркотики.
Деятельность учреждений дополнительного образования, спорта, культуры, молодежи, клубные, кружковые и творческие объединения для детей и подростков не соответствует современным требованиям. Не хватает технических кружков, клубов обучения компьютерной грамотности. В предыдущие годы в области имелся опыт по продлению работы спортивных залов образовательных учреждений в вечернее время. Но в 2009 г. финансирование данных мероприятий за счёт средств областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2008 - 2009 годы прекращено.
Наблюдается тенденция увеличения числа неорганизованных несовершеннолетних, вовлекаемых в неформальные молодежные объединения асоциального характера. По данным Управления внутренних дел по Ярославской области, 746 лиц поддерживают идеологию различных неформальных молодежных объединений антиобщественной направленности, 244 из них - несовершеннолетние. В областном центре неформальные группы и объединения занимают значимое место в подростковой и молодежной субкультуре города: примерно каждый четвертый молодой житель Ярославля состоит в каком-либо неформальном объединении асоциального характера. Из них 66,4 процента - школьники и 33,6 процента - студенты. Большинство членов таких неформальных объединений - дети из благополучных и достаточно обеспеченных семей.
Решение проблем профилактики негативных явлений среди несовершеннолетних, их социальной адаптации, предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми по -прежнему остается одной из основных задач социальной политики области.
В целях совершенствования работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо:
- принять меры по сохранению и оптимизации структуры органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- разработать и внедрить государственные социальные стандарты и критерии оценки эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- развивать новые технологии и формы организации профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
- разработать механизмы регулирования отношений в осуществлении органами и учреждениями системы профилактики деятельности, связанной с предупреждением раннего семейного неблагополучия, социального сиротства детей;
- обратить особое внимание на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
- принять организационные и иные меры по реализации прав детей на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства;